Дело № 2- 571/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ фЕДЕРАЦИИ 05 мая 2011 года г.Корсаков Корсаковский городской суд Сахалинской области Под председательством судьи Л.Ф.Шустовой, При секретаре Т.А.Чайка, С участием: Прокурора Л.Г.Суртаевой, Представителя мэра Корсаковского городского округа В.Н.Ганькевича, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корсаковского городского прокурора об оспаривании постановления мэра Корсаковского городского округа от 29 декабря 2010 года № 1316 «Об установлении тарифа на услуги муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корасакова» по перевозке (доставке) холодной воды», У С Т А Н О В И Л : Постановлением мэра Корсаковского городского округа от 29 декабря 2010 года № 1316 «Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корсакова» по перевозке(доставке) холодной воды» установлены тарифы на услуги муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корсакова» по перевозке (доставке)холодной воды согласно приложению, определен срок действия тарифов с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года. Корсаковский городской прокурор 29 марта 2011 года обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления мэра Корсаковского городского округа от № 1316 от 29 декабря 2010 года «Об установлении тарифа на услуги муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корасаков»по перевозке(доставке) холодной воды. В обоснование заявления прокурор указал, что в результате проведенной проверки за соответствием законам изданных органом местного самоуправления муниципальных правовых актов, установлено, что статьей 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в п.4 ч.1 ст. 17 ФЗ № 131 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» из полномочий органов местного самоуправления городского округа по вопросам местного значения исключены слова «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса(за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро-и(или) теплоснабжения)». Данные изменения вступили в законную силу с 13 августа 2010 года. Исходя из того, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать тарифы для предприятий коммунального комплекса, тарифы, установленные ранее, как считает прокурор, не подлежат применению с 13 августа 2010 года. Следовательно, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и недействующим с момента его принятия. В иске отмечено, чтоМУП «Водоканал города Корсакова» относится к категории предприятий коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги предприятия в сфере водоснабжения и водоотведения с 13 августа 2010 года не относятся к компетенции органов местного самоуправления. Кроме того, в данном нормативно-правовом акте, принятом с нарушением компетенции органа местного самоуправления прокурором усматриваются признаки коррупциогенности. Действие настоящего нормативно-правового акта нарушает единство правового пространства. В судебном заседании, участвующий в деле прокурор Суртаева Л.Г., поддержала заявление по изложенным в нем основаниям. Представитель администрации Корсаковского городского округа Ганькевич В.Н., действующая на основании доверенности, возражал против заявленных прокурором требований, полагая оспариваемое постановление соответствующим действующему законодательству, принятым полномочным органом местного самоуправления в пределах своих полномочий. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Постановлением мэра Корсаковского городского округа № 1316 «Об установлении тарифов услуги муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корсакова» по перевозке(доставке) холодной воды»: установлены тарифы на услуги муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корсакова» по перевозке(доставке) холодной воды согласно приложению; определен срок действия тарифов, установленных пунктом 1 настоящего постановления с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года; оговорено, что недополученные муниципальным унитарным предприятием «Водоканал города Корсакова» доходы, возникающие в результате муниципального регулирования тарифов по перевозке(доставке) холодной воды населению, следует возмещать из средств местного бюджета в порядке, устанавливаемом постановлением мэра Корсаковского городского округа. Постановление издано 01 июля 2010 года, опубликовано в газете «Восход» № 69 от 03 июля 2010 года. Постановление издано 29 декабря 2010 года, опубликовано в газете «Восход». Оспариваемое Постановление содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере установления тарифов на услуги по перевозке (доставке) холодной воды, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Водоканал города Корсакова», то есть соответствует признакам нормативного муниципального правового акта. Согласно пункту 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. В соответствии со статьей 8 Устава Муниципального образования «Корсаковский городской округ» к вопросам местного значения городского округа, относятся в том числе: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Статьей 10 Устава МО «Корсаковский городской округ» в целях решения вопросов местного значения определено, что органы местного самоуправления обладают в числе перечисленных следующими полномочиями: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями: регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) тепло-снабжения, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам(тарифам) для потребителей. В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о тарифах органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей. При этом в силу пунктов 1 и 2 статьи 2 указанного Закона организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Системой коммунальной инфраструктуры является совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований. Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.07.2010 года) в пункте 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 37; N 52, ст. 5597; 2006, N 1, ст. 10; N 31, ст. 3452; 2007, N 43, ст. 5084; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291) слова "тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)," исключены; в статье 157 часть 1 изложена в следующей редакции: Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2006 года № 307(далее Порядок), состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе услугу холодного водоснабжения – круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. Как указано в письме председателя Региональной энергетической комиссии Сахалинской области № 539 от 01 апреля 2011 года мэру муниципального образования «Корсаковский городской округ», услуга водоснабжения населения осуществляемая посредством подвоза питьевой воды, не включена в состав коммунальных услуг, следовательно таковой не является. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Положением о региональной энергетической комиссии Сахалинской области, утвержденном постановлением Администрации Сахалинской области от 18 декабря 2009 года № 533-па комиссия устанавливает тарифы только на коммунальные услуги. Установление тарифа на доставку(подвоз) воды не относится к полномочиям РЭК Сахалинской области. Таким образом, установление тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корсакова» по перевозке (доставке) холодной воды населению, не обеспеченному коммунальной услугой водоснабжения по присоединенной сети, относится к ведению органов местного самоуправления. Поскольку тарифы на услуги муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корсакова» по перевозке (доставке) холодной воды установлены оспариваемым постановлением, изданным в пределах полномочий органа местного самоуправления с соблюдением требований действующего законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, оснований для признания их недействующими не установлено, суд отказывает прокурору в удовлетворении заявления. По изложенным основаниям нельзя согласиться и с доводами прокурора о наличии в оспариваемом постановлении признаков коррупциогенности, приведенных в п.п. ж п.8 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2009 года № 96, поскольку нарушения компетенции органа местного самоуправления не установлено. Действие оспариваемого муниципального правового акта не нарушает единство правового пространства. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Корсаковскому городскому прокурору в удовлетворении заявления об оспаривании постановления мэра Корсаковского городского округа от 29 декабря 2010 года № 1316 «Об установлении тарифа на услуги муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корсакова» по перевозке (доставке) холодной воды» отказать Решение может быть обжаловано в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение 10 дней после его вынесения в окончательной форме. Судья Л.Ф.Шустова