Дело № 2-541/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Корсаков 16 июня 2011 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи А.В Мешалкина, при секретаре О.К. Ермишиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корсаковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Сахалинэнерго», ООО «УК Городской двор» о прекращении эксплуатации общедомовых приборов учета электроэнергии, установил: В соответствии со ст.13 ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ (ред.от 27.07.2010г.) «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Закон) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Этой же статьей Закона установлены обязанности, сроки и порядок оснащения собственниками жилых домов, собственниками помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, организациями, осуществляющими снабжение (передачу) электрической энергией указанных объектов, приборами учета используемой электроэнергии, при этом многоквартирные дома в установленный Законом срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии. ОАО «Сахалинэнерго» установило в 7 многоквартирных жилых домах по адресам: г.Корсаков, ул.Серафимовича дома №№ 32,34, 35, 37, 39, 33 «а», 35 «а» общедомовые приборы учета используемой собственниками жилых помещений в указанных домах электроэнергии для общедомовых нужд. 21 марта 2011 года Корсаковский городской прокурор обратился в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Корсаковскому участку ОП «Энергосбыт» ОАО Энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» и ООО УК «Городской двор» с требованием о прекращении эксплуатации общедомовых приборов учета потребленной электрической энергии в указанных домах, до устранения допущенных при их установке требований закона: получения согласия собственника об установке общедомовых приборов учета; согласования их установки с Управлением Ростехнадзора, проведения приемосдаточных испытаний оборудования и пусконаладочных испытаний отдельных систем электроустановок; установки приборов защиты от короткого замыкания в цепи перед приборами учета, проведения приема оборудования в соответствии с законом, составления акта сдачи и приема электромонтажных работ. В обоснование требований указано, что в нарушение частей 9 и 10 Закона собственники жилых помещений в многоквартирных домах не были поставлены в известность о предстоящих установках общедомовых приборов учета, а ответчики им не предоставили информацию о предстоящей установке указанных приборов. В нарушение положений Приказа Минэнерго от 13.01.2003 года № 6 «Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» организации, установившей общедомовые приборы учета электрической энергии, необходимо было согласовать проектную документацию с Сахалинским управлением Ростехнадзора, перед приемкой их в эксплуатацию провести приемосдаточные испытания и пусконаладочные испытания отдельных систем данных электроустановок, а перед допуском в эксплуатацию электроустановки должны быть приняты Потребителем (заказчиком) в установленном порядке. Со ссылкой на объяснения главного государственного инспектора Управления Ростехнадзора по Корсаковскому району Че Ун Хе прокурор полагает, что в схеме подключения общедомовых приборов учета отсутствуют аппараты защиты от короткого замыкания в цепи перед приборами учета, что может привести к чрезвычайной ситуации, возникновению пожара, повлечь человеческие жертвы и нанести материальный ущерб собственникам жилых помещений в указанных домах. Во избежание указанных последствий прокурор полагает необходимым запретить ответчикам эксплуатацию установленных общедомовых приборов учета электрической энергии. Определением суда от 21 апреля 2011 года с согласия сторон ненадлежащий ответчик Корсаковский участок ОП «Энергосбыт» ОАО Энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» заменен на надлежащего- ОАО «Сахалинэнерго». В судебное заседание представитель ответчика ООО УК «городской двор» Распопина Ю.Н. не явилась, в предыдущем судебном заседании иск не признала. В обоснование возражений указала, что ООО УК «Городской двор» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является организацией, установившей общедомовые приборы учета электроэнергии, и осуществляющей их эксплуатацию. В письменном отзыве на иск генеральный директор ООО УК «Городской двор» указала, что согласна с иском в части возложения обязанности на Корсаковский участок ОП «Энергосбыт» ОАО «Сахалинэнерго» прекратить эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии. Указала, что законом обязанность по установке данных приборов возложена в данном случае на поставляющую электроэнергию организацию. ООО УК «Городской двор» не принимала установленные приборы учета в эксплуатацию, а таковые в указанных в иске жилых домах не могли быть установлены до 1 января 2013 года, как в домах, подлежащих на момент вступления закона от 23.11.2099 года № 261 ФЗ в законную силу капитальному ремонту. Ответчик ОАО «Сахалинэнерго» исковые требования не признал. В письменном отзыве указал, что у прокурора отсутствует процессуальное право на обращение в суд с данным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку иск подан в защиту интересов собственников жилых помещений в конкретных домах и круг этих собственников является определенным. Относительно требований прекратить эксплуатацию установленных общедомовых приборов учета потребленной электроэнергии указал, что в соответствии с ФЗ № 261-ФЗ (ред.от 27.07.2010г.) «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ОАО «Сахалинэнерго», как энергоснабжающая организация, обязано в срок с 1.07.2010г. установить за плату и эксплуатировать в многоквартирных домах общедомовые приборы учета потребленной электроэнергии. Собственники жилых помещений в указанном доме обязаны в свою очередь в срок до 1.01.2012г. обеспечить за свой счет оснащение дома такими приборами учета, в связи с чем указанный закон не содержит запрета энергоснабжающей организации установить такие приборы учета без взимания платы с указанных собственников, в целях ликвидации безучетного потребления электроэнергии. Установленные приборы учета не являются электроустановками, в связи с чем вменение прокурором обществу нарушений Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей является необоснованным. В судебном заседании представитель ОАО «Сахалинэнерго» Одинцов С.А. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, допросив специалистов, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 28.12.2010, с изм. от 07.02.2011) "Об электроэнергетике" общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в частности обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии. Согласно п.1.1. "РД 34.09.101-94. Типовой инструкции по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении" (утв. Минтопэнерго РФ 02.09.1994) (ред. от 22.09.1998, с изм. от 13.11.2010), предназначенной для персонала акционерных обществ энергетики и электрификации (энергосистем) Российской Федерации, проектных организаций и потребителей, основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о количестве производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии и мощности на оптовом рынке ЕЭС России и розничном рынке потребления для решения следующих технико-экономических задач на всех уровнях управления в энергетике: финансовые (коммерческие) расчеты за электроэнергию и мощность между субъектами оптового и розничного рынка потребления; управление режимами электропотребления; определение и прогнозирование всех составляющих баланса электроэнергии (выработка, отпуск с шин, потери и т.д.); определение и прогнозирование удельных расходов топлива на электростанциях; определение, стоимости и себестоимости производства, передачи и распределения электроэнергии и мощности; контроль технического состояния и соответствие требованиям нормативно-технических документов систем учета электроэнергии в электроустановках. Этим же целям служит и Закон № 261-ФЗ (ред.от 27.07.2010г.) «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Закон) В силу ч.1 ст.13 закона расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Как следует из данной нормы платежи за потребленную электроэнергию с применением расчетных способов определения количества потребленной электроэнергии экономически не выгодно ее потребителям, а, следовательно, установка общедомовых приборов ее учета соответствует интересам как энергоснабжающей организации, так и ее потребителям. Обязанность собственников жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до введения Закона в действие, в срок до 1 января 2012 года, а домов ветхих, аварийных, подлежащих сносу или капитальному ремонту- в срок до 1.01.2013 года, обязаны обеспечить оснащение указанных домов, в частности коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии и ввод их в эксплуатацию, установлена частями 1 и 5 ст.13 Закона. В свою очередь, согласно ч.9 ст.13 Закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирных домов, к которым относится ОАО «Сахалинэнерго», что сторонами не оспаривается, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять за плату на договорной основе деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. До указанной даты данные организации были обязаны лишь предложить оснастить их дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электроэнергии (ч.10 ст.13 Закона) Соответственно, независимо от предоставления указанного предложения заинтересованным в этом лицам, в данном случае ОАО «Сахалинэнерго» обязано устанавливать в многоквартирных жилых домах коллективные приборы учета используемой электроэнергии. При этом из анализа ч.9 и 10 Закона в их совокупности следует, что никакая иная организация, применительно к настоящему спору, не вправе производить установку общедомовых приборов учета электроэнергии. Конечный же срок оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов организациями, осуществляющими снабжение ими их передачу, установлен ч.12 ст.13 Закона – до 1 января 2013 года в отношении многоквартирных домов, опять же с взиманием с собственников жилых помещений в указанных домах соответствующей платы за совершение указанных действий. Из содержания приведенных норм следует, что Законом установлены начало и конец сроков каждой из обязанных сторон совершения действий по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, в течение которых ни одну из сторон нельзя принудить к исполнению в одностороннем порядке возложенной Законом обязанности. Добровольное же исполнение данной обязанности в одностороннем порядке, в частности ОАО «Сахалинэнерго» без взимания платы за установку коллективных приборов учета электроэнергии, вопреки доводам прокурора, Законом не запрещено. В данном споре ОАО «Сахалинэнерго» самостоятельно, своими силами и за свой счет, что сторонами не оспаривается, установило общедомовые приборы учета используемой многоквартирными домами электроэнергии, что не противоречит нормам Закона, в связи с чем довод прокурора об обратном является несостоятельным. Установив указанные приборы учета электроэнергии ОАО «Сахалинэнерго» предприняло меры к вводу их в эксплуатацию (л.д.43-51), однако ни ответчик ООО УК «Городской двор», ни сами собственники жилых помещений в многоквартирных домах, каких-либо мер к этому не приняли, продолжая безучетно использовать электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, что необоснованно влечет экономические потери ОАО «Сахалинэнерго», поскольку расчетный способ определения количества поставленной в многоквартирный дом электроэнергии не соответствует (в меньшую сторону) количеству фактически потребленной электроэнергии. Является несостоятельной ссылка прокурора и на нарушение ОАО «Сахалинэнерго» положений Приказа Минэнерго от 13.01.2003 года № 6 «Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей». В силу п.1.1.3 указанных Правил электроустановка - совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии. Согласно п.2.11. РД 34.09.101-94. Типовой инструкции по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении" (утв. Минтопэнерго РФ 02.09.1994) (ред. от 22.09.1998, с изм. от 13.11.2010) под измерительным комплексом средств учета электроэнергии понимается совокупность устройств одного присоединения, предназначенных для измерения и учета электроэнергии (трансформаторы тока, трансформаторы напряжения, счетчики электрической энергии, датчики импульсов, сумматоры и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме. Анализ данных норм в их совокупности, а также пояснения в судебном заседании специалиста Коротец М.В., позволяют сделать вывод, что установленные ОАО «Сахалинэнерго» общедомовые приборы учета в многоквартирных домах, не являются электроустановкой, а также не нуждаются в установке перед ними каких-либо средств защиты, что подтверждается также и письмами Управления Ростехнадзора по Сахалинской области, представленными в материалах дела, в связи с чем пояснения специалиста- главного государственного инспектора отдела по надзору в электроэнергетике Сахалинского управления Ростехнадзора Че Ун Хен об обратном суд признает несостоятельными. Соответственно довод прокурора, что установленные ОАО «Сахалинэнерго» общедомовые приборы учета могут привести к возникновению пожара и принести ущерб правам и интересам неопределенного круга лиц является необоснованным, а совершенные ответчиком ОАО «Сахалинэнерго» действия затрагивают исключительно права лиц, использующих электроэнергию в рамках существующих договорных отношений между указанными сторонами договора (ст.539, 540 ГК РФ). Требования прокурора к ООО УК «Городской двор» также удовлетворению не подлежат, поскольку данный ответчик каких-либо действий, направленных на эксплуатацию установленных общедомовых приборов учета не совершал. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Отказать Корсаковскому городскому прокурору в удовлетворении иска о возложении на ОАО «Сахалинэнерго» и ООО УК «Городской двор» обязанности прекратить эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии. Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 27 июня 2011 года. Судья А.В. Мешалкин