Решение (о признании бездействия администрации Корсаковского городского округа в части исполнения полномочий по организации освещения улиц незаконным)



Дело № 2- 447/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2011 года г.Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

Под председательством судьи Л.Ф.Шустовой,

При секретаре Т.А. Чайка,

С участием:

Прокурора Л.Г.Суртаевой,

Представителей:

администрации и депаратмента городского хозяйства

администрации Корсаковского городского окурга В.Н.Ганькевича,

МУП «Районные электрические сети» А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корсаковского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации Корсаковского городского округа в части исполнения полномочий по организации освещения улиц незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Корсаковский городской прокурор 18 марта 2011 года обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с заявлением о признании бездействия администрации Корсаковского городского округа, в части исполнения полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и по организации освещения улиц незаконным.

В обоснование заявления указано, что в результате проверки состояния улично-дорожной сети города Корсаков, проведенной Корсаковской городской прокуратурой совместно со старшим специалистом отдела финансового, кадрового и правового обеспечения Управления государственного автодорожного надзора по Сахалинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Д., главным специалистом департамента городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа Е., старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОВД г.Корсакова Б., заместителем начальника по содержанию и эксплуатации автомобильных дорог ГУДП «<...>» В., главным инженером МУП «Корсаковское ДРСУ» Г. выявлено отсутствие стационарного уличного электрического освещения на участках автомобильных дорог: <адрес>; <адрес> (на всем протяжении); <адрес> (на всем протяжении <адрес>). Ссылаясь на ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», истец отмечает, что автомобильная дорога включает в себя одним из элементов обустройства объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Собственником автомобильных дорог в границах муниципального образования «Корсаковский городской округ» является муниципальное образование и на него возложено бремя их содержания, а также организация освещения улиц. Бездействие администрации в данном вопросе влечет нарушение прав граждан, общества и государства путем обеспечения безопасности дорожного движения.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования и просил: признать бездействие администрации муниципального образования «Корсаковский городской округ» в части исполнения полномочий по организации освещения улиц незаконным; возложить на администрацию муниципального образования «Корсаковский городской округ» обязанность исполнить полномочия по организации освещения улиц по следующим объектам: участок автомобильной дороги- <адрес>, от <адрес>; участок автомобильной дороги – <адрес>(на всем протяжении); участок автомобильной дороги – <адрес> ( на всем протяжении <адрес> до <адрес>).

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Суртаева Л.Г. настаивала на исковых требованиях.

Представитель администрации МО Корсаковского района и департамента городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа Ганькевич В.Н., действующий на основании доверенности, не соглашаясь с заявлением прокурора, полагал, что администрация Корсаковского городского округа не является получателем и распорядителем бюджетных средств на содержание дорог и улиц, поэтому не может выступать надлежащим ответчиком по заявлению прокурора. Ответственность за содержание дорог и улиц возложена на Департамент городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа, которым 24 января 2011 года заключено соглашение с МУП «Районные электрические сети»(далее МУП «РЭС») на предоставление субсидии из бюджета Корсаковского городского округа в целях возмещения(компенсации) затрат, связанных с организацией и содержанием уличного освещения в границах Корсаковского городского округа. Поскольку ни администрация, ни депаратмент городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа не имели сведений о том, что на указанных в заявлении прокурора улицах требуется освещение, никаких работ по освещению этих улиц не производилось. В настоящее время сведения предоставлены и будут приняты меры к организации освещения этих улиц.

Руководитель МУП «РЭС» А., действующий в силу должностных полномочий, пояснил, что МУП «РЭС» осуществляет обслуживание электрических сетей города, в том числе уличного освещения. На каких именно улицах должно быть стационарное электрическое освещение решение принимает администрация Корсаковского городского округа. С участием МУП «РЭС» разрабатываются Технические условия. Затем Департамент городского хозяйства готовит проект, его согласование, заключает договор с подрядчиком и осуществляет финансирование.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как указано в заявлении прокурора и подтверждено Актом специальной проверки состояния улично-дорожной сети города Корсакова от 16 февраля 2011 года, в части касающейся предмета иска и не оспаривается ответчиком, в <адрес> до <адрес> на всем протяжении дороги, на <адрес> на всем протяжении до <адрес> отсутствует стационарное электрическое освещение.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги с боры, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу пунктов 1, 3, 5, 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.03.2011, с изм. от 29.03.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7).

Из приведенных в статье 3 названного Закона основных понятий: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса, следует, что одним из элементов обустройства автомобильной дороги являются объекты, предназначенные для освещения улиц.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 49 Устава муниципального образования "Корсаковский городской округ" Сахалинской области" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета городского округа, а также имущественные права городского округа. В собственности городского округа находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения: имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов в границах городского округа; автомобильные дороги местного значения в границах городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Таким образом, собственником автомобильных дорог в границах муниципального образования "Корсаковский городской округ" является указанное муниципальное образование, на которое и возложено бремя их содержания.

В соответствии со статьей 41 Устава муниципального образования "Корсаковский городской округ" Сахалинской области", принятого Решением районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 29.01.2009 N 110, Администрация Корсаковского городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Сахалинской области.

В силу пунктов 1, 5, 26, 28 статьи 8 данного Устава к вопросам местного значения городского округа относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа; организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

Статьей 43 Устава определено, что Администрация Корсаковского городского округа, осуществляя исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федерального и регионального законодательства, настоящего Устава, нормативных правовых актов Собрания, мэра Корсаковского городского округа, самостоятельно решает вопросы управления и наделена следующими полномочиями:

разрабатывает и представляет мэру городского округа проекты программ социально-экономического развития городского округа, а также проекты целевых программ по отдельным направлениям деятельности и обеспечивает исполнение этих программ.

На основании изложенного, в силу приведенных норм, Администрация Корсаковского городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на который возлагается обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, организация освещения улиц. Следовательно, именно Администрация Корсаковского городского округа является надлежащим ответчиком по рассматриваемому исковому заявлению.

Из объяснений руководителя МУП «РЭС» А. и привлеченного судом в качестве специалиста старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОВД г.Корсакова Б. следует, что на указанных в исковом заявлении улицах электрическое освещение, включая опоры полностью отсутствует. Для установления опор и электросети требуется проектирование работ, согласование проекта, соответствующее финансовое обеспечение.

В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Согласно пункту 4 статьи 6 данного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221 «Автомобильные дороги и улицы». Настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Стандарт распространяется с 01.01.95 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - улицы и дороги местного значения отнесены к категории В. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.

Наружное освещение относится к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

Недостаточное освещение - отсутствие освещения в необходимых местах, где оно должно быть предусмотрено согласно требованиям СНиП 2.05.02-85, несоблюдение требований СНиП по освещенности при наличии освещения, неисправное освещение - отсутствие освещения из-за отказов в работе наружных осветительных установок, связанных с обрывом электрических проводов или повреждением опор в силу п.п.15, 16 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации" (утв. ФДС РФ 29.05.1998) является одним из условий сопутствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.

Из анализа статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 06.04.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что придорожные полосы автомобильных дорог подпадают под действие градостроительного регламента и разрешение на строительство в их пределах должно выдаваться органами местного самоуправления.

Как установлено в ч. 5 названной статьи, разрешение на строительство при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах придорожных полос автомобильных дорог, выдается органом местного самоуправления городского округа в случае размещения объекта дорожного сервиса в границах городского округа. Данное положение согласуется с п. 5 ч. 3 ст. 8 ГсК

РФ, в соответствии с которым выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расходы местного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения формируются в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Иначе говоря, подлежит определению объем работ, необходимый для приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов, и на основе нормативов финансовых затрат рассчитываются объемы бюджетных ассигнований из местного бюджета, необходимые для финансирования данных работ. Полномочиями на утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта РФ на указанные цели в соответствии с ч. 3 названной статьи наделен орган местного самоуправления. Данная норма согласуется с положением п. 11 ст. 13 данного Закона, которым указанные вопросы отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, и с положениями ст. 154 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ) о бюджетных полномочиях исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований.

Порядок предоставления в 2011 году субсидии из бюджета Корсаковского городского округа юридическим лицам - производителям работ (услуг) в целях возмещения (компенсации) затрат, связанных с организацией и содержанием уличного освещения в границах Корсаковского городского округа, утвержденный Постановлением Мэра Корсаковского городского округа от 24.01.2011 N 51, на который ссылается представитель администрации Корсаковского городского округа, определяет цели, условия, порядок предоставления за счет средств бюджета Корсаковского городского округа (далее - местный бюджет) субсидии на возмещение (компенсацию) затрат, связанных с организацией и содержанием уличного освещения в границах Корсаковского городского округа (далее - субсидия). Однако, согласно п.3 Порядка к категории юридических лиц, имеющих право на получение субсидии, относятся производители услуг, обладающие находящимся в муниципальной собственности Корсаковского городского округа имуществом уличного освещения (далее - получатель субсидии), тогда как в данном случае уличное освещение на указанных в иске объектах отсутствует.

Доводы представителя ответчика о неосведомленности об отсутствии освещения на указанных улицах не состоятельны, поскольку противоречат приведенным нормативным актам, относящим вопросы организации уличного освещения к ведению органов местного самоуправления.

Кроме того, 28 декабря 2010 года в адрес мэра Корсаковского городского округа начальником ОВД по МО Корсаковского района направлялось информационное письмо, в котором отражено отсутствие стационарного электрического освещения на улицах города, включая ул. <адрес>, <адрес> и предложено провести комплекс мероприятий, направленных на обустройство стационарным электрическим освещением автомобильных дорог и улиц в пределах населенных пунктов, автобусных остановках, пешеходных переходов в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

При таких обстоятельствах, доводы прокурора о том, что бездействие администрации Корсаковского городского округа, не организовавшей освещение улиц по следующим объектам: участок автомобильной дороги- <адрес>, от <адрес>; участок автомобильной дороги – <адрес>(на всем протяжении); участок автомобильной дороги – <адрес> ( на всем протяжении <адрес> до <адрес>), что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, признаются обоснованными, а требования прокурора о возложении на ответчика обязанности исполнить полномочия по организации освещения улиц подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Заявление Коросаковского городского прокурора удовлетворить

Признать бездействие администрации муниципального образования «Корсаковский городской округ» в части исполнения полномочий по организации освещения улиц незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Корсаковский городской округ» исполнить полномочия по организации освещения улиц по следующим объектам:

- участок автомобильной дороги – <адрес> от <адрес>;

- участок автомобильной дороги – <адрес> (на всем протяжении);

- участок автомобильной дороги – <адрес> (на всем протяжении <адрес> до <адрес>).

Решение может быть обжаловано в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение 10 дней после его вынесения в окончательной форме.

Судья Л.Ф.Шустова

Решение в окончательной форме вынесено: 06 мая 2011 года

Судья Л.Ф.Шустова