Дело № 2-77/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2011 года г. Корсаков
Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Л.Ф.Шустовой,
при секретаре Т.А.Чайка,
с участием:
истца В.А.Салынкиной,
представителей:
истца Г.,
ответчиков Б.,
Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Салынкиной В.А. к Администрации Корсаковского городского округа о возмещении ущерба имуществу, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Салынкина В.А. 02 декабря 2010 года обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании с Администрации Корсаковского городского округа ущерба в размере 320792 руб. 40 коп. и компенсации морального вреда в размере 100000 руб.
В обоснование искового заявления указано, что Салынкина В.А., является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В квартире в течение двух лет произведился ремонт. 29 июля 2010 года в результате действия циклона, а в большей степени, как считает истец, в результате бездействия органов муниципальной власти в части оповещения и оказания помощи населению был причинен вред имуществу горожан, в числе которых оказалась Салынкина В.А. с дочерью А.. Их квартира была затоплена на 50 см., вся мебель(новая) и личные вещи после нахождения в воде пришли в негодность. Ремонт, который они делали более двух лет и на который шли все заработанные средства требует полной переделки, так как все конструкции крепились на пол, а пол необходимо менять. О причинении ущерба были составлены соответствующие акты. Общая сумма материального ущерба составила 320792 руб. 40 коп., что подтверждается документально. В администрацию Корсаковского городского округа направлялась претензия с описанием ситуации и предложением в течение 10 дневного срока добровольно удовлетворить требования и погасить убытки во внесудебном порядке. До настоящего времени ответ на претензию не получен. Непринятие мер к информированию населения о надвигающемся циклоне, а следовательно - бездействие, явилось одной из причин нанесения ущерба имуществу населения, что было установлено прокуратурой Сахалинской области. При этом был причинен вред здоровью истца, поскольку среди ночи они с дочерью оказались фактически раздетыми и разутыми на улице, где провели большую часть ночи. С мокрыми ногами они пытались спасти какие-то вещи, вследствие чего в настоящий момент у истца появились проблемы с ногами, необходима медицинская помощь и лечение. Компенсацию морального вреда в размере 100000 истец также просит взыскать с ответчика.
В судебном заседании истец и её представитель Г., допущенный судом в этом качестве по устному ходатайству Салынкиной В.А., поддержали исковые требования. Представив отчеты оценщика ИП Д. о стоимости ущерба, причиненного повреждением квартиры и находящегося в ней имущества, настаивали на возмещении убытков в виде затарат на произведенный ремонт и приобретение имущества. Против замены ответчика возражали.
В письменном отзыве представителя администрации Корсаковского городского округа Б. на исковое заявление указано, что финансовым органом, уполномоченным на выступление в суде от имени казны муниципального образования, является финансовое управление администрации Корсаковского городского округа, являющееся юридическим лицом. Организация и осуществление информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и организация и осуществление информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций относится к основным задачам и функциям Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации Корсаковского городского округа(далее Управление ГО и ЧС), которое также является юридическим лицом и постоянно действующим органом управления Корсаковского звена Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области. Региональная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является единой. Соответственно, оповещение населения, которое было осуществлено Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области, в средствах массовой информации Сахалинской области(голосового оповещения по радио и телевидению), а также в сети Интеренет на сайте «Сахком», является результатом действия всех органов территориальной подсистемы, в том числе и Управления ГО ЧС. В отзыве отмечено, что на основании заявления от 07 августа 2010 года Салынкиной В.А. из средств бюджета Корсаковского городского округа перечислена материальная помощь в размере 10000 руб. за утраченное имущество.
В судебном заседании представитель администрации Корсаковского городского округа И., действующий на основании доверенности, возражая против исковых требований, заявил, что администрация Корсаковского городского округа не является надлежащим ответчиком по иску Салынкиной В.А.. Истцом не доказано право собственности на пристройку, которая была подвержена затоплению. Требуемая истцом сумма ущерба не соответствует представленному отчету об оценке ущерба. Истцом не представлено доказательств тому, что имущество полностью утрачено и не используется.
Представитель финансового управления администрации Корсаковского городского округа, привлеченного судом в качестве соответчика, Е., действующий на основании доверенности, против исковых требований возражал.
Выслушав объяснения истца, представителей сторон, свидетеля, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. В случаях, специально предусмотренных законом, вред возмещается независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, пункт 1 статьи 1095, статья 1100 ГК РФ). Обязанность по возмещению вреда может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда (статьи 1069, 1070, 1073, 1074, 1079 и 1095 ГК РФ).
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, если в предусмотренном законом порядке установлены незаконность действий (бездействия) государственных органов, вина должностных лиц этих органов, а также причинно-следственная связь между действиями (бездействием) и наступившими последствиями.
Пунктом 2 статьи 7 Устава муниципального образования «Корсаковский городской округ» определено, что местное самоуправление в Корсаковском городском округе осуществляется на основе принципов: соблюдения прав и свобод человека и гражданина; государственных гарантий осуществления местного самоуправления; законности; гласности; самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения; ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением городского округа; ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед органами государственной власти в части исполнения переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
К вопросам местного значения городского округа согласно части 1 статьи 8 Устава муниципального образования «Корсаковский городской округ» в числе указанных относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа(п.9); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств(п.29); создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа(п.30).
Статьей 43 Устава предусмотрено, что администрация Корсаковского городского округа, осуществляя исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федерального и регионального законодательства, настоящего Устава, нормативных правовых актов Собрания, мэра Корсаковского городского округа, самостоятельно решает вопросы управления и наделена полномочиями в том числе: участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организует и осуществляет мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Функции и полномочия структурных подразделений администрации Корсаковского городского округа, а также организация и порядок их деятельности определяются положениями об этих подразделениях, утверждаемыми главой Корсаковского городского округа.
По информации начальника Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области от 15 марта 2011 года на запрос суда, при прохождении циклона в период с 29 по 31 июля 2010 года на территории муниципального образования «Корсаковский городской округ» вода в домах была зафиксирована соответствующими комиссиями на уровне до 1,8 м.
Главным управлением МЧС России по Сахалинской области главам муниципальных образований, руководителям органов исполнительной власти, включая МО «Корсаковский городской округ» было направлено экстренное предупреждение о возможном возникновении ЧС на территории Сахалинской области(от 28 июля 2010 года №) в котором было указано, что с утра 29 июля 2010 года и в последующие сутки на реках южных районов о.Сахалин ожидается подъем воды 1,0 - 2,0 м. и выход воды на пойму. Прогнозируемые чрезвычайные ситуации на территории муниципальных образований, включая «Корсаковский городской округ»: возникновение чрезвычайных ситуаций до межмуниципального характера вызванных нарушением работы автомобильного транспорта и нарушением работы объектов жизнеобеспечения(источник ЧС – сильные осадки в виде дождя, подъем уровня воды в реках).Главам муниципальных образований рекомендовано принять меры по предупреждению ЧС: установить постоянный контроль за обстановкой на территории муниципального образования на прогнозируемый период; оповестить жителей населенных пунктов; напомнить правила поведения при ЧС; уточнить план действий, состав сил и средств, привлекаемых к ликвидации возможной ЧС; усилить дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; организовать работу оперативных штабов муниципальных образований.
В справке Гидрометеорологического бюро г.Корсаков о количестве выпавших осадков с 27 июля по 01 августа 2010 года отражено, что 27 июля в г.Корсаков шел очень сильный дождь; 28 июля – сильный дождь; в ночь на 29 июля – сильный дождь; 29 июля днем - очень сильный дождь, всего за указанный период выпало 225% месячной нормы.
Как указано в исковом заявлении, подтверждено в судебном заседании истцом Салынкиной В.А., свидетелем А., и не опровергнуто в судебном заседании ответчиком, администрацией Корсаковского городского округа меры по информированию населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации не были приняты.
В результате проведенной Корсаковской городской прокуратурой проверки по коллективному обращению жителей г.Корсакова на бездействие органов местного самоуправления Корсаковского городского округа в части непринятия мер по предотвращению вреда имуществу граждан, ликвидации последствий стихийного бедствия, а также действий должностных лиц по сбросу воды в реку Корсаковка, мэру Корсаковского городского округа 27 августа 2010 года внесено Представление об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В представлении отражено, что в период прохождения циклона с 27 по 31 июля 2010 года на территории Корсаковского городского округа выпала в среднем двухмесячная норма осадков. Произошло подтопление жилых домов и других объектов, расположенных в районе улиц города: Гвардейской, Речной, Толстого, Крутой, Овражной, Вокзальной, Окружной, Свердлова, Приречной, Авиационной. При этом органами местного самоуправления не приняты в полном объеме меры предупредительного характера.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мерпориятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения проводятся заблаговременно.
Непринятие в полном объеме мер предупредительного характера о надвигающемся циклоне о возникших последствиях его прохождения, явилось одной из причин нанесения ущерба имуществу населения.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что, получив информацию о продолжительных и обильных осадках, подъеме воды в реках и выходе на пойму, о необходимости принять меры по предупреждению ЧС: установить постоянный контроль за обстановкой на территории муниципального образования на прогнозируемый период, оповестить жителей населенных пунктов, напомнить правила поведения при ЧС ответчик заблаговременно не предпринял достаточные меры для принятия указанных мер, что повлекло причинение вреда истцу.
В акте обследования жилого дома(квартиры) имущества, пострадавшего в результате прошедшего циклона на территории Корсаковского городского округа с 28 по 30 июля 2010 года, составленного специалистами администрации Корсаковского городского округа 31 июля 2010 года, отражено, что в <адрес> в г.Корсаков, принадлежащей Салынкиной В.А., уровень воды 50 см. Швейная машинка, вся мебель(новая) находились в воде.
Согласно акту обследования технического состояния <адрес>, составленному ведущим инженером-инспектором МУП «Наш дом» 02 августа 2010 года, квартира однокомнатная, расположена в шестиквартирном неблагоустроенном доме барачного типа, 1968 года постройки. Комната, кухня – стены оклеены обоями улучшенного качества. Потолочные перекрытия оклеены декоративной плиткой. Дощатые полы застелены ДСП, сверху линолеум. ДСП и линолеум мокрые. На веранде полы утепленные от электроэнергии пришли в негодность. Мебель: диван, кресла, шкаф-купе и стенка в нижнем основании мокрые. Швейная машинка наполнена водой. Вещи намокли. Ковровые покрытия на полу мокрые. В кухне на кафельной плитке и в комнате на обоях, на расстоянии от пола влажные, желтые разводы. Залитие произошло из-за разлива речки Корсаковки во время прохождения циклона.
Требование истца о взыскании с ответчика ущерба в размере 320792 руб. 40 коп. основано на том, что средства, затраченные на ремонт квартиры подлежат возмещению.
Однако, суд не может согласиться с такой позицией истца, поскольку между бездействием администрации Корсаковского городского округа, выразившимся в неоповещении населения о чрезвычайной ситуации и ущербом, причиненным истцу затоплением её квартиры, отсутствует причинно-следственная связь. Так, будучи извещенной о предстоящем наводнении, истец не смогла бы предотвратить последствия затопления своего отремонтированного жилого помещения. Кроме того, затраты на ремонт, произведенный до наступления вреда, не отражают реального ущерба, причиненного имуществу в результате затопления жилого помещения.
Наиболее реально сумма ущерба определена оценщиком ИП Д.
Так, согласно отчету № от 25 января 2011 года, стоимость восстановительного ремонта <адрес> в г. Корсаков, на основании локального сметного расчета, составляет 181747 руб., стоимость поврежденного имущества: шкафа-купе, дивана «Браво», витрины «НКМ Элегия 13» и бензопилы в сумме - 51387 руб.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств, суд приходит к выводу о том, что в случае своевременного оповещения о предстоящем наводнении, истец имела бы реальную возможность переместить в безопасное место из находящегося в квартире имущества такие вещи, как бензопила и швейная машинка.
Согласно отчету оценщика ИП Д. стоимость бензопилы составляет 5264 руб.
По заключению ООО «<...>» от 06 августа 2010 года при осмотре бензопилы установлено, что вышло из строя магнето запуска электрического двигателя; вышла из строя свеча зажигания; коррозия вала привода цепного механизма. Ремонту не подлежит из-за отсутствия запасных частей. Стоимость ремонта машинки швейной составляет 2000 руб. За справку-заключение и ремонт швейной машинки ООО «<...>» уплачено 2500 руб., что подтверждено квитанциями к приходным кассовым ордерам от 25 сентября 2010 года.
Сумма ущерба – 7764 руб.(5264+2500) подлежит возмещению истцу.
Доказательств тому, что другое поврежденное в результате затопления имущество: шкаф-купе; диван и витрина могло усилиями истца избежать затопления, суду не представлено.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Как пояснила в судебном заседании З., о том, что в городе существует такая форма оповещения, как громкая связь ей известно потому что дом, в котором находится её квартира, расположен на <адрес>, являющейся дорогой на СПГ в <адрес>, и когда гостей Сахалина знакомят с заводом СПГ, всех проживающих на этой улице граждан по громкой связи с автомобиля предупреждают о том, как нужно себя вести. В данном случае о возможном затоплении домов их никто не предупреждал. 27 и 28 июля 2010 года был сильный ливень. 29 июля 2010 года в течение дня дождя не было. Дождь пошел ночью. Они с дочерью находились дома, когда неожиданного для них за 15 минут образовался бурный поток воды, которая стала быстро поступать в дом. Так как в коридоре был установлен теплый пол, розетки находились внизу, возникла угроза замыкания электричества. Отключив энергоснабжение, с фонариками они успели взять только документы и в домашней одежде и обуви вышли на дорогу, которая располагается выше уровня их дома. Большую часть ночи они провели под навесом магазина. Никаких действий по эвакуации людей или объявлений, где можно переждать стихию, ни кем не производилось. Утром они пошли в администрацию Корсаковского городского округа, где всех пострадавших разделили на две категории: проживающих в собственных домах и квартирах и тех, кто живет в муниципальном жилье. Если бы она была предупреждена о предстоящем затоплении, она приняла бы меры к сохранению имущества и морально была бы готова принять удары стихии. Только 31 июля 2010 года к ним пришла комиссия для обследования квартиры и то только потому, что сочла, что их квартира муниципальная. Акт им выдали лишь 11 августа 2010 года, тогда же была выплачена материальная помощь в размере 10000 руб.
Свидетель А. в судебном заседании пояснила, что 29 июля в начале 22 час. в квартиру начала поступать вода. Они взяли запасную обувь и документы и выбежали из дома. Вернуться в квартиру они уже не смогли так как вода лилась бурным потоком и заполняла низину, где расположен их дом. До 23 час. они стояли на дороге. Начался дождь, и они ушли под козырек магазина, где находились до утра. К утру вода стала уходить. У мамы начали отекать ноги. Пробравшись в квартиру они начали выгребать грязь, мыть квартиру. Электричество было отключено, поэтому ни горячего питья, ни пищи у них не было. Они не были оповещены о том, что будет затопление. Когда произошло затопление, ни кто не объявил им, где можно отдохнуть, высушиться. Она очень беспокоилась о здоровье мамы, которой был необходим отдых.
Доводы истца о перенесенных ею нравственных и физических страданиях, вызванных неожиданным затоплением её квартиры, вынужденным длительным пребыванием в воде дома и на улице под дождем, о том, что неосведомленность о предстоящей чрезвычайной ситуации, отсутствие помощи со стороны местной власти усугубляли её нравственные страдания признаются судом обоснованными.
Учитывая обстоятельства, при которых истцу были причинены нравственные и физические страдания, степень вины ответчика, не принявшего мер к оповещению о предстоящей чрезвычайной ситуации и к минимизации её последствий, характер нравственных и физических страданий истца, суд определяет компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. и взыскивает её в пользу истицы. При этом суд принимает во внимание, что истцом не представлено медицинского подтверждения ухудшения состояния её здоровья. А также учитывается, что вред, причиненный истцу частично компенсирован в виде материальной помощи в размере 10000 руб.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ (внесены изменения Федеральным законом 27.12.2005 N 197-ФЗ) "Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту".
Поскольку судом установлено, что в результате непринятия администрацией Корсаковского городского округа в полном объеме мер предупредительного характера о надвигающемся циклоне, к уменьшению возникших последствий его прохождения, истцу причинен материальный и моральный вред, который взыскивается в пользу истца за счет казны муниципального образования «Корсаковский городской округ».
Доводы представителя ответчика о том, что администрация Корсаковского городского округа не является надлежащим ответчиком по иску не состоятельны.
Так, в силу приведенных норм, а также ч.1 ст. 25 Устава муниципального образования «Корсаковский городской округ» именно администрация является органом местного самоуправления, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Салынкиной В.А. удовлетворить в части.
Взыскать за счет казны муниципального образования «Корсаковский городской округ» в пользу Салынкиной В.А. убытки в размере 7 764 руб., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., всего: 17764 руб..
Решение может быть обжаловано в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение 10 дней после его вынесения в окончательной форме.
Судья Л.Ф.Шустова