РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2011 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе
председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой,
при секретаре А.Н. Андреевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аникина В.П. к Службе в г. Корсакове СахПУБО ФСБ РФ, СахПУБО ФСБ РФ, жилищно-бытовой комиссии Службы в г. Корсакове СахПУБО ФСБ РФ, администрации МО Корсаковский городской округ о признании бездействия жилищно-бытовой комиссии незаконным, возложении обязанности на жилищно-бытовую комиссию рассмотреть его рапорт о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании права на признание его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановку на учет в АМО КГО на момент подачи заявления 8.12.2004 года, признании его вставшим на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года,
УСТАНОВИЛ:
Аникин В.П. обратился в суд с иском, в котором указал, что проходил службу по контракту в войсковой части <...> на должности <...>, является ветераном боевых действий, что подтверждается соответствующим удостоверением, при поступлении на службу жильем не обеспечен, зарегистрирован по месту нахождения части, фактически проживал с семьей на территории войсковой части в общежитии, 8 декабря 2004 года написал рапорт о постановке его в очередь на улучшение жилищных условий и отдал его начальнику квартирно-эксплуатационной части майору Е., который сообщил ему, что жилищно-бытовой комиссией принято решение о постановке его в очередь на улучшение жилищных условий, в 2006 году он уволился из в/ч <...> по собственному желанию, а 17.01.2011 года обратился в администрацию МО Корсаковский городской округ по вопросу получения жилья, где ему ответили, что его документы из в/ч <...> не поступали, считает, что нарушено его право постановки на учет до 1.01.2005 года, в связи с чем он лишен возможности получить жилье за счет средств федерального бюджета.
Просит признать действия работников жилищной комиссии, командования Службы в г. Корсакове СахПУБО ФСБ РФ по не рассмотрению его рапорта о постановке в очередь на улучшение жилищных условий незаконным, обязать жилищную комиссию Службы в г. Корсакове СахПУБО ФСБ РФ рассмотреть его рапорт о постановке его в очередь на улучшение жилищных условий на 8 декабря 2004 года, признать за ним право на признание его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и на постановку на учет в администрации МО Корсаковский городской округ на момент подачи заявления 8 декабря 2004 года, признать его вставшим на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1.01.2005 года.
В судебном заседании Аникин В.П. свои требования поддержал.
Представитель ответчиков Д. в судебном заседании иск не признал, ссылается на пропуск истцом срока исковой давности, также указывает на то, что истец не мог быть поставлен в очередь как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Представитель администрации МО Корсаковский городской округ Кресик В.Г. в судебном заседании с иском не согласился, полагает, что истец не мог быть поставлен на учет, кроме того, он не может быть поставлен на учет в администрации МО Корсаковский городской округ, поскольку не обращался в администрацию с таким заявлением.
Представитель Министерства социальной защиты Сахалинской области, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего ответчика, в судебное заседание не явился, считает, что не является надлежащим ответчиком по делу, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав стороны, свидетеля, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года, подпункт 3 пункта 1 указанной статьи, ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.
В соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», подпункт 3 пункта 3 указанной статьи, ветераны боевых действий и члены семей ветеранов боевых действий обеспечиваются жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. жилья по субъекту Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, передаваемых субъектам Российской Федерации на исполнение указанных полномочий.
Порядок предоставления жилья ветеранам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, устанавливается Законом Сахалинской области «О форме и порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим в сахалинской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» № 51-ЗО от 25 мая 2006 года.
Согласно пункту 3 ст. 3 указанного Закона в случае отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признанного судом либо органом местного самоуправления необоснованным, граждане включаются в сводный список со дня подачи первичного заявления о постановке на учет.
В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы на человека, проживающие в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, проживающие в общежитиях, длительное время занимающие жилье на условиях найма или поднайма, не имеющие своего жилого помещения.
В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года граждане были вправе состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по своему выбору, в том числе по месту работы на предприятиях, учреждениях, организациях, имеющих свой жилищный фонд.
В соответствии с п. 12 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению этого вопроса.
Аналогичные нормы содержали Примерные правила решения жилищных вопросов военнослужащих, рабочих и служащих органов государственной безопасности, утвержденные Приказом Министра безопасности Российской Федерации от 27 июля 1993 года.
В соответствии с п. 3.2 этих Правил для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудники подают заявление (рапорт) в жилищную комиссию подразделения. К заявлению (рапорту) прилагаются следующие документы по установленной форме:
-справка о проверке жилищных условий,
-копия финансового лицевого счета,
- выписка из домовой книги на всю семью.
Кроме того, при необходимости прилагаются:
-документы, подтверждающие право пользования льготами при постановке на учет и предоставлении жилой площади,
-справка районного бюро технической инвентаризации,
-другие документы, относящиеся к решению жилищного вопроса.
Таким образом, при подаче заявления в жилищную комиссию гражданин обязан представить все документы, необходимые для разрешения его заявления по существу.
В соответствии со ст. 31 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, заявление о постановке гражданина на учет подлежало рассмотрению в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий орган.
О принятом решении гражданину сообщалось в письменной форме.
Согласно статье 52 ЖК РФ, действующего с 1 марта 2005 года, учет граждан, нуждающихся в получении жилого помещения, ведет орган местного самоуправления, состоять на учете вправе те граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в получении жилого помещения.
С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения.
Не предоставление таких документов в силу ст. 54 ЖК РФ является основанием для отказа в принятии гражданина на учет как нуждающегося в получении жилого помещения.
Согласно ст. 51 ЖК РФ на учет могут быть приняты граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственников жилых помещений, либо являющиеся таковыми, но обеспеченные жилой площадью менее учетной нормы на одного члена семьи.
В случае принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, и утраты им впоследствии до получения жилого помещения оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, в соответствии со ст. 56 ЖК РФ этот гражданин снимается с учета в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части <...> № от 18 ноября 2004 года Аникин В.П. зачислен на военную службу по контракту.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части <...> от 31 июля 2006 года № Аникин В.П. досрочно уволен с военной службы в запас.
Удостоверением серия №, выданным 16 декабря 2004 года, подтверждается право Аникина В.П. на права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах».
В деле имеется рапорт Аникина В.П. на имя командира роты с просьбой о постановке в очередь на улучшение жилищных условий от 8 декабря 2004 года.
В данном рапорте не указано приложение, а именно документы, обязательность предоставления которых установлена законом, в том числе документы, подтверждающие право на льготы.
Как видно из материалов дела, 17 января 2011 года Аникин В.П. обратился с заявлением на имя начальника Службы в г. Корсакове СахПУБО ФСБ РФ по Сахалинской области (правопреемник войсковой части <...>), в котором указал, что писал рапорт о поставке его на учет 8.12.2004 года, начальник службы КЭС Е. заверил его, что он был поставлен на учет, а при увольнении сказал, что его документы будут направлены в администрацию г. Корсакова для получения Б. жилья, в 2009 году работники квартирно-эксплуатационной части говорили ему, что он поставлен на учет, однако 17.01.2011 года в администрации МО Корсаковский городской округ ему сообщили, что документы в администрацию не передавались.
Просил выслать в его адрес копию решения жилищно-бытовой комиссии.
Из ответа начальника Службы в г. Корсакове СахПУБО ФСБ РФ от 25.11.2011 года на имя истца следует, что Аникин В.П. за время прохождения службы по контракту не предоставил в жилищно-бытовую комиссию документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Факт не предоставления таких документов истцом не оспаривается.
Несмотря на то, что до 1 марта 2005 года ЖК РСФСР не содержал нормы, прямо предусматривающей отказ в постановке на учет гражданина, не предоставившего документы, необходимые для рассмотрения вопроса о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, очевидно, что без предоставления таких документов жилищно-бытовая комиссия была не вправе принять решение о постановке на учет Аникина В.П.
Поскольку решение жилищно-бытовой комиссией об отказе в постановке на учет не выносилось, а не принятие решения при установленных судом обстоятельствах нельзя признать незаконным, у суда не имеется оснований для признания незаконным отказа в постановке на учет для включения в список согласно п. 3 ст. 3 Закона Сахалинской области № 51-ЗО.
В связи с увольнением Аникина В.П. из войсковой части отношения с ответчиком по поводу нуждаемости в жилье прекращены.
Таким образом, требования Аникина В.П. о возложении на жилищную комиссию Службы в г. Корсакове СахПУБО ФСБ РФ обязанности по рассмотрению его рапорта от 8.12.2004 года не могут быть удовлетворены.
Также документы Аникина В.П. не могли быть переданы в органы местного самоуправления войсковой частью <...>, так как норма в п. 13 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», предусматривавшая включение уволенных военнослужащих по ходатайству командиров воинских частей органами местного самоуправления в списки граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, действовала до 14 ноября 2003 года, а впоследствии была исключена из редакции указанной статьи.
Из материалов дела следует, что Аникин В.П. состоит в браке с З. с 22 сентября 1995 года.
Кроме них в семье имеются дети А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно договора купли-продажи от 28 апреля 2006 года на имя З. приобретена четырехкомнатная квартира общей площадью 60, 4 кв.м. по адресу г. Корсаков, <адрес>.
На данную квартиру выдано свидетельство о государственной регистрации права от 29 мая 2006 года, подтверждающее право собственности З. на указанную квартиру.
Согласно данным поквартирных карточек все члены семьи зарегистрированы в указанной квартире, Аникины В.П. и И.Ю., и А. с 27.06.2006 года, Б. с 19.06.2009 года, Г. с 12.01.2011 года.
С 28.05.2008 года в указанной квартире также зарегистрирована свекровь Ж.
Таким образом, с 29 мая 2006 года до момента увольнения из войсковой части <...> 31 июля 2006 года Аникин В.П. и члены его семьи были обеспечены жильем выше учетной нормы, которая по Корсаковскому району составляет 12 квадратных метров на одного человека при норме предоставления 15 кв.м на человека.
Ссылка Аникина В.П. на ФЗ «О ветеранах», устанавливающий норму предоставления жилья в 18 кв.м. на человека, представляется неосновательной, поскольку согласно ФЗ «О ветеранах» право на льготное обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета имеют ветераны и члены их семей, нуждающиеся в получении жилья, а таковыми по закону признаются граждане, обеспеченные жильем меньше учетной нормы.
Одним из требований Аникина В.П. является признание его права на улучшение жилищных условий и, в связи с этим, на постановку на учет в администрации МО Корсаковский городской округ с момента подачи заявления 8 декабря 2004 года.
Однако по смыслу Закона Сахалинской области № 51-ЗО право на получение субсидии имеют ветераны, в частности, боевых действий, ставшие на учет (признанные нуждающимися в получении жилья) до 1 января 2005 года, и в дальнейшем сохранившие свою нуждаемость до получения компенсации.
Приобретение З. в мае 2006 года в собственность жилого помещения, которое также является общей собственностью супругов, исключало возможность сохранения за Аникиным В.П. и членами его семьи права состоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, следовательно, он не мог быть включен в список на получение компенсаций.
Нуждаемость в улучшении жилищных условий, возникшая у Аникина В.П. в связи с рождением дочери 25 декабря 2010 года, является основанием для постановки его на учет в этом качестве в настоящее время и не связана с подачей им заявления 8 декабря 2004 года.
Поскольку Аникин В.П. фактически не встал на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения он также не может быть признан вставшим на учет в судебном порядке.
Кроме того, суд считает обоснованной ссылку представителя СахПУБО ФСБ РФ на пропуск истцом срока исковой давности.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной правктике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 статьи 7 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Исходя из действовавших на момент подачи заявления норм жилищного законодательства, Аникин В.П. должен был узнать о нарушении своего права по истечении месяца после подачи своего заявления.
Однако жилищно-бытовой комиссией войсковой части <...> решение по его заявлению не было принято и, соответственно, истцу не направлялось.
При таких обстоятельствах суд полагает, что истец был должен знать о том, что его право на постановку на учет было нарушено, на момент своего увольнения из войсковой части <...>.
Из содержания рапорта Аникина В.П. о досрочном увольнении со службы от 6 июня 2006 года следует, что он просит уволить его в связи с отсутствием жилья по месту службы в Поронайске, указывает, что жильем обеспечен, претензий к части не имеет.
Содержание данного рапорта полностью соответствует обстоятельствам, установленным при рассмотрении дела.
Так, на 6 июня 2006 года Аникин В.П. был обеспечен жильем в г. Корсакове, учету как нуждающийся в улучшении жилищных условий, не подлежал, при увольнении претензий к войсковой части, связанных с нарушением его жилищных прав, у него не было.
Доводы Аникина В.П. о том, что он не мог знать, что он не поставлен на учет из-за конфликта с майором Е. суд не находит убедительными, так как на момент увольнения взаимоотношения с должностными лицами части не могли служить препятствием для получения информации, затрагивающей его права.
При таких обстоятельствах иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Аникина В.П. к СахПУБО ФСБ РФ, Службе г. Корсакова СахПУБО ФСБ РФ, жилищно-бытовой комиссии Службы г. Корсаков СахПУБО ФСБ РФ, администрации МО Корсаковский городской округ о признании бездействия по постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по рассмотрению рапорта от 8.12.2004 года, признании права на признание Аникина В.П. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановку на учет с момента подачи заявления 8.12.2004 года, признании его вставшим на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1.01.2005 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Меркулова.
Решение вынесено в окончательной форме 3 мая 2011 года.