РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 мая 2011 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой, с участием прокурора Л.Г. Суртаевой, при секретаре А.Н. Андреевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсаковского городского прокурора к ОАО «Сахалинэнерго», ООО «Жилфонд» о прекращении эксплуатации общедомовых приборов учета, УСТАНОВИЛ: Корсаковский городской прокурор обратился в суд с иском, в котором указал, что в ходе прокурорской проверки были установлена факты нарушения жилищных прав граждан незаконной установкой общедомовых приборов учета в домах жилищного фонда г. Корсакова. Нормами ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23.11.2009 года предусмотрена обязанность собственников установить общедомовые приборы учета в срок до 1 января 2012 года, до указанного срока приборы учета могут быть установлены энергоснабжающей организацией лишь с согласия собственников жилых помещений. Однако ОП «Энергосбыт» ОАО «Сахалинэнерго» самовольно установило общедомовые приборы учета без согласования с собственниками жилых помещений и управляющей организацией. Кроме того, указанные приборы установлены в нарушение Приказа Минэнерго РФ от 13.01.2003 года № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», без согласовании проектной документации с органом государственного энергетического надзора, без приемосдаточных и пусконаладочных испытаний и без принятия электроустановок потребителем в эксплуатацию в установленном порядке. Прокурор просит возложить на ООО «Жилфонд» и Корсаковский участок ОП «Энергосбыт» ОАО «Сахалинэнерго» обязанность по прекращению эксплуатации общедомовых приборов учета электрической энергии до устранения выявленных нарушений закона: получения согласия собственников на установку общедомовых приборов учета, согласование установки общедомовых приборов учета с Управлением Ростехнадзора, проведения приемосдаточных оборудования и пусконаладочных испытаний отдельных систем электроустановок, установки приборов защиты от короткого замыкания в цепи перед приборами учета, проведения приема оборудования в соответствии с законом, составления акта сдачи и приема электромонтажных работ. В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержал. Представитель ОАО «Сахалинэнерго» Одинцов С.А. в судебном заседании с иском не согласился, указал, что статьей 13 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность собственников жилых помещений по установке общедомовых приборов учета в срок до 1.01.2012 года, при этом энергоснабжающая организация вправе установить такие приборы учета, согласия собственников жилых помещений на установку не требуется, так как согласие собственников требуется только на заключение договора между управляющими компаниями и организациями, осуществляющими деятельность по установке приборов учета. Кроме того, приборы учета не относятся к электроустановкам, поэтому согласование его установки с Ростехнадзором не требуется. Представитель ООО «Жилфонд» Волошенко С.В. в судебном заседании с иском не согласился, указал, что на управляющую компанию законом не возлагается каких-либо обязанностей по установке и эксплуатации общедомовых счетчиков. Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 1, 2, 3, 4 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. В случае, если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность приборов учета потребления в соответствии с п. 2 ст. 543 ГК РФ возлагается на энергоснабжающую организацию. В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В соответствии с п. 19 и подпунктами «в», «г» пункта 13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2004 года № 861 существенными условиями договора энергоснабжения с физическими лицами являются: - ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая определяется балансовой принадлежностью сетевой организации и потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и акте эксплуатационной ответственности сторон, являющихся приложениями к договору; - обязательства сторон по оборудованию точек присоединения средствами измерения электрической энергии, в том числе измерительными приборами, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также по обеспечению их работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора эксплуатационных требований к ним, установленных уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии и изготовителем. До исполнения обязательств по оборудованию точек присоединения приборами учета стороны применяют согласованный ими расчетный способ учета электрической энергии (мощности), применяемый при определении объемов переданной электроэнергии (мощности). Отсюда следует, что применение приборов учета конкретного вида, способы учета электроэнергии и расчеты за потребленную энергию являются существенными условиями договора, по которым между сторонами должно быть достигнуто соглашение. В соответствии с п. 5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. В соответствии с п. 9, 10 этой же статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки. До 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. В соответствии с п. 12 этой же статьи до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи) и до 1 января 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. Таким образом приведенными нормами закона на граждан, являющихся стороной по договору энергоснабжения, если они являются собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, возложена обязанность в срок до 1.01.2012 года установить общедомовые приборы учета. Установка общедомовых приборов учета согласно приведенных норм осуществляется энергоснабжающими организациями на основании договора, заключенного с собственниками жилых помещений или с управляющими организациями. Причем до 1 января 2012 года такая установка производится по договору с потребителями за их счет, и только после 1 января 2012 года энергоснабжающая организация вправе установить общедомовой прибор учета без согласия потребителей, не выполнивших обязанность, возложенную на них законом, с удержанием с потребителей стоимости услуг по установке. Отсюда следует, что установка общедомовых приборов учета до 1 января 2012 года должна быть согласована как с гражданами потребителями электрической энергии, так и с управляющими организациями. Из приведенных норм также следует, что лицом, эксплуатирующим прибор учета, в любом случае будет абонент, потребляющий электроэнергию. До установки таких приборов учета размер платы за энергоснабжение осуществляется в соответствии с п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, на основании показаний индивидуальных приборов учета для тех случаев, когда в доме общедомовой прибор учета отсутствует. Отсюда следует, что если с гражданином – потребителем электрической энергии ранее уже был заключен договор, в соответствии с которым энергоснабжающая организация взимала с него плату по индивидуальному прибору учета, то изменение существенных условий договора, касающихся учета потребленной электроэнергии, возможно лишь в порядке ст. 450 ГК РФ, то есть по соглашению сторон, либо после установки общедомового прибора учета в соответствии с п. 12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» после 1 января 2012 года. При этом ссылка ответчика на п. 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, представляется неосновательной, поскольку указанная ответчиком норма регулирует отношения между исполнителем услуг по электроснабжению и гарантированным поставщиком и на граждан-потребителей электроэнергии непосредственно никаких обязанностей не возлагает. Учитывая то, что применение разных способов учета потребленной электрической энергии может существенным образом затрагивать права неопределенного круга лиц, в том числе лиц с особым статусом – пенсионеров, инвалидов, малоимущих граждан, пользующихся правом на субсидию, в установке общедомовых приборов учета и начислении оплаты за потребленную электроэнергию, в зависимости от того, на каких условиях заключались договоры энергоснабжения с каждым из потребителей, может нарушать их права. В материалах дела имеется список домов муниципального жилого фонда г. Корсакова, в которых ОП «Энергосбыт» установлены общедомовые приборы учета. Однако, как следует из пояснений представителя ОАО «Сахалинэнерго», отсутствуют данные о том, какие из этих приборов учета фактически используются для учета потребленной электрической энергии. Кроме того, в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. № 6 дано определение электроустановки как совокупности машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования её в другой вид энергии, откуда видно, что прибор для учета электроэнергии электроустановкой не является. Таким образом, при установке приборов учета данные Правила не применяются. Из объяснения генерального директора ООО «Жилфонд» А., имеющегося в материалах дела, видно, что ООО «Жилфонд» общедомовые приборы учета не устанавливало, в эксплуатацию не вводило, в связи с чем исковые требования к ООО «Жилфонд» о прекращении эксплуатации этих счетчиков нельзя признать обоснованными. В силу того, что ОАО «Сахалинэнерго» и его подразделение ОП «Энергосбыт» в силу приведенных норм закона не могут являться лицами, осуществляющими эксплуатацию приборов учета потребленной электроэнергии, на этих лиц также не может быть возложена обязанность по прекращению их эксплуатации. На основании изложенного иск удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ООО «Жилфонд» и Корсаковский участок ОП «Энергосбыт» Корсаковскому городскому прокурору отказать. Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Е.Н. Меркулова. Решение вынесено в окончательной форме 23 мая 2011 года.