РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2011 года г. Корсаков Сахалинской области
Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе:
Председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой
При секретаре А.Н. Андреевой
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсаковского городского прокурора к ИП Черному В.П. о возложении обязанности получения положительного заключения государственной экологической экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
2 декабря 2010 года Корсаковский городской прокурор обратился с иском к ИП Черному В.П., в котором просил возложить на ответчика обязанность получить в установленном порядке положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов на используемый лесной участок, площадью 0.6 га, местоположение: Сахалинская область, Корсаковский городской округ, Корсаковское лесничество ОГУ «Сахалинские лесничества», квартала: <...>, номер государственного учета в лесном реестре: №, предоставленный по договору аренды от 25.08.2008 года №.
В обоснование иска истец указал, что Корсаковской прокуратурой с привлечением специалистов Корсаковского лесничества – филиала ОГУ «Сахалинские лесничества» проведена проверка по факту использования лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка ИП Черным В.П.
Проверкой установлено, что на основании договора аренды лесного участка ИП Черному В.П. предоставлен во временное возмездное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 0.6 га, расположенный в муниципальном образовании Корсаковский городской округ, Корсаковском лесничестве ОГУ «Сахалинские лесничества», квартала: 232 (выд. 28), 233 (выд. 51), номер государственного учета в лесном реестре: №.
Срок действия договора аренды установлен с 25.08.2008 года по 25.08.2057 года.
Лесной участок предоставлен для эксплуатации линейного объекта (существующей дороги лесохозяйственного назначения).
В нарушение требований Лесного кодекса РФ и требований заключенного договора ИП Черный В.П. приступил к использованию лесного участка и в настоящее время продолжает его использовать до получения в установленном порядке положительного заключения государственной экспертизы на разработанный проект освоения лесов.
Прокурор, участвующий в деле, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик в судебном заседании с иском не согласился, полагает, что дорога не относится к землям лесного фонда.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 ЛК РФ Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов может быть строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно ст. 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 3 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности утвержденные Постановлением Правительством РФ от 28 мая 2007 года № 324 по договору аренды лесной участок предоставляется для одной или нескольких следующих целей: строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Согласно ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются организация использования лесов, создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 8 февраля 2010 года № 32 проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Согласно п. 4 Состава, проект освоения лесов, подготавливаемый в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также в целях использования лесов для изыскательских работ, состоит из следующих разделов:
общие сведения;
сведения о лесном участке;
организация использования лесов;
мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;
мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.
Согласно п. 7 раздел Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные лесохозяйственном регламентом, договором аренды лесного участка или условиями представления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п. 20 в подразделе «Строительство, реконструкция, эксплуатация линии электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов» указываются:
основные параметры и нормативы использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
характеристика существующих и проектируемых объектов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов на лесном участке (приложение N 52) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта);
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (приложение N 53);
территориальное размещение существующих и проектируемых объектов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (приложение N 54), тематическая лесная карта.
Согласно п. 26 проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.
Согласно п. 27 проект освоения лесов составляется только на те виды использования лесов, которые разрешены в соответствии с договором аренды лесного участка или правом постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или праву постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, не разрабатываются.
Согласно ст. 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 Порядка проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержденного приказом министерства природных ресурсов РФ от 14.05.2007 года № 125 государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 Порядка, целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
В силу п. 9 Порядка экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
В соответствии с п. 13 Порядка осуществление использования лесов при наличии отрицательного заключения Экспертизы на проект освоения лесов не допускается.
Согласно договора № от 25.08.2008 года заключенного между ИП Черным В.П. и департаментом лесов и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области, Черному В.П. предоставлен лесной участок площадью 0,6 га, во временное возмездное пользование (аренду), который имеет следующее месторасположение: Сахалинская область, район муниципального образования «Корсаковский городской округ», Корсаковское лесничество ОГУ «Сахалинские лесничества» кварталы <...>.
Согласно п. 2.4 указанного договора, Черному В.П. передан указанный лесной участок для эксплуатации линейного объекта (существующей дороги лесохозяйственного пользования).
Согласно п. 9.1 указанный договор действует с 25 августа 2008 года до 25 августа 2057 года.
Согласно п. 5.1.1 Арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после получения в установленном порядке положительного заключения государственной экспертизы на разработанный проект освоения лесов.
В силу п. 5.2 арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы.
Таким образом, согласно приведенных норм закона и договора на ответчика возложена обязанность по получению положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов.
Согласно акта проверки № от 19 августа 2010 года проведенного Корсаковским лесничеством, установлено, что в результате использования земельного участка лесного фонда ИП Черным В.П. по договору аренды для эксплуатации линейного объекта (существующей дороги лесохозяйственного использования) в нарушение п. 5.2.3 договора аренды лесного участка отсутствует проект освоения лесов.
Линейный объект (дорога лесохозяйственного использования) находится в удовлетворительном состоянии и пригоден к эксплуатации.
В связи с указанным ИП Черному В.П. старшим государственным инспектором Сахалинской области на территории Корсаковского лесничества – Б. вынесено предписание от 19.08.2010 года, согласно которому, ИП Черному В.П. необходимо прекратить использование лесного участка, переданного в аренду для эксплуатации линейного объекта до предоставления утвержденного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
ИП Черному В.П. установлен срок для устранения выявленного нарушения до 19 сентября 2010 года.
Согласно акта внеплановой проверки № от 8 октября 2010 года проведенного Корсаковским лесничеством установлено, что ранее указанное предписание от 19.08.2010 года ИП, Черным В.П. не выполнено. Проект освоения лесов не разработан.
22 ноября 2010 года заместителем главного государственного инспектора Сахалинской области в Корсаковском лесничестве по государственному лесному контролю и надзору А. проведена проверка на предмет выполнения ранее выданного предписания от 8.10.2010 года.
Проверкой установлено, что лесной участок используется до получения положительного заключения государственной экспертизы на разработанный проект освоения лесов.
Таким образом, из указанных документов, суд усматривает, что ответчиком не исполнена обязанность по получению положительного заключения проекта освоения лесов, утверждаемого органами государственной власти.
Доводы ответчика о том, что на данный участок, по которому проходит дорога, не требуется проекта освоения лесов и положительного заключения государственной экспертизы на него, так как участок не является землями лесного фонда, не основаны на законе и материалах дела.
В силу приведенных статей 12, 21, 25 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда могут использоваться для эксплуатации линейных объектов как связанных с созданием лесной инфраструктуры, так и не связанных с ней.
При этом все виды использования лесного фонда допускаются при условии соблюдения общих правил, в том числе получения положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов.
Предметом договора аренды от 25 августа 2008 года между Департаментом лесов и особо охраняемых природных территорий и Черным В.П. является лесной участок в кварталах <...> Корсаковского лесничества.
В проекте организации и развития лесного хозяйства Корсаковского лесхоза Сахалинского управления лесами, копия которого представлена прокурором при рассмотрении дела, данная дорога указана как лесохозяйственная грунтовая дорога протяженностью 1 км.
Таким образом, ответчику передана в аренду лесная дорога, проходящая по землям лесного фонда, которую он вправе эксплуатировать с соблюдением норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Корсаковского городского прокурора удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Черного В.П. получить в установленном порядке положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов на используемый лесной участок, площадью 0.6 га, местоположение: Сахалинская область, Корсаковский городской округ, Корсаковское лесничество ОГУ «Сахалинские лесничества», квартала: <...>, номер государственного учета в лесном реестре: №, предоставленный по договору аренды от 25.08.2008 года №.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Меркулова.
Решение вынесено в окончательной форме 18 апреля 2011 года.