Дело № 2-348/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2011 года г.Корсаков
Корсаковский городской суд Сахалинской области
под председательством судьи Л.Ф.Шустовой,
при секретаре Т.А.Чайка,
с участием представителей:
истца С.В.Волошенко,
ответчика В.Н.Ганькевича,
специалиста А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скочиленко Ю.В. к администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности на исполнительный орган местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л :
Скочиленко Ю.В. 21 февраля 2011 года обратился в суд с исковым заявлением о возложении на администрацию Корсаковского городского округа обязанности заключить с ним договор купли-продажи земельных участков: <...> кв.м. с кадастровым номером №; площадью <...> кв.м., с кадастровым номером №; площадью <...> кв.м., с кадастровым номером №; площадью <...> кв.м., с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>.
В исковом заявлении указано, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 02 марта 2010 года № Скочиленко Ю.В. принадлежат на праве пожизненного наследуемого владения перечисленные земельные участки, находящиеся в с.Муравьево Корсаковского района Сахалинской области. 22 апреля 2010 года он обратился к ответчику с заявлением о приобретении указанных земельных участков в собственность. При этом он представил ответчику правоустанавливающие документы на земельные участки, а также кадастровые паспорта земельных участков от 09 апреля 2010 года. В ответ на обращение с указанным заявлением ответчик предложил ему установить границы земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства, поскольку границы земельных участков не были установлены, о чем имелась соответствующая особая отметка в кадастровых паспортах на земельные участки. Межевые планы были переданы в Земельную кадастровую палату для внесения соответствующих изменений в кадастровые паспорта земельных участков. 20 декабря 2010 года им были получены в Земельной кадастровой палате кадастровые паспорта земельных участков, не содержащиеся указание на то, что границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. На его повторное обращение к ответчику с заявлением о приобретении земельных участков в собственность с приложением кадастровых паспортов и межевых планов земельных участков, подтверждающих установление границ земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства, ответчик отказал в предоставлении в ему собственность указанных земельных участков. Свой отказ ответчик мотивировал тем, что границы земельных участков не согласованы с ним, предложил обратиться к кадастровым инженерам для приведения границ земельных участков в соответствие с землеустроительной документацией и указал на отсутствие документа, подтверждающего государственную регистрацию фермерского хозяйства. Полагая, что отказ ответчика в предоставлении земельного участка в собственность за плату не соответствует закону, ссылаясь на нормы земельного законодательства, просил признать решение администрации Корсаковского городского округа об отказе в предоставлении ему в собственность земельных участков незаконным и обязать заключить с ним договор купли-продажи унаследованных им земельных участков, расположенных по адресу: Сахалинская область, Корсаковский район, с.Муравьево.
В судебном заседании представитель истца Волошенко С.В., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования, уточнив, что наследодатель Б. до своей смерти обращался к ответчику с заявлением о приобретении названных земельных участков в собственность, но не успел завершить решение этого вопроса, в связи со смертью.
Представитель администрации Корсаковского Городского округа Ганькевич В.Н., действующий на основании доверенности, возражая против удовлетворения заявления, полагал отказ администрации Корсаковского городского округа в предоставлении Скочиленко Ю.В. указанных земельных участков в собственность законным и обоснованным, поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие регистрацию крестьянского фермерского хозяйства, а границы земельных участков не соответствуют установленным Государственным актом границам.
Выслушав объяснения представителей сторон, специалиста, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 02 марта 2010 года
наследником имущества Б., умершего 20 августа 2009 года, является сын Скочиленко Ю.В.. Наследство, на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из права пожизненного наследуемого владения земельными участками: <...> кв.м. с кадастровым номером №; площадью <...> кв.м., с кадастровым номером №; площадью <...> кв.м., с кадастровым номером №; площадью <...> кв.м., с кадастровым номером №, расположенными по адресу: <адрес> на землях населенных пунктов в ведении администрации муниципального образования «Корсаковский городской округ», предоставленным для организации крестьянского хозяйства.
Право пожизненного наследуемого владения Скочиленко Ю.В. на земельные участки, указанные в свидетельстве о праве на наследство по закону, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29 марта 2010 года, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области 29 марта 2010 года выданы свидетельства о государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Субъектами наследования участка на праве пожизненного наследуемого владения могут быть только граждане, которым земельные участки ранее предоставлялись безвозмездно из числа земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. То есть такие участки в отличие от принадлежащих гражданам на праве собственности не могут переходить по наследству к юридическим лицам как по закону, так и по завещанию. Других особенностей в наследовании земельных участков на праве собственности и на праве пожизненного наследуемого владения действующее законодательство не содержит. Право пожизненного наследуемого владения конкретными земельными участками сохраняется постольку, поскольку осуществляется их наследование.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Земельный участок согласно действующему законодательству обладает оборотоспособностью, которой согласно ст. 129 ГК РФ признается возможность вещи или имущественного права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Из общего положения об оборотоспособности земельных участков исходит ст. 260 ГК РФ, которая устанавливает, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Изъятие и ограничение в обороте земельных участков могут быть установлены только федеральными законами, поскольку Конституцией РФ утверждается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасно. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Согласно статье 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в силу закона не может принадлежать гражданам и юридическим лицам. В ЗК РФ установлен перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность (кроме случаев, установленных федеральным законом).
Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения должен быть урегулирован специальным федеральным законом.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона).
Как указано в свидетельствах о регистрации права пожизненного наследуемого владения спорными земельными участками, они расположены по адресу: <адрес> на землях населенных пунктов в ведении администрации муниципального образования «Корсаковский городской округ», предоставленных для организации крестьянского хозяйства.
Полномочиями по предоставлению земельных участков из государственной или муниципальной собственности обладают органы государственной власти или местного самоуправления согласно ст. 29 ЗК РФ в пределах предоставленной им компетенцией в соответствии со ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ и иными нормативными актами.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований возможного отказа в предоставлении земельного участка гражданам или юридическим лицам. При этом его положения распространяются не только на случаи предоставления земельных участков для строительства, но и на любые цели использования земли, в том числе в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.
Как отмечено в Определении Верховного Суда РФ от 02.03.2011 N 74-Г11-1, отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, к сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Статьёй 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами(п.4).
В силу статьи 2 Закона Сахалинской области от 31.05.2006 N 54-ЗО (ред. от 05.10.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Сахалинской области" (принят Сахалинской областной Думой 18.05.2006) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Сахалинской области, осуществляется со дня вступления в силу настоящего Закона.
Из анализа приведенных норм действующего законодательства следует вывод об отсутствии оснований для отказа в передаче Скочиленко Ю.В. в собственность указанных в исковом заявлении земельных участков.
Доводы представителя ответчика о том, что крестьянское хозяйство Скочиленко не зарегистрировано, не обоснованы, так как спорные земельные участки предоставлялись гражданину Б. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства до 1991 года, что следует из Государственного акта на земельные участки, свидетельства о праве на наследство по закону и соответствует требованиям статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Нельзя согласиться и с доводами представителя ответчика о несовпадении реальных границ земельных участков, с тем, что значится в техническом отчете в плане границ землепользования крестьянского хозяйства Б., поскольку при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, не нарушены права смежных землепользователей.
В судебном заседании кадастровый инженер, директор ООО «Акванит» А., привлеченный судом в качестве специалиста, пояснил, что согласования границ со смежными землепользователями не требовалось, поскольку смежных землепользователей нет. На его запрос в администрации Корсаковского городского округа о предоставлении топографической съемки был получен отказ. В Государственном акте нет геоданных, отсутствуют поворотные точки, сведения о площади земельных участков. При совмещении повортных точек, отраженных в техническом отчете Дальгипрозема происходит накладка одного земельного участка на другой. Схемы расположения земельных участков в техническом отчете Дальгипрозема и в Государственном акте не соответствуют. Поэтому межевание земельных участков произведено в соответствии с действующим занодательством о кадастровом учете, с учетом условий местности и фактического расположения объектов. Приведенные специалистом обстоятельства подтверждены материалами дела и составленными им схемами, демонстрирующими имеющиеся противоречия в схемах расположения земельных участков.
Положения пунктов 2 и 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", устанавливающие право гражданина на подачу заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления о предоставлении или передаче земельного участка в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче его в аренду, применяются в нормативном единстве с другими положениями Земельного кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов.
Следовательно, реализация права гражданина на подачу заявления о предоставлении земельного участка, равно как и исполнение обязанности органа государственной власти или органа местного самоуправления принять соответствующее решение, закрепленные данными положениями, допустимы лишь на условиях, установленных законом, в частности исходя из общего принципа платности предоставления земельных участков в собственность граждан или прямо установленных законом случаев предоставления земельных участков в собственность бесплатно.
Как установлено статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату; предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
За истцом зарегистрировано право пожизненного наследуемого владения спорными земельными участками, которые относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, что дает ему право на выкуп данных земельных участков в силу пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
К отношениям по купле-продаже земельных участков применяются общие положения о купле-продаже главы 30 ГК РФ с учетом особенностей, обусловленных спецификой данных отношений в сфере регулирования земельного законодательства.
При заключении договора купли-продажи земельного участка обязанностью продавца является соблюдение преимущественного права покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта Федерации, органа местного самоуправления. Эта обязанность закреплена в статье 8 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и означает то, что продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.
В Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определяются принципы, на которых основывается оборот данных земель. К ним относится сохранение целевого использования земельных участков.
Требование истца о понуждении ответчика к заключению с ним договора купли-продажи земельных участков подлежит удовлетворению с учетом приведенных требований закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Скочиленко Ю.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации Корсаковского городского округа об отказе в предоставлении в собственность Скочиленко Ю.В. земельных участков, расположенных по адресу: Сахалинская область, Корсаковский районе, с. Муравьево, содержащееся в письме № от 20 января 2011 года.
Обязать Администрацию Корсаковского городского округа заключить со Скочиленко Ю.В. договор купли-продажи земельных участков: площадью <...> кв.м. с кадастровым номером №; площадью <...> кв.м. с кадастровым номером №; площадью <...> кв.м. с кадастровым номером №; площадью <...> кв.м., с кадастровым номером №, расположенных по адресу: Сахалинская область, Корсаковский район, с.Муравьево.
Решение может быть обжаловано в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение 10 дней после его вынесения в окончательной форме.
Судья Л.Ф.Шустова