Дело № 2-388/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Корсаков 4 апреля 2011 года
Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе
председательствующего судьи А.В. Мешалкина,
с участием
старшего помощника Корсаковского городского прокурора Л.В. Зубковой,
представителя ответчика --------
при секретаре О.К. Ермишиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Корсаковского городского прокурора к ООО «Корсаковское автотранспортное предприятие №» в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности по установке в механическом и шиномонтажном цехах автоматической пожарной сигнализации,
установил:
04 марта 2011 года Корсаковский городской прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском ООО «Корсаковское АТП №», в котором просил обязать ответчика установить в механическом и шиномонтажном цехах автоматическую пожарную сигнализацию, соответствующую требованиям Норм пожарной безопасности (НПБ 110-03)
В обоснование заявления указал, что в результате прокурорской проверки выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях на территории МО Корсаковского района.
В частности, согласно Акту проверки от 24.07.2007г., проведенной инспектором государственного пожарного надзора Корсаковского района установлено, что вопреки ранее выданному предписанию от 22.12.2006г. о необходимости в срок до 01.09.2007 года заблокировать помещения СОШ с.Чапаево Корсаковского района автоматической пожарной сигнализацией, указанная сигнализация в школе отсутствует.
Согласно федеральному законодательству и Уставу муниципального образования обязанность по обеспечению в общеобразовательных школах первичных мер пожарной безопасности, в том числе оборудование помещений школ автоматической пожарной сигнализацией, на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Однако, ни администрация муниципального образования в целом, ни входящие в его структуру комитет по управлению имуществом и департамент социального развития, не принимают мер по установке автоматической пожарной сигнализации в МОУ СОШ с.Чапаево.
Такое бездействие администрации муниципального образования и ее структурных подразделений приводит к нарушению прав учащихся и сотрудников общеобразовательной школы на охрану их жизни и здоровья.
В связи с изложенным, прокурор просил признать бездействие Администрации муниципального образования Корсаковского района, Комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского района, Департамента социального развития администрации муниципального образования Корсаковского района муниципального образования Корсаковского района, выразившееся в неустановке автоматической пожарной сигнализации в здании указанной школы, незаконным и возложить на администрацию МО Корсаковского района обязанность ее установить в срок до 1 января 2008 года.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил свое заявление и просил признать незаконным бездействие Администрации МО Корсаковского района по обеспечению установки автоматической пожарной сигнализации в здании МОУ СОШ с.Чапаево Корсаковского района, обязать АМО Корсаковского района обеспечить установку данной сигнализации в здании указанной школы в срок до 1 января 2008 года.
В судебном заседании помощник Корсаковского городского прокурора Бабицкая М.В. поддержала уточненные требования заявления. Пояснила, что на момент обращения в суд с настоящим заявлением здание СОШ с.Чапаево не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, что свидетельствует о бездействии АМО Корсаковского района в целом и его структурных подразделений в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Принимаемы АМО Корсаковского района меры по обеспечению мер первичной пожарной безопасности- установка во всём здании школы автоматической пожарной сигнализации являются недостаточными.
Представитель АМО Корсаковского района, Комитета по управлению имуществом и Департамента социального развития АМО Корсаковского района Былина Е.А. с заявлением не согласилась. В обоснование возражений пояснила, что согласно законодательству о противопожарной безопасности обязанность по установке автоматической пожарной сигнализации в зданиях общеобразовательных школ возлагается на эти школы, как на самостоятельные юридические лица. Кроме того, обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности возложена на Департамент коммунального хозяйства и строительства АМО Корсаковского района и на администрацию Чапаевского сельского округа, согласно положению о них. На администрацию МО Корсаковского района, данная обязанность законом не возложена. Поскольку бюджет муниципального образования на 2007 год не принят, полагает, что требование прокурора об обеспечении установки указанной сигнализации в срок до 1.01.2008 года является неисполнимым. Считает, что установка автоматической пожарной сигнализации в зданиях школ не относится к первичным мерам пожарной безопасности. Вместе с тем, администрацией МО Корсаковского района принимались и принимаются меры к обеспечению установки автоматической пожарной сигнализации в зданиях школ, что исключает утверждение прокурора о бездействии администрации в этом вопросе.
Представитель заинтересованного лица ТО ГПН Корсаковского района А. в судебном заседании полагала заявление прокурора подлежащим удовлетворению Пояснила, что автоматическая установка пожарной сигнализации (АУПС) предназначена для обнаружения пожара на его ранней стадии, что увеличивает шансы на предотвращение гибели людей в зданиях, заблокированных АУПС. Законом обеспечение первичных мер пожарной безопасности отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 2004 года к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Организационно-правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления.
В силу ст.1 этого же Закона к первичным мерам пожарной безопасности относится реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
Пунктом 10 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа, которым в соответствии с Законом Сахалинской области «О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области» является муниципальное образование Корсаковский район, отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03). В п.9 таблицы №, прилагаемой к данному Перечню, в качестве зданий, подлежащих такой защите, указаны здания административно-бытового и общественного назначения.
Пунктом 4 НПБ 110-03 установлено, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками пожарной сигнализации все помещения независимо от площади, кроме помещений с мокрыми процессами (душевые, санузлы и т.п.), венткамер, насосных водоснабжения, бойлерных, лестничных клеток и т.п.
Поскольку п.1.1.1 и п.1.1.2 СНиП 2.08.02.-89* «Общественные здания и сооружения» здания школ отнесены к зданиям общественного назначения, то в силу НПБ 110-03 они должны быть защищены автоматическими установками пожарной сигнализации.
Следовательно, утверждение представителя АМО Корсаковского района Былиной Е.А., о том, что законом не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в зданиях общеобразовательных школ, отвергается судом как несостоятельное, а мнение о том, что установка автоматической пожарной сигнализации не относится к первичным мерам пожарной безопасности- признается ошибочным.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что здание общеобразовательной школы в с. Чапаево Корсаковского района не защищено автоматической установкой пожарной сигнализации.
Согласно вышеприведенным нормативным актам орган местного самоуправления обязан был, начиная с 2003 года, принять необходимые меры по оснащению зданий общеобразовательных школ автоматическими установками пожарной сигнализации независимо от предписаний органов пожарного надзора или мер прокурорского реагирования. Однако на протяжении ряда лет здание СОШ с.Чапаево не было, в том числе и по настоящее время, оборудовано в полном объеме системой АУПС.
22 декабря 2006 года ТО ГПН Корсаковского района было выдано предписание № руководителю Департамента социального развития АМО Корсаковского района о блокировании помещений СОШ №1 автоматической пожарной сигнализацией в срок до 1 сентября 2007 года.
В адрес Департамента социального развития АМО Корсаковского района прокурором г.Корсакова вносилось 25.08.2006 года представление, в котором указывалось на нарушение законодательства о пожарной безопасности в связи с отсутствием в зданиях школ района автоматической пожарной сигнализации, отвечающей требованиям НПБ 110-03. Требовалось принять меры к устранению данных нарушений в срок до 15.09.2006г. в связи с актуальностью вопроса.
Из ответа заместителя главы муниципального образования, руководителя департамента социального развития АМО Корсаковского района Б. от 14.09.2006г. следует, что указанным департаментом и администрацией МО Корсаковского района будут приняты все возможные меры для исполнения в установленный срок предписания пожарного надзора и будут учтены замечания, изложенные в представлении прокурора.
Однако, Актом проверки ТО ГПН Корсаковского района от 24 июля 2007 года № установлено, что ранее выданное предписание не исполняется, здание указанной школы по-прежнему не заблокировано АУПС.
В силу ч.1 ст.8 Устава МО Корсаковского района создание для жителей муниципального образования благоприятной среды обитания, охрана их здоровья и личная безопасность являются приоритетным направлением деятельности органов местного самоуправления на территории муниципального образования.
Согласно Главе 3, статьям 32 и 37 данного Устава в систему администрации муниципального образования Корсаковского района входят: глава муниципального образования, заместители главы муниципального образования, аппарат администрации муниципального образования Корсаковского района (департаменты, комитеты, управления и отделы); администрация поселковых, сельских округов.
Органами администрации муниципального образования Корсаковского района являются созданные в соответствии со схемой управления муниципальным образованием самостоятельные структурные подразделения района, обладающие полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, а также Уставом, положениями о них, и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления муниципальным образованием Корсаковского района.
С учетом изложенного, следует, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в зданиях общеобразовательных школ на территории муниципального образования является как обязанностью структурных подразделений администрации муниципального образования, так и самой администрации муниципального образования в целом. Обеспечение установки автоматической пожарной сигнализации в здании СОШ с.Чапаево в соответствии с требованиями пожарной безопасности предполагает принятие администрацией муниципального образования исчерпывающего комплекса мер по данному вопросу.
Вместе с тем, из материалов дела видно, что здание указанной школы по-прежнему не заблокировано автоматической пожарной сигнализацией, что свидетельствует о недостаточности и недейственности мер, принимаемых в этом вопросе администрацией муниципального образования. Поэтому представленные в судебном заседании представителем АМО Корсаковского района Программа «Безопасность образовательного учреждения муниципального образования Корсаковского района на 2005-2007 годы», Постановление главы АМО Корсаковского района «Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования Корсаковского района» от 28.04.2007г. №, а также ее о дефиците бюджета муниципального образования, непринятии бюджета муниципального образования на 2007 год, не опровергают утверждение прокурора о бездействии АМО Корсаковского района в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
Факт недостаточности и недейственности мер по оснащению школ района, и СОШ с.Чапаево в частности, автоматическим пожарными сигнализациями подтверждается представленным представителем АМО Корсаковского района постановлением главы муниципального образования «О мерах по усилению работы по предупреждению гибели людей на пожарах» от 6 апреля 2004 года №. Пунктом 2 Приложения к данному постановлению в качестве запланированных мероприятий предусмотрена установка системы оповещения людей о пожаре в зданиях общежитий, школ, детских садов, лечебных учреждений, установлены исполнители данного мероприятия и срок исполнения- третий квартал 2004 года. Пунктом 12 указанного Приложения руководителям объектов с массовым пребыванием людей вменена обязанность разработать и представить в ГПН для согласования планы по выполнению противопожарных мероприятий требующих материальных затрат с определением источника финансирования со сроком исполнения – май 2004 года.
Однако, до сих пор в здании СОШ с.Чапаево не установлена в полном объеме автоматическая противопожарная сигнализация, что свидетельствует о незаконном бездействии администрации муниципального образования в этом вопросе.
Доводы представителя АМО Корсаковского района Былиной Е.А. об отсутствии у администрации муниципального образования обязанности обеспечить меры по установке автоматической пожарной сигнализации в здании школы, и вине в этом самих общеобразовательных учреждений, противоречит приведенным нормативным правовым актам.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, средства на установку автоматической пожарной сигнализации в зданиях школ муниципального образования должны выделяться из местного бюджета, что сторонами не оспаривается. Однако средства на указанные цели в бюджете муниципального образования Корсаковского района в 2006 году предусмотрены не были, а соответствующий бюджет на 2007 год не принят. При таких обстоятельствах, МОУ СОШ с.Чапаево не может отвечать за необеспечение установки в здании школы автоматической пожарной сигнализации.
В нарушение требований ст.249 ГПК РФ стороной ответчика не представлено суду доказательств законности оспариваемого прокурором бездействия АМО Корсаковского района.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о ненадлежащем обеспечении первичных мер пожарной безопасности, что нельзя расценивать иначе, как незаконное бездействие Администрации МО Корсаковского района в вопросе обеспечения установки в здании школы автоматической пожарной безопасности, влекущее нарушение прав неопределенного круга лиц.
Удовлетворяя требование о сроке обеспечения установки автоматической пожарной сигнализации (до 1.01.2008г.), суд принимает во внимание социальную значимость заявленных прокурором требований, положения ч. 1 и 2 ст.258 ГПК РФ о месячном сроке исполнения решения суда со дня его получения обязанным лицом, обстоятельства дела, возможность отсрочки исполнения решения суда на стадии его исполнения.
Кроме того, с АМО Корсаковского района подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета размере 100 рублей, от уплаты которой прокурор освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194,196,198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
заявление Корсаковского городского прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Корсаковского района по обеспечению установки автоматической пожарной сигнализации в здании МОУ СОШ с.Чапаево Корсаковского района.
Обязать Администрацию муниципального образования Корсаковского района обеспечить установку в здании МОУ СОШ с.Чапаево Корсаковского района автоматической пожарной сигнализации в срок до 1 января 2008 года.
Взыскать с Администрации муниципального образования Корсаковского района в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней.
Судья А.В.Мешалкин