о признании постановления мэра Муниципального образования Корсаковский городской округ от 18 октября 2010 года № 1013 противоречащим закону и недействующим с момента принятия судебного решения,



Дело № 2-597/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Корсаков 05 мая 2011 года

Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе

председательствующего судьи А.В Мешалкина,

при секретаре О.К. Ермишиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корсаковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании постановления мэра Муниципального образования Корсаковский городской округ от 18 октября 2010 года № 1013 противоречащим закону и недействующим с момента принятия судебного решения,

установил:

10 октября 2010 года мэром Корсаковского городского округа вынесено постановление № 1013 об отнесении автомобильной дороги местного значения (подъезд к с. Пихтовому) к четвертой категории автомобильных дорог, которое не было опубликовано в установленном порядке.

30 марта 2011 года Корсаковский городской прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просил указанное постановление мэра признать противоречащим закону и недействующим с момента принятия судебного решения об этом.

В обоснование требований указал, что отнесение автомобильной дороги к той или иной категории осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации. Такой порядок установлен Приказом Минтранса РФ от 27.08.09г. № 150, согласно которому по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов, обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путем проведения специальных расчетов. Обжалуемым постановлением степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов не установлена, соответствующие расчеты не произведены. Проведенной прокурором проверкой установлено, что оценка технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения «Подъезд к селу Пихтовому» проведена органом местного самоуправления в соответствии с требованиями пункта 4.3 «ОДН 218.0.006-2002 Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения», которые разработаны в целях совершенствования нормативно-технической базы дорожного хозяйства в сфере обеспечения работ по диагностике и применения методов оценки для принятия оптимальных управленческих решений на стадии планирования и оценки эффективности дорожно-ремонтных работ. Принесенный прокурором протест на постановление мэра был отклонен.

В судебном заседании старший помощник Корсаковского городского прокурора Улитина О.П. настаивала на удовлетворении заявления по изложенным в нем основаниям. Пояснила, что сведениями об опубликовании оспариваемого постановления мэра прокуратура г.Корсакова не располагает. Полагала, что нарушение порядка диагностики автомобильной дороги, предшествующей отнесению дороги к определенной категории автомобильных дорог, не обеспечивает безопасность движения автомобилей по дороге- «Подъезд к селу Пихтовому», поскольку не была проведена оценка ее технического состояния и не были произведены соответствующие расчеты по грузопотоку и движению транспорта по ней.

Представитель мэра Кресик В.Г. требования прокурора не признал. Пояснил, что техническое состояние дороги (ее покрытие, наличие выбоин и т.п.) не влияют на отнесение автомобильной дороги к определенной категории, а категория дороги зависит исключительно от ее геометрических параметров- ширины проезжей части, количества полос для движения, ширины разделительной полосы ширины обочины, способа примыкания к другой дороге, уровня пересечения с железной дорогой и пропускной способности. Данные параметры предусмотрены как Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009г. № 767, так и Приказом Минтранса РФ от 27.08.09г. № 150, а также примененным органом местного самоуправления п. 4.3 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог (взамен ВСН 6-90). Основные положения. ОДН 218.0.006-2002», которые также утверждены Минтрансом РФ. Прямой ссылки в Правилах классификации автомобильных дорог в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 767, на тот или иной приказ Минтранса РФ нет. Указал, что оспариваемое прокурором постановление опубликовано не было, и не нарушает чьи-либо права.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 18 ст.5 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 06.04.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 767 утверждены «Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог» согласно п.4 которых автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от: а) общего числа полос движения; б) ширины полосы движения; в) ширины обочины; г) наличия и ширины разделительной полосы; д) типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге.

Каких- либо иных критериев для отнесения автомобильной дороги к определенной категории данные Правила не содержат.

В силу п.5 данных Правил отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог согласно приложению.

Отнесение автомобильной дороги необщего пользования соответственно федерального, регионального или межмуниципального и местного значения к категории автомобильной дороги может осуществляться в соответствии с иными показателями, установленными соответственно федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автомобильная дорога, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Пунктом 6 Правил установлено, что классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении, в том числе автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.

Анализ данных норм позволяет сделать вывод, что отнесение автомобильной дороги местного значения к категории автомобильных дорог осуществляется в зависимости от основных ее характеристик- общего числа полос движения, ширины полосы движения, ширины обочины, наличия и ширины разделительной полосы, типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге.

Как следует из комиссионного акта проведения оценки технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения «Подъезд к с. Пихтовому» от 13.10.2010г. данная оценка проведена в целях определения фактической категории автомобильной дороги и в соответствии с п.4.3 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог (взамен ВСН 6-90). Основные положения. ОДН 218.0.006-2002», утвержденных распоряжением Минтранса РФ от 03.10.2003г. № ИС-840-р. (л.д.6) В данном акте содержатся указания на основные параметры элементов дороги: ширина проезжей части- 6-6,2 м; фактическая ширина основной укрепленной поверхности- 9-10,0 м; общее число полос движения- 2 шт.; ширина полосы движения- 3-3,1м; ширина обочины- 1.5-1.9 м; разделительная полоса- отсутствует; пересечение с автомобильными дорогами- в одном уровне; пересечений с железными дорогами- нет; максимальный уровень загрузки дороги движением- 0,7.

Перечисленные в акте параметры дороги соответствуют автомобильной дороге четвертой категории как в соответствии с распоряжением Минтранса РФ от 2003 года, так и параметрам, изложенным в Приложении к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N 767.

То обстоятельство, что в указанных Правилах (п.6) содержится указание на отнесение дороги к категории автомобильных дорог по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, не свидетельствует, что оспариваемым постановлением мэра городского округа автомобильная дорога местного значения «Подъезд к с.Пихтовому» отнесена не к той категории, а лишь о том, что до вынесения постановления не была проведена диагностика автомобильной дороги, проводимая в порядке, установленном Приказом Минтранса России от 27.08.2009 года № 150.

Однако данное обстоятельство не влияет на отнесение автомобильной дороги «Подъезд к с. Пихтовому» к четвертой категории автомобильных дорог, поскольку категория дороги зависит не от диагностики дороги, а от ее параметров, которые в данном случае полностью соответствуют присвоенной категории.

Более того, непроведение диагностики дороги в соответствии с установленным порядком, само по себе не исключало необходимости принятия мэром оспариваемого постановления, поскольку в силу п. 5 ст. 62. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 06.04.2011) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях создания единого государственного реестра автомобильных дорог до 1 июля 2008 года владельцы автомобильных дорог, физические или юридические лица, являющиеся собственниками автомобильных дорог, обязаны были представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, сведения об автомобильной дороге, в том числе о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги, для чего надо было присвоить дорогам соответствующие категории.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление, принятое уполномоченным на то лицом, в пределах своей компетенции и не нарушающее само по себе чьих- либо прав и не затрагивающее законных интересов, не подлежит признанию несоответствующим закону и неподлежащим применению по одним лишь формальным соображениям, в связи с чем требование прокурора удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать Корсаковскому городскому прокурору в удовлетворении заявления о признании постановления мэра Муниципального образования Корсаковский городской округ от 18 октября 2010 года № 1013 «Об отнесении автомобильной дороги общего пользования местного значения «Подъезд к с. Пихтовому» к четвертой категории автомобильных дорог» противоречащим закону и недействующим с даты вынесения судебного решения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

<...>

Судья А.В. Мешалкин