ДЕЛО № 2-708/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 июня 2011 года г.Корсаков Корсаковский городской суд Сахалинской Под председательством судьи Л.Ф.Шустовой, При секретаре Т.А.Чайка, С участием: Прокурора Л.В. Зубковой, Представителей: МУЗ «Корсаковская ЦРБ» И.К. Моженко, Администрации Корсаковского городского округа В.Н.Ганькевича, Комитета по управлению имуществом Министерства здравоохранения Сахалинской области Л.Н.Конотопец, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корсаковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Корсаковская центральная районная больница», Администрации Корсаковского городского округа, Министерству здравоохранения Сахалинской области о приостановлении деятельности противотуберкулезного отделения МУЗ «Корсаковская центральная больница», У С Т А Н О В И Л : Корсаковский городской прокурор 28 марта 2011 года обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к муниципальному учреждению здравоохранения «Корсаковская центральная районная больница»(далее МУЗ «КЦРБ»), Администрации Корсаковского городского округа о приостановлении деятельности противотуберкулезного отделения МУЗ «КЦРБ», находящегося по адресу: г.Корсаков, ул. Окружная, 78, до устранения нарушений санитарного законодательства, выявленных в ходе проверки. В обоснование искового заявления указано, что во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации Корсаковской городской прокуратурой совместно со специалистами ТО Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в Корсаковском районе и порту Корсаков проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения, в том числе в противотуберкулезном отделении МУЗ «КЦРБ». Проверкой выявлены нарушения требований СанПин 2.1.3.2630(далее СанПин) «санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года № 58, подтвержденные актом от 16 марта 2011 года. В противотуберкулезном отделении МУЗ «КЦРБ» в нарушение п.3.6 СанПин не выдержана нормативная площадь на 1 койку в 8 палатах. В нарушение п.п. 6.4, 6.18 СанПин отсутствуют системы приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением. В нарушение п.11.14 СанПин помещения противотуберкулезного отделения МУЗ «КЦРБ» находятся в крайне неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии. Стены помещений противотуберкулезного отделения в глубоких трещинах, местами отсутствует побелка и покраска. В коридоре на 2-ом этаже стоит подпорка из древесных балок, поддерживающая провисший потолок, грозящий обвалом. Замененный линолеум не закреплен под плинтуса, в моечной для мытья столовой посуды линолеум не герметичен под ножками ванн и раковин. Оконные и дверные проемы прогнили и перекошены. В помещении прачечной пол по диагонали дал глубокую трещину, трещина образовалась на одной из стен, в связи с чем, стены помещения перекосились. В помещении душевой для больных пол и стены в трещинах, штукатурка и покраска отсутствуют. В одном из туалетных помещений унитаз с отбитыми краями. В нарушение требований санитарных норм в противотуберкулезном отделении не соблюдаются правила по очистке и обеззараживанию сточных вод. Здание противотуберкулезного отделения МУЗ «КЦРБ», 1947 года постройки, капитальные ремонтные работы последний раз в этом отделении проводились в 1999 году. В 2007 году проведен частичный косметический ремонт отдельных помещений 2-го этажа отделения, заменен линолеум. В 2009 году проведен косметический ремонт в процедурном кабинете, физиокабинете, и автоклавной. Проведенные ремонтные работы не устранили существующие грубые нарушения санитарно-технического состояния помещений противотуберкулезного отделения. Выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства нарушают права работников и пациентов противотуберкулезного отделения МУЗ «КЦРБ» на благоприятную среду обитания. Ссылаясь на ст. 12 ГК РФ, п.11.22 СанПин предполагая, что эксплуатация указанного объекта может создать угрозу жизни и здоровью граждан, прокурор просил приостановить деятельность противотуберкулезного отделения МУЗ «КЦРБ», находящегося по адресу: г.Корсаков, ул. Окружная, 78 до устранения нарушений санитарного законодательства, выявленных в ходе проверки. 23 мая 2011 года Корсаковским городским прокурором представлены письменные уточнения к исковым требованиям. Ссылаясь на предусмотренные п.8 ст.6 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и ст. 5 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, прокурор полагает необходимым привлечь в качестве соответчика по иску – Министерство здравоохранения Сахалинской области, являющегося исполнителем областной целевой программы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Сахалинской области на 2009-2011 годы», утвержденной постановлением Администрации Сахалинской области от 04 февраля 2009 года № 32-па, учитывая, что в случае необходимости проведения ремонта в действующем здании допускается проведение ремонтных работ при обеспечении надежной изоляции функционирующих помещений(в том числе технических) от ремонтируемых, прокурор просил привлечь в качестве соответчика по иску Министерство здравоохранения Сахалинской области, возложить на МУЗ «КЦРБ», Министерство здравоохранения Сахалинской области, администрацию Корсаковского городского округа обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в противотуберкулезном отделении МУЗ «КЦРБ» в течение шести месяцев с момента вступления решения по данному делу в законную силу: привести в соответствие в палатах нормативной площади на 1 койку, произвести ремонт системы приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением, устранить текущие дефекты отделки(покраска стен, проведение побелки, заделка трещин, восстановление облицовочной плитки, ремонт потолка в коридоре 2 этажа отделения); устранить дефекты напольных покрытий, заменить унитазы в туалетах для больных, обустроить вытяжную вентиляционную систему и оборудовать устройствами обеззараживания воздуха или фильтрами тонкой очистки. В судебном заседании 07 июня 2011 года прокурором представлено заявление об уточнении исковых требований, которым Корсаковский городской прокурор от уточненных исковых требований от 23 мая 2011 года отказался и просит приостановить деятельность противотуберкулезного отделения МУЗ «КЦРБ», расположенного по адресу: г.Корсаков, ул. Окружная, 78, сроком на шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу до устранения нарушений санитарного законодательства, выявленных в ходе проверки. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Зубкова Л.В. поддержала уточненные исковые требования от 07 июня 2011 года. Представители Министерства здравоохранения Сахалинской области Конотопец Л.Н. и МУЗ «КЦРБ» Моженко И.К., действующие на основании доверенности, против приостановления деятельности противотуберкулезного отделения МУЗ «КЦРБ» возражали, ссылаясь на угрозу распространения туберкулеза лицами, больными заразной формой туберкулеза, на отсутствие рабочих мест для высвободившихся работников отделения, полагали возможным провести ремонтные работы в противотуберкулезном отделении без прекращения его деятельности. Представитель комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа, привлеченного судом в качестве соответчика, и администрации Корсаковского городского округа Ганькевич В.Н., действующий на основании доверенности с требованиями прокурора о приостановлении деятельности противотуберкулезного диспансера МУЗ «КЦРБ» согласился. Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан под охраной здоровья граждан понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (за исключением территорий, медико-санитарное обеспечение населения которых в соответствии с пунктом 28 статьи 5 настоящих Основ осуществляется в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан отнесены: формирование органов, уполномоченных на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения; развитие организаций муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях; организация обеспечения учреждений муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами; создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан; регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности заболеваний, представляющих опасность для окружающих; санитарно-гигиеническое просвещение населения. Организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) в силу п.8 ст. 6 Основ относится к полномочиям государственных органов субъектов Российской Федерации. В силу статьи 5 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют предупреждение распространения туберкулеза, включая противотуберкулезную помощь больным туберкулезом в противотуберкулезных диспансерах, других специализированных медицинских противотуберкулезных организациях и иных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации. Статьей 6.1. названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по организации оказания первичной медико-санитарной помощи в учреждениях муниципальной системы здравоохранения в части предупреждения распространения туберкулеза относится принятие мер по выявлению и профилактике туберкулеза. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04 октября 2010 года № 782 за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется специализированная медицинская помощь, оказываемая в том числе в противотуберкулезных, наркологических и других специализированных медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации при заболеваниях, в том числе туберкулезе, а за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, предоставляется первичная медико-санитарная помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, в том числе туберкулезе. Частью 2 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2010 года № 243н «Об организации оказания специализированной медицинской помощи» определено, что организация оказания специализированной медицинской помощи осуществляется в медицинских организациях, а также иных организациях государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения – в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по организации оказания специализированной медицинской помощи органам местного самоуправления, частной системы здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность в части выполнения работ(услуг) по осуществлению специализированной медицинской помощи. Пунктом 15 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2010 N 1224н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации" определено, что первичная медико-санитарная помощь больным туберкулезом оказывается врачами-фтизиатрами туберкулезных (фтизиатрических) кабинетов (отделений), а также медицинскими работниками амбулаторно-поликлинических подразделений медицинских организаций по рекомендациям врачей-фтизиатров с учетом рекомендуемых штатных нормативов медицинского персонала, предусмотренных приложением N 6 к настоящему Порядку. Стационарное обследование и лечение больных туберкулезом осуществляется в противотуберкулезных диспансерах (туберкулезных больницах), противотуберкулезных санаторно-курортных учреждениях субъектов Российской Федерации, а также в федеральных туберкулезных (фтизиатрических) санаторно-курортных учреждениях, клиниках НИИ в случае необходимости проведения специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи(п.16). На основании приведенных нормативных актов судом установлено, что в противотуберкулезном отделении МУЗ «КЦРБ» оказывается первичная медико-санитарная помощь больным туберкулезом. Согласно Уставу муниципального учреждения здравоохранения «Корсаковская центральная районная больница» муниципального образования Корсаковского района, утвержденному распоряжением руководителя комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования Корсаковского района от 06 июня 2006 года № 95, согласованному главой муниципального образования Корсаковского района, учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств бюджета муниципального образования Корсаковского района, бюджетов Сахалинской области и Российской Федерации, собственных средств от предпринимательской деятельности и средств фонда ОМС РФ(п.2.1). Учредителем учреждения является комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования Корсаковского района(п.1.2). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет учредитель(п.2.8). Противотуберкулезное отделение является структурным подразделением МУЗ «КЦРБ» и осуществляет свою деятельность на основании лицензии № 65-01-000166 от 27 декабря 2007 года по номенклатуре перечисленных в лицензии работ, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи по фтизиатрии. Лицензия предоставлена на срок до 27 декабря 2012 года. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, при оказании им противотуберкулезной помощи имеют право на: уважительное и гуманное отношение медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи; оказание противотуберкулезной помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; пребывание в медицинских противотуберкулезных организациях, оказывающих противотуберкулезную помощь в стационарах, в течение срока, необходимого для обследования и (или) лечения и другие. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 утверждены СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (вместе с "СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...")(далее СанПин) Пунктом 4 СанПин предусмотрены требования к внутренней отделке помещений 4.1. Для внутренней отделки используются материалы в соответствии с функциональным назначением помещений. 4.2. Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. 4.3. Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны. 4.5. В помещениях с влажностным режимом (душевых, ванных залах и пр.), в "грязных" помещениях (помещения разборки и хранения грязного белья, временного хранения отходов и других) отделка должна обеспечивать влагостойкость на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы. 4.6. В местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку последних керамической плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину не менее 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны. Оборудование лечебных учреждений водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением предусмотрено подпунктом 5.1 СанПин во вновь строящихся, реконструируемых и действующих лечебных учреждениях Подпунктом 5.2. СанПин определено, что очистка и обеззараживание сточных вод от ЛПО должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии общегородских или других очистных сооружений сточные воды ЛПО должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях. Требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений определены пунктом 6 СанПин и предусматривают оборудование зданий ЛПО системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим или естественным побуждением(п.6.4). В инфекционных, в том числе туберкулезных, отделениях вытяжные вентиляционные системы оборудуются устройствами обеззараживания воздуха или фильтрами тонкой очистки(п.6.18). Вместе с тем, подпунктом 6.20. СанПин предусмотрено, что в существующих зданиях, при отсутствии в инфекционных отделениях приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, должна быть оборудована естественная вентиляция с обязательным оснащением каждого бокса и боксированной палаты устройствами обеззараживания воздуха, обеспечивающими эффективность инактивации микроорганизмов не менее чем на 95% на выходе. Вместимость палат согласно пп.10.2.3 СанПин, следует принимать не более 4 коек. Процентное соотношение коек в боксах, боксированных палатных инфекционных отделениях следует принимать по таблице 2(пп.10.8.2.). Как указано в исковом заявлении и подтверждено замечаниями главного специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в Корсаковском районе и порту Корсаков Бянкиной М.А., выявленными в ходе проведения проверки(14-16 марта 2011 года) МУЗ «КЦРБ» по соблюдению требований СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в противотуберкулезном отделении МУЗ «КЦРБ», имеющем 8 палат, ни в одной палате не выдерживается нормативная площадь на 1 койку, в отделении отсутствуют системы приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением. Помещения отделения находятся в крайне неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии: потолки, стены в глубоких трещинах, местами отсутствует побелка и покраска; в коридоре на 2 этаже стоит подпорка из древесных балок под потолок; оконные и дверные проемы прогнили, перекошены; замененный линолеум не закреплен под плинтуса; в моечной для мытья посуды линолеум не герметичен под ножками ванн и раковин. В помещении прачечной пол по диагонали дал глубокую трещину, также глубокая трещина образовалась на одной из стен, в связи с чем, стены помещения перекосились. В помещении душевой для больных пол и стены в глубоких трещинах, стены помещения перекошены, штукатурка, покраска местами отсутствует. В туалетных помещениях для больных пол и стены в трещинах, штукатурка, покраска местами отсутствует. В одном из 2-х туалетов унитаз с обитыми краями. Стена, где установлены умывальные раковины для больных в глубоких трещинах, стена перекошена, штукатурка, покраска местами отсутствует. Капитальные ремонтные работы последний раз проводились в 1999 году. В 2007 году проведен частичный косметический ремонт отдельных помещений 2-го этажа отделения, проведена замена линолеума. В 2009 году косметический ремонт в процедурной, физиокабинете, автоклавной. В судебном заседании руководитель МУЗ «КЦРБ» Обгольц А.Э. пояснил и представленными документами подтверждено, что руководством МУЗ «КЦРБ» приложены все усилия для организации строительства нового здания инфекционного и противотуберкулезного отделений. В целевую программу «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Корсаковском районе на 2009-2012 годы» включена разработка проектно-сметной документации для строительства нового здания противотуберкулезного отделения, что учтено в предложениях Министерства здравоохранения Сахалинской области по капитальному строительству объектов здравоохранения, планируемых для вложения бюджетных инвестиций за счет средств областного бюджета на период до 2025 года. В то же время в муниципальную программу «Модернизация здравоохранения Корсаковского городского округа на 2011-2012 годы» включены мероприятия по совершенствованию ресурсной базы учреждения, запланирован текущий ремонт, в том числе и противотуберкулезного отделения. Штат работников противотуберкулезного отделения составляет 26 единиц, в том числе 3 –врача, 11- среднего медицинского персонала и 12 – младшего медицинского персонала. В случае высвобождения работников, в связи с закрытием противотуберкулезного отделения, трудоустроить их в учреждении нет возможности, а сокращение влечет негативные последствия, как для учреждения, так и для высвободившихся работников. Кроме того, на учете в противотуберкулезном отделении состоит 253 человека, стационарное лечение проходят 25 человек. Около 180 человек, получающих лечение, относятся к кругу лиц, ведущих асоциальный образ жизни, не имеют определенного места жительства. Выписка таких лиц, страдающих заразной формой туберкулеза, может негативно сказаться на здоровье неопределенного круга лиц, проживающих в Корсаковском районе. МУЗ «КЦРБ» имеет реальную возможность устранить отмеченные недостатки без приостановления работы отделения и поддерживать отделение до строительства нового здания. Данную позицию поддержала в судебном заседании руководитель ОГУЗ «Противотуберкулезный диспансер» Конотопец Л.Н., представляющая интересы Министерства здравоохранения Сахалинской области, полагавшая невозможным приостановление работы противотуберкулезного отделения при создавшейся в Корсаковском районе обстановке с такой социально значимой болезнью, как туберкулез. В Корсаковском районе отмечен рост заболеваемости туберкулезом, в том числе вырос детский туберкулез. Закрытие противотуберкулезного отделения способствует распространению туберкулеза и как следствие, повлечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья. Министерство здравоохранения Сахалинской области, а также ОГУЗ «Противотуберкулезный диспансер» оказывают и готовы оказывать далее помощь МУЗ «КЦРБ» в поддержании работы противотуберкулезного отделения. Из областного бюджета произведено субсидирование в размере 400 млн. руб., противотуберкулезные препараты и медицинское оборудование предоставляются бесплатно в необходимом количестве. Как специалист в области фтизиатрии Конотопец Л.Н. пояснила, что дезинфекция палат производится бактерицидными лампами. Принудительная приточно-вытяжная вентиляция необходима только для палат, в которых находятся больные туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью, нуждающиеся в специализированной помощи, то есть проходящие лечение в Противотуберкулезном диспансере. В строительстве канализационной системы также нет необходимости, поскольку действующими нормами предусмотрены меры с применением дезинфицирующих средств, что исключает попадание микобактерий в среду. При таких обстоятельствах, учитывая объяснения специалистов: Луценко Л.Б. и Конотопец Л.Н., исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, отсутствие оснований для приостановления деятельности противотуберкулезного отделения, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора о приостановлении деятельности противотуберкулезного отделения МУЗ «КЦРБ» сроком на шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу до устранения нарушений санитарного законодательства, выявленных в ходе проверки, и удовлетворяет их в части устранения выявленных в ходе проверки нарушений санитарного законодательства в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу. В соответствии со статьей 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения в силу ст. 37.2 Основ является расходным обязательством муниципального образования. Поскольку организация оказания первичной медико-санитарной помощи отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, учитывая, что первичная медико-санитарная помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, в том числе при туберкулезе предоставляется за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, наряду с МУЗ «КЦРБ», его учредитель комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа несет субсидиарную ответственность, суд возлагает на МУЗ «КЦРБ», комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа, администрацию Корсаковского городского округа обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в противотуберкулезном отделении МУЗ «Корсаковская центральная районная больница» в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу. Оснований привлечения Министерства здравоохранения Сахалинской области к ответственности по рассматриваемому иску не установлено. Требование прокурора о приостановлении деятельности противотуберкулезного отделения МУЗ «КЦРБ» не подлежат удовлетворению в силу следующего. Ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена статьей 55 гл. VII Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в силу которой, за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 57 названного Федерального закона, определяющей гражданско-правовую ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства, прекращение деятельности лечебного учреждения (отделения) в порядке гражданской правовой ответственности не предусмотрено. Доказательств тому, что противотуберкулезное отделение находится в аварийном состоянии и его деятельность опасна для лиц, находящихся в нем, в исковом заявлении не приведено и в судебном заседании не установлено. В тоже время, согласно ст. 16 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством. В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу о невозможности прекратить оказание медицинских противотуберкулезной помощи населению, принимая во внимание социальную значимость осуществляемой противотуберкулезным отделением МУЗ «КЦРБ» деятельности. Ссылка прокурора на п.11.22 СанПин, как на основание своих требований о приостановлении деятельности противотуберкулезного отделения не состоятельна, поскольку данный пункт содержит исключение и предусматривает, что в случае необходимости проведения ремонта в действующем здании допускается проведение ремонтных работ при обеспечении надежной изоляции функионирующих помещений( в том числе технических) от ремонтируемых. По утверждению главного врача МУЗ «КЦРБ» Обгольц А.Э., не опровергнутом истцом, в противотуберкулезном отделении возможна поэтажная изоляция ремонтируемых помещений от действующих. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковое заявление Корсаковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Корсаковская центральная районная больница», Администрации Корсаковского городского округа, Министерству здравоохранения Сахалинской области, комитету по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа о приостановлении деятельности противотуберкулезного отделения МУЗ «Корсаковская центральная больница» удовлетворить в части. Обязать МУЗ «Корсаковская центральная районная больница», комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа, администрацию Корсаковского городского округа устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в противотуберкулезном отделении МУЗ «Корсаковская центральная районная больница» в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу. Освободить Министерство здаравоохранения Сахалинской области от обязанности отвечать по иску. В удовлетворении требования о приостановлении деятельности противотуберкулезного отделения МУЗ «Корсаковская центральная районная больница» Корсаковскому городскому прокурору в иске отказать. Решение может быть обжаловано в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение 10 дней после его вынесения в окончательной форме. Судья Л.Ф.Шустова <...> <...>