Решение (о признании деятельности по сбросу сточных вод незаконной, возложении обязанности получить решение о предоставлении водного объекта в пользование)



ДЕЛО №2-306/11

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2011 года г.Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи Л.Ф.Шустовой,

при секретаре Т.А.Чайка,

с участием:

представителей:

ОАО «Корсаковский морской порт» А.,

третьего лица - Амурского БВУ В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора к открытому акционерному

обществу «Корсаковский морской торговый порт» о признании деятельности по сбросу

сточных вод незаконной, возложении обязанности получить решение о предоставлении

водного объекта в пользование,

УСТАНОВИЛ:

Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор 04 февраля 2011 года обратился в суд интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с исковым заявлением о возложении на ОАО «Корсаковский морской торговый порт» обязанности получить решение или заключить договор о предоставлении водного объекта.

В обоснование искового заявления указано, что в результате проведенной Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки в отношении хозяйствующего субъекта открытого акционерного общества (ОАО) «Корсаковский морской торговый порт(далее КМТП) в части водопользования, а именно наличия разрешающих документов о предоставлении водного объекта установлено, что вопреки действующему законодательству решение или договор о предоставлении водного объекта в пользование у ОАО «КМТП» отсутствует. Основным видом деятельности общества согласно Уставу является: морская перевозка грузов и пассажиров; приобретение, хранение, реализация горюче-смазочных материалов; оказание различных бытовых услуг населению(создание и эксплуатация банно-прачечных комбинатов, химчисток и т.д.); строительство, реконструкция и ремонт производственного и социального назначения; оказание гостиничных услуг. По результатам проверки, проведенной Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области на предприятии ОАО «КМТП» выявлено нарушение действующего законодательства, а именно: данное предприятие осуществляет сброс сточных(дренажных) вод в залив Анива, в связи с чем данное предприятие привлечено к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ за осуществление сброса сточных вод в залив Анива без правоустанавливающих документов. Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», просил признать деятельность ОАО «КМТП» по сбросу сточных вод незаконной и обязать ответчика получить решение или заключить договор о предоставлении водного объекта.

На определение об оставлении заявления без движения истцом представлена новая редакция искового заявления, в котором отмечено, что сброс сточных вод без соответствующего разрешения, может привести к негативным последствиям для населения, чем нарушаются предусмотренные статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации, права граждан на благоприятную окружающую среду. У граждан должна быть гарантия, что хозяйственная деятельность объекта не повлечет за собой загрязнения окружающей среды. ОАО «КМТП» обязан иметь решение от Амурского БВУ о предоставлении ему водного объекта в пользование. В порядке уточнения исковых требований просил признать деятельность ОАО «КМТП» по сбросу сточных вод незаконной, обязать ОАО «КМТП» получить решение о предоставлении водного объекта в пользование.

В судебное заседание Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Дело рассмотрено в отсутствие истца согласно п.З ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ОАО «КМТП» А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что ОАО «КМТП» проводится работа по получению решения о предоставлении водных объектов в пользование (сброс сточных вод и дренажных вод), для чего заключен договор с ООО «<...>» на разработку проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизамов в водные объекты. В какой стадии находится указанная работа пояснить не мог.

Представитель третьего лица - Амурского бассейнового водного управления В., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, уточнив, что заявление и соответствующие документы для получения решения о предоставлении водных объектов в пользование ОАО «КМТП» в Амурское БВУ не поступали.

Выслушав объяснения представителей ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды"определено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ под водоотведением понимается любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты, а согласно пункту 19 - под сточными водами понимаются воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

В силу пункта 4 Водного кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Поверхностные и подземные воды согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, в силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно Уставу Открытого акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» основными видами деятельности Общества являются: морская перевозка грузов и пассажиров с использованием собственных или арендованных плавсредств; приобретение, хранение, реализация горюче-смазочных материалов; обслуживание пассажиров на территории и акватории порта; оказание гостиничных услуг; организация общественного питания, бытовых услуг населению (создание и эксплуатация банно-прачечных комбинатов, химчисток и т.д.); строительство, реконструкция и ремонт объектов производственного и социального назначения.

Как указано в исковом заявлении, подтверждено материалами дела об административном правонарушении и не оспаривалось ответчиком, ОАО «КМТП» осуществляет сброс сточных (дренажных) вод в залив Анива без правоустанавливающих документов.

В Постановлении № от 22 октября 2010 года Государственным инспектором по Дальневосточному федеральному округу по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Б. о назначении административного наказания ОАО «КМТП» в виде административного штрафа в размере 7 500 руб., указано, что предприятие осуществляет пользование водным объектом для сброса сточных вод в залив Анива без права пользования, что является административным правонарушением, предусмотренным ст. 7.6 КоАП РФ. Срок ранее действующих разрешений на сброс предприятием сточных вод истек 31 декабря 2007 года. ОАО «КМТП» не были приняты все зависящие от него меры для получения соответствующей разрешительной документации на сброс сточных вод в залив Анива. Постановление ОАО «КМТП» не обжаловано и исполнено, о чем свидетельствует платежное поручение № от 02 декабря 2010 года.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы водного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (часть 1). Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2).

Приказом Минприроды РФ от 26.12.2008 N 347 утвержден Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договора водопользования (вместе с "Административным регламентом по осуществлению Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договоров водопользования"), пунктом 1.5.1. которого, определено, что право пользования водными объектами на основании договора водопользования может предоставляться физическому, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (далее - заявитель).

Согласно пункту 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование втом числе для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса(п.4 названной статьи).

Отдел водных ресурсов Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Сахалинской области создан в составе Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов(Амурское БВУ), в соответствии с приказом руководителя Федерального аентства водных ресурсов от 16 августа 2004 года № «О реорганизации территориальных органов Федерального агентства водных ресурсов» и является территориальным структурным подразделением Амурского БВУ, обеспечивающим реализацию задач, функций и полномочий Амурского БВУ в сфере управления, использования и охраны водных объектов на территории Сахалинской области.

Пунктом 3.4 Положения об отделе водных ресурсов Амурского Бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов по Сахалинской области, утвержденного руководителем Амурского БВУ, к выполняемым Отделом функциям отнесены: подготовка и принятие в установленном порядке решений о предоставлении морей или их отдельных частей, водохранилищ, перечень которых установлен Правительством РФ в соответствии с ч.2 ст. 26 Водного кодекса РФ, или частей таких водохранилищ, иных водных объектов, находящихся на территории двух и более субъектов РФ, или их частей(водные объекты) в пользование, в том числе осуществление приема и рассмотрение заявлений юридических и физических лиц о предоставлении водных объектов в пользование и прилагаемых к ним документов, выдачи(высылки)


расписки в получении документов, проверки их комплектности и на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства, выполнение расчетов параметров водопользования, определение условий использования водного объекта, представления заключений по возможности использования водных объектов для заявленных целей.

Как пояснила в судебном заседании представитель Амурского БВУ, руководитель Отдела водных ресурсов по Сахалинской области В., ОАО «КМТП» с заявлением и соответствующими документами в Отдел водных ресурсов для получения решения на сброс сточных (дренажных) вод в залив Анива не обращалось.

При таких обстоятельствах, деятельность ОАО «КМТП» по сбросу сточных вод без предусмотренного действующим законодательством решения, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на информацию о характере воздействия предприятия на окружающую среду, отсутствие гарантии на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности человека, признается судом незаконной.

В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Поскольку ответчик осуществляет сброс сточных(дренажных) вод в залив Анива при отсутствии решения на сброс сточных и (или) дренажных вод, суд обязывает его получить решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Доводы представителя ответчика, изложенные в судебном заседании не опровергают установленных судом обстоятельств и не влекут оснований для отказа в удовлетворении обоснованных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать деятельность открытого акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» по сбросу сточных вод в залив Анива незаконной.

Обязать открытое акционерное общество «Корсаковский морской торговый порт» получить решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Решение может быть обжаловано в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение 10 дней после его вынесения в окончательной форме.


Судья


Л.Ф.Шустова


Решение в окончательной форме вынесено: 15 апреля 2011 года.



Судья