Решение (о признании недостроенных домов самовольными постройками и возложении обязанности по сносу этих домов)



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2011 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе

председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой,

при секретаре А.Н. Андреевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахалинского природоохранного межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц о признании недостроенных домов самовольными постройками и возложении обязанности по сносу этих домов,

УСТАНОВИЛ:

Сахалинский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю З., в котором просил признать недостроенные три дома – один одноэтажный с мансардным этажом из деревянного фрезерованного бруса и два двухэтажных из легкобетонных камней с подвалами, возведенные в пределах 1 и 2 зон санитарной охраны особо охраняемой территории – лечебно-оздоровительной местности и курорте федерального значения «Синегорские минеральные воды», два металлических контейнера, баню, туалет выгребного типа самовольными постройками, а также обязать ответчика снести указанные самовольные постройки и привести земельный участок, на котором осуществляется незаконное строительство, в пригодное для использования состояние.

В обоснование своего иска прокурор указал, что проверкой установлено ведение капитального строительства трех домов на земельном участке общей площадью 870 кв.м, расположенном на юго-восточном побережье озера Изменчивое в пределах 1 и 2 зон санитарной охраны особо охраняемой природной территории – лечебно-оздоровительной местности и курорте федерального значения «Озеро Изменчивое», в квартале 33, выделе 31 Охотского лесничества и переданном ИП З. в аренду для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей на условиях запрета использовать арендованный участок для возведения объектов капитального строительства.

Данное строительство ведется в нарушение требований законодательства об особо охраняемых природных территориях, земельного, лесного и градостроительного законодательства, а также условий договора аренды лесного участка.

Размещение временных построек – двух металлических контейнеров, бани и туалета выгребного типа на территориях 1 и 2 санитарно-охранных зон особо охраняемой территории – лечебно-оздоровительной местности и курорте федерального значения «Озеро Изменчивое» также не соответствует законодательству об особо охраняемых природных территориях.

Факты возведения указанных построек подтверждаются актом проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 29.11.2007 года и актом натурного обследования территории озера Изменчивое от 22.03.2008 года, заключением специалистов ОАО «Сахалингражданпроект» от 8.02.2008 года подтверждается капитальный характер возведенных ответчицей построек.

В своем заявлении от 6 октября 2010 года Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор уточнил свой иск, считает, что постройки возведены З. незаконно, так как возведение объектов физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических не предусмотрено Лесным планом Сахалинской области и договором аренды лесного участка с ИП З. от 7 мая 2007 года.

Считает также, что Проектом освоения лесов лесного участка, переданного в аренду З., предусмотрено возведение временных строений, а фактически З. возвела капитальные постройки.

Участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал.

Представитель ИП З. адвокат В. в судебном заседании возражал против заявленного иска, указал, что ответчик осуществляет пользование лесным участком в установленном законом порядке, нормами Лесного кодекса РФ допускается возведение в лесах временных построек с целью организации рекреационной деятельности, постройки, возведенные З. не зарегистрированы как объекты недвижимости и в дальнейшем не планируется их регистрация, данные постройки являются постройками временного типа, поскольку возведены на срок действия Проекта освоения лесов, по истечении этого срока З. намерена разобрать эти постройки и использовать их по своему усмотрению, З. является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим свою деятельность на свой страх и риск и самостоятельно определяет соразмерность ущерба, который может возникнуть от перемещения этих построек.

Указывает на то, что прокурором не представлено доказательств того, что данная территория является особо охраняемой территорией «Озеро Изменчивое», так как в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о внесении этой территории в кадастр именно в этом качестве, указывает, что отсутствуют достоверные сведения о границах первой и второй зон санитарной охраны.

Представитель З. адвокат А. в судебном заседании с иском не согласился, указывает на то, что указанные прокурором строения возведены З. на имеющихся на данном лесном участке фундаментах, которые были переданы З. вместе с участком и не являются её собственностью.

Поясняет, что эти строения были возведены из бывших в употреблении материалов и составляли другой объект незавершенного строительства, и таким же образом могут быть демонтированы и перемещены в другое место.

Представитель Министерства, сельского хозяйства и продовольствия Сахалинской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание вызывался, но не явился.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Использование лесных участков согласно ст. ст. 12, 88 ЛК РФ осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

В соответствии с п. 1 ст. 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом МПР России от 14 мая 2007 года № 125, целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 41 Лесного кодекса РФ при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995г. № 33-ФЗ в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995г. № 26-ФЗ природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

В соответствии с п. 12 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7.12.1996 г. № 1425, режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.

На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и Н. работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.

В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.

Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.

Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.

Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров - по его противоположному берегу.

13. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:

строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;

строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;

размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;

строительство транзитных автомобильных дорог;

размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод;

строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации;

размещение кладбищ и скотомогильников;

устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;

складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;

массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения);

использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;

сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;

вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ строительство зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Запрещаются строительство строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно протоколу о результатах лесного конкурса от 06.12.2006 года на право аренды участка лесного фонда для курортно-оздоровительных, туристических и спортивных целей в Корсаковском лесхозе в границе выдела 31 в квартале 33 Охотского лесничества, общей площадью 1,3 га, ИП З. признана победителем конкурса.

Договором аренды участка лесного фонда от 08.12.2006 года указанный участок передан в аренду ИП З. для курортно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

07.05.2007 года во исполнение требований ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006г. №201-ФЗ и приведения договора аренды земельного участка от 08.12.2006г. в соответствие с требованием действующего законодательства, между Департаментом лесов и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области и ИП З. заключен новый договор аренды указанного выше земельного участка.

В соответствии с п. 2.1 указанного договора лесной участок, расположенный в лесах 1 группы лесов в границе выдела 31, квартал 33 Охотского лесничества на территории ОГУ «Корсаковский лесхоз», общей площадью 1,3 га предоставлен З. в аренду для использования в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

В соответствии с п. 4.1.1 указанного договора арендатор вправе осуществлять пользование лесным участком после представления арендодателю в установленный срок разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

В соответствии с п. 4.1.6 указанного договора арендатор вправе при пользовании лесным участком в культурно-оздоровительных целях возводить временные на срок лесопользования строения и сооружения, связанные с данным видом использования лесов.

В соответствии с п. 4.2.24 указанного договора арендатор обязан не допускать использование лесного участка, предоставленного в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, не по своему назначению, а также для возведения объектов капитального строительства, в том числе объектов индивидуального либо дачного строительства.

В соответствии с п. 9.1 указанного договора срок его действия – до 28 декабря 2055 года.

Согласно акта проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от 4 ноября 2007 года, составленного государственным лесным инспектором Сахалинской области по Корсаковскому району, при проверке установлено, что на арендованном З. участке возводятся три строения без проекта организации использования переданного в аренду участка лесного фонда, то есть без проекта освоения лесов.

В деле имеется акт проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 29 ноября 2007 года, из которого видно, что инспекторами Росприроднадзора Б. и Г. была проведена проверка информации о нарушении природоохранного законодательства по факту незаконного строительства домов в районе озера Изменчивое.

В ходе проверки установлено, что на юго-восточном побережье озера Изменчивое ведется капитальное строительство трех домов.

Первый дом бревенчатый, установленный на бетонном фундаменте, два других из гипсоблока на бетонных фундаментах, на участке ведутся строительные работы, здесь же расположены два металлических контейнера для проживания рабочих и хранения пищевых продуктов, на расстоянии 5 метров от временных построек расположен туалет выгребного типа, канализация отсутствует, сброс неочищенных хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод осуществляется на рельеф местности, сток сточных вод с территории строительства происходит в водоохранную зону озера Изменчивое.

В ходе натурного обследования были определены географические координаты строящихся трех домов и установлено, что первый бревенчатый дом расположен в 1 зоне округа санитарной охраны, второй и третий дома расположены во второй зоне округа санитарной охраны.

Как видно из акта проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от 21 марта 2008 года, заместителем старшего государственного лесного инспектора Сахалинской области по Корсаковскому району Н. при участии главного специалиста отдела госконтроля Департамента лесов и ООПТ Сахалинской области Д., государственного лесного инспектора по Корсаковскому району М. в присутствии представителя З. – Е. проведена проверка соблюдения договорных обязательств по аренде участка лесного фонда в рекреационных целях ИП З..

В ходе проверки установлено, что на территории арендованного З. лесного участка в стадии незавершенного строительства находятся три строения, в том числе два двухэтажных строения из легкобетонных камней с перекрытиями из сборных железобетонных панелей и одно деревянное строение мансардного типа.

Согласно выводам комиссии арендатором допущены нарушения условий договора, выразившиеся в том, что на участке начато строительство до утверждения проекта освоения лесов.

Как видно из акта натурного обследования территории озера Изменчивое Корсаковского района от 22 апреля 2008 года, инспектором Росприроднадзора Л. совместно с помощником Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Ж. проведено повторное обследование участка лесного фонда, арендованного З.

На территории находятся три дома с бетонным фундаментом на стадии строительства, один из них мансардного типа из фрезерованного бруса, два других – из легкобетонных камней с перекрытием из сборных железобетонных панелей.

Кроме этого на территории находятся четыре временных строения, два из которых деревянные, а два – металлические для проживания рабочих и хранения пищевых продуктов, на расстоянии 5 метров от временных объектов расположен туалет выгребного типа, канализация отсутствует, сброс неочищенных хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод осуществляется на рельеф местности, сток сточных вод с территории строительства происходит в водоохранную зону озера Изменчивое.

Из обстоятельств дела следует, что в нарушение приведенных норм Лесного кодекса РФ ответчик приступил к возведению на лесном участке строений до утверждения проекта освоения лесов.

Так, в материалах дела имеется заключение экспертной комиссии департамента лесов и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области от 28 января 2007 года, которым проект освоения лесов возвращен индивидуальному предпринимателю З. для доработки.

В деле имеется также письмо руководителя Росприроднадзора от 2 сентября 2008 года, из которого следует, что проект освоения лесов, представленный З., возвращен на повторное рассмотрение.

Между тем, в деле имеется письмо и.о. начальника департамента лесов и особо охраняемых природных территорий от 28 октября 2009 года, согласно которому Департамент лесов и особо охраняемых природных территорий направляет заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 1,3 га, переданного в аренду ИП З., для осуществления рекреационной деятельности в Корсаковском лесничестве, филиале ОГУ «Сахалинские лесничества».

Согласно заключения № от 28.10.2009 года экспертная комиссия департамента лесов и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области на заседании от 28 октября 2009 года, протокол №, вынесла решение о выдаче положительного заключения и утверждает проект освоения лесов лесного участка площадью 1,3 га, переданного в аренду ИП К. для осуществления рекреационной деятельности в Корсаковском лесничестве филиале ОГУ «Сахалинские лесничества», при условии соблюдения режима округа санитарной охраны курорта федерального значения «Синегорские минеральные воды».

Проект освоения лесов, утвержденный данным заключением в разделе 3.4 содержит описание характеристик существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Согласно этому описанию на участке допускается возведение временных построек, в том числе на существующих бетонных фундаментах, а именно культурно-оздоровительных построек, спортивно-оздоровительных построек, гостевых домиков для туристов и беседок, а также биотуалета.

Ответчиком представлены Архитектурные решения на два культурно-оздоровительных помещения и одно спортивно-оздоровительное помещение, возведенные на арендованном лесном участке.

Целевое назначение данных построек согласно Архитектурных решений – отдых и занятия спортом.

Согласно заключения строительно-технической экспертизы от 18 марта 2011 года возведенные З. три здания, два каменных и одно деревянное, не имеют собственных фундаментов, так как возведены на существующих, ранее изготовленных фундаментах.

В связи с этим строения, возведенные З. нельзя признать связанными с землей.

Другие строения (два контейнера, туалет, баня) фундаментов не имеют, поэтому их нельзя отнести к строениям прочно связанным с землей.

Поскольку назначением построек является получение прибыли индивидуальным предпринимателем, соразмерность или несоразмерность ущерба от перемещения построек определяется самой З.

Понятие капитальной постройки является экономическим, а не техническим понятием, в связи с чем этот вопрос находится вне компетенции эксперта.

Понятие временной постройки к данным постройкам также необходимо применять с учетом срока службы построек согласно их назначения.

Из заключения также следует, что к данным постройкам неприменимо понятие временных зданий и сооружений, используемое в строительных нормативных документах.

Данные выводы не противоречат заключению ОАО «Институт «Сахалингражданпроект» от 8.02.2008 года, имеющемуся в деле, так как указанное заключение не дает ответа на вопрос «Являются ли данные строения объектами недвижимости?».

Из содержания этого заключения также видно, что при оценке характера строений необходимо руководствоваться, в том числе их назначением, и учитывать, являются ли эти постройки временными или нет.

Допрошенный в судебном заседании 4 мая 2010 года специалист О., который является автором данного заключения, также пояснил, что при разрешении вопроса о капитальности постройки необходимо учитывать функциональное назначение строения.

Приведенные в данном решении акты обследования лесного участка, арендуемого З., в части указания на капитальный характер построек не могут содержать достоверных сведений по данному вопросу, так как выводы о характере построек сделаны на основании визуального осмотра, без учета вышеуказанных критериев.

При оценке доказательств по делу в этой части, по мнению суда, необходимо учитывать следующее.

Статья 41 Лесного кодекса РФ не запрещает возведение на лесных участках временных построек, то есть строений, прочно связанных с землей, но возведенных на определенное время.

По смыслу п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ строения и сооружения, создаваемые на лесных участках, не требуют составления проектной документации и получения разрешения на строительство, так как они не создаются в рамках территориального планирования и не являются объектами капитального строительства.

Анализируя содержание статей 222 и 130 Гражданского кодекса РФ с учетом понятий, данных в статье 1 Градостроительного кодекса РФ о том, что строительством является создание зданий сооружений, а объектом капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, суд приходит к выводу, что к объектам недвижимого имущества может быть отнесено любое капитальное строение, кроме временных построек.

При этом для отнесения объекта к недвижимому имуществу необходимо, чтобы этот объект имел одновременно два признака – был прочно связан с землей и его перемещение было невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.

Именно с учетом этих положений в договор аренды лесного участка от 7 мая 2007 года, пункт 4.2.24, включен запрет на возведение на лесном участке объектов капитального строительства.

Критерием, позволяющим отнести постройку к временной является её назначение и срок, на который она создана.

В данном случае, учитывая то, что аренда лесного участка носит срочный характер, а Проект освоения лесов, без которого использование лесного участка невозможно на законных основаниях, выдан на срок 10 лет, характер построек также следует определять как временный, так как, заключая договор аренды на определенных условиях, З. приняла на себя обязательства по окончанию договора аренды вернуть арендодателю имущество в прежнем состоянии (п. 3 ст. 71 ЛК РФ, ст. 622 ГК РФ).

При этом каких-либо объективных данных, подтверждающих то, что перемещение данных построек причинит несоразмерный ущерб индивидуальному предпринимателю З. суду не представлено.

Из акта осмотра лесного участка, передаваемого в аренду ИП З. по договору аренды лесного участка, от 13 декабря 2006 года, составленного с одной стороны директором ФГУ «Корсаковский лесхоз» И., инженером лесопользования Н., и с другой стороны представителем ИП З. Е., следует, что при передаче лесного участка в аренду, на нем имелась площадка с твердым покрытием и расположенными на ней разрушенным кирпичным строением на заглубленном бетонном фундаменте и отдельно стоящие бетонные фундаменты.

Возведение построек на имеющихся на лесном участке бетонных фундаментах сторона истца не оспаривает.

По мнению суда возведение построек на имеющихся на участке, ранее изготовленных фундаментах, также свидетельствует о их временном характере.

Данный факт следует учитывать не только с технической точки зрения, но и с правовой стороны, так как индивидуальный предприниматель, создавший эти постройки, лишен возможности зарегистрировать права на них, представив документы согласно статье 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, у индивидуального предпринимателя не может возникнуть право собственности на постройки в целом, включая созданные ранее фундаменты.

Учитывая изложенное, следует полагать, что вопрос о правомерности возведения временных построек на лесном участке разрешается при проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, которым предусмотрена возможность возведения таких построек.

При наличии положительного заключения экспертизы на проект освоения лесов, предусматривающий возведение временных построек для рекреационных целей, строительство домов индивидуальным предпринимателем З. на арендуемом ею лесном участке нельзя признать незаконным, поскольку данные постройки нельзя признать недвижимым имуществом, отвечающим критериям статьи 222 ГК РФ.

Между тем, заключение государственной экспертизы, утвердившей проект освоения лесов лесного участка, арендуемого З., до настоящего времени никем не оспорено и не отменено.

Нарушения условий договора аренды, в том числе использование лесного участка с нарушением проекта освоения лесов, могут быть основанием для расторжения договора аренды лесного участка, однако договор от 7 мая 2007 года являются действующим до настоящего времени.

Доводы прокурора о нарушении природоохранного законодательства, устанавливающего правовой режим зон санитарной охраны, также не подтверждаются доказательствами по делу.

Отсутствуют достоверные сведения о границах зон санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорте федерального значения «Озеро Изменчивое».

Так, по ходатайству прокурора судом неоднократно назначалась судебная топографическая экспертиза, на разрешение которой выносились вопросы определения этих границ на местности и соотнесения их с расположением построек на лесном участке, арендуемом ответчицей.

Постановлением Совета Министров РСФСР «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Кленовая гора в Марийской АССР, Новый источник в Вологодской области, Синегорские минеральные воды в Сахалинской области и Усть-кут в Иркутской области» от 25.01.1985г. № установлены границы округа санитарной охраны курорта Синегорские минеральные воды в Сахалинской области.

В материалах дела имеется топографическое заключение ОАО «Сахалинземпроект» от 10 октября 2008 года, из которого видно, что выполнена топографо-геодезическая съемка участка лесного фонда в границе выдела 31, квартал 33 Охотского лесничества на территории ОГУ «Корсаковский лесхоз».

Вместе с тем определено, что описание границ первой зоны санитарной охраны не позволяет однозначно определить на местности её расположение.

Суду были представлены документы о горном отводе, технический отчет «Вынос в натуру границ 1 санитарной зоны оз. Изменчивое», проект округа и зон санитарной охраны курорта Синегорские минеральные воды Сахалинской области 1974-1984 г.г., согласование зон санитарной охраны Министерством сельского хозяйства РСФСР и Министерством лесного хозяйства РСФСР, карты, планы. лесного хозяйства РСФСР, карты, планы.

Определением суда от 17 октября 2008 года назначена судебная топографическая экспертиза, которая поручена ЗАО «Сахалинзепроект».

Письмом руководителя ЗАО «Сахалинзепроект» от 31.03.2010 года материалы, направленные на экспертизу, возвращены в связи с невозможностью ответить на поставленные вопросы.

Определением суда от 4 мая 2010 года судом по ходатайству прокурора назначена повторная судебная топографическая экспертиза, проведение которой поручено ОАО «СахалинТИСИЗ», данное определение не исполнено.

Определением суда от 1 октября 2010 года по ходатайству прокурора проведение экспертизы поручено специалистам филиала ФГУП ДВГП «Сахалинская топографо-геодезическая экспедиция».

Согласно заключения специалиста филиала «СТГЭ» ФГУП «ДВ АГП» от 28 декабря 2010 года достоверно определить, где точно проходят границы первой и второй санитарных зон не представляется возможным, в связи с тем, что в приложении № к Постановлению Совета Министров РСФСР от 25.01.1985 г. № координаты границ санитарных зон даны и описаны приблизительно.

Описание этих границ не позволяет достоверно определить границы этих зон на местности и соотнести с расположением построек на лесном участке, арендованном З.

Участок, арендованный З. и возведенные на нем постройки (одноэтажный дом с мансардным этажом, два двухэтажных дома, два металлических контейнера, баня, туалет выгребного типа) по результатам топографической экспертизы находятся на территории второго округа санитарной охраны курорта «Синегорские минеральные воды».

Таким образом, суду не представлено доказательств того, что спорные постройки возведены в первой зоне санитарной охраны, где запрещены все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

Во второй зоне санитарной охраны не запрещено размещение объектов, связанных непосредственно с курортным лечением и отдыхом.

К заключению эксперта приложен обзорный план земельного участка, из которого видно, что место построек на лесном участке, арендованном З., находится на расстоянии не менее 77,2 метра от границы водного объекта, что соответствует требованиям п. 6 ст. 65 Водного кодекса РФ, устанавливающего ширину водоохраной зоны озера в 50 метров ( в акте от 29.11.2007 года прокурором ошибочно применен п. 13 ВК РФ, требования которого распространяются на озера, имеющие особое рыбохозяйственное значение).

При этом следует учитывать, что заключением государственной экспертизы от 28 октября 2009 года утвержден проект освоения лесов лесного участка, арендованного З., в котором предусмотрены мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, мероприятия по охране животного мира и водных объектов.

В этом же проекте даны рекомендации по расположению объектов, связанных с рекреационной деятельностью, причем расположение этих объектов на схеме размещения существующих и проектируемых объектов, не связанных с создание лесной инфраструктуры, совпадает с размещением объектов на обзорном плане земельного участка, составленного экспертом.

Проект содержит рекомендации по эксплуатации объектов, использованию леса, а также организации водоснабжения и водоотведения, обеспечивающих защиту водного объекта.

Акты обследования лесного участка, арендованного З., представленные прокурором, отражают обстоятельства ведения строительства в 2007-2008 г.г.

На момент рассмотрения дела прокурором не представлено документов, подтверждающих ведение строительства с нарушением природоохранного законодательства.

Однако прокурором заявлен иск о сносе незаконно возведенных построек.

Факты ведения строительства с нарушением природоохранного законодательства или иные факты нарушений, допущенных при освоении лесного участка могут быть основанием для иска о возложении обязанности прекращения такой деятельности и приведения её в соответствие с Проектом освоения лесов, но не сносе самовольных построек.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения иска прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора о признании недостроенных домов, находящихся на лесном участке, арендованном индивидуальным предпринимателем З., самовольными постройками и возложении на З. обязанности снести недостроенные дома и временные строения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Меркулова.

Решение вынесено в окончательной форме 3 мая 2011 года.