о возмещении причиненных убытков



ФДело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Корсаков 13 июля 2011 года

Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе

председательствующего судьи А.В. Мешалкина,

при секретаре О.К. Ермишиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константиновой Е.Г. к Администрации муниципального образования Корсаковский городской округ, Правительству Сахалинской области, Агентству спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области о возмещении причиненных убытков,

установил:

21 февраля 2011 года Константинова Е.Г. обратилась в суд с иском о взыскании с Администрации Корсаковского городского округа 397 069 рублей недополученной жилищной субсидии, а также судебных издержек.

В обоснование иска указала, что ее семья (истец, супруг и сын) являлась участником областной целевой программы «развитие массового жилищного строительства на 2006-2010 годы и на период до 2115 года». По условиям данной подпрограммы ее семье полагалась жилищная субсидия, которая рассчитывается для ее семьи исходя из стоимости 54 кв.м жилой площади в <адрес>. При стоимости одного квадратного метра жилой площади в <адрес>- 41100 рублей размер субсидии должен быть исчислен с 2219400 рублей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ее семья имеет право на компенсацию стоимости приобретаемого жилья в размере 40 % его стоимости, что в ее деле составляет 887740 рублей. Однако ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> ей выдано свидетельство на право получение субсидии в размере 490691 рубль, что составляет приблизительно 22,1 %, при этом средств федерального бюджета предоставляемых ее семье в свидетельстве предусмотрено не было. Полагала, что выделенные из федерального бюджета средства для участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» ответчиком были распределены между всеми участниками программы не пропорционально, с нарушением положений Постановления Правительства РФ , что повлекло нарушение ее прав.

ДД.ММ.ГГГГ истец уточнила заявленные требования, просила взыскать с ответчика 397069 рублей в качестве убытков в виде задолженности по кредитному договору, заключенному ею для приобретения жилья, в связи недополучением жилищной субсидии на указанную сумму.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены соответственно <адрес> и Агентство спорта туризма и молодежной политики <адрес>.

В судебном заседании истец и ее представитель ФИО3 на удовлетворении заявленных требований настаивали. В их обоснование указали, что в соответствии с Постановлением Правительства размер жилищной субсидии должен составлять не менее 40% расчетной стоимости жилья для всех участников областной программы обеспечения жильем молодых семей, независимо от выделения или невыделения средств из на эти цели из федерального бюджета, поскольку областная программа является неотъемлемой частью федеральной программы.

Представители соответчиков – Администрации Мо Корсаковский городской округ и <адрес>, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не вились, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили, в связи с чем на основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

В предыдущих судебных заседаниях представитель АМО «Корсаковский городской округ» ФИО4 иск не признал. Пояснил, что семья истца (третья в списке претендентов городского округа на получение субсидии) не вошла в число претендентов на получение средств из федерального бюджета в размере выделенных лимитов, и являлась участником областной программы и программы Корсаковского городского округа по обеспечению молодых семей жильем, то есть без учета средств федерального бюджета. В соответствии с условиями данных программ размер средств, направляемых на софинансирование приобретения жилья, составляет из областного бюджета- не более 30% от расчетной стоимости жилья, из местного- до 10 %. В рамках указанных программ семье истца были выделены соответствующие денежные средства на приобретение жилья. Согласно утвержденному списку претендентов на получение субсидии за счет средств федерального бюджета от городского округа в строгом соответствии с законодательством были выделены денежные средства двум первым семьям.

В судебном заседании представитель Агентства спорта, туризма и молодежной политики <адрес> ФИО5 исковые требования не признала. Пояснила, что в соответствии с выделенным лимитом средств из федерального бюджета данные средства были распределены между муниципальными образованиями <адрес>, согласно утвержденному списку молодых семей и в строгом соответствии с Постановлением Правительства РФ . На 2009 год, при расчетной бюджетной обеспеченности области в 0,658, размер выделенных из федерального бюджета средств на одну семью составил не менее 30% от расчетной стоимости жилья, а остальные 10% совместно были переданы участникам федеральной программы на приобретение жилья из областного и местных бюджетов. Поскольку истец не вошла в число получателей средств на приобретение жилья из федерального бюджета, ей был выдан сертификат на приобретение жилья только за счет областного и местного бюджетов. Для того чтобы оставаться участником федеральной программы, истец должна была отказаться от получения средств за счет областного и местного бюджетов и дожидаться выделения средств из федерального областного и местного бюджетов единовременно, однако в связи с этим ее семья могла как стать первым в списке претендентов на получение данных средств, так и перейти с занимаемого места в списке в более дальнюю очередность либо вообще утратить статус участника программы, в том числе и по достижении истцом и ее супругом предельного возраста для молодой семьи- 35 лет. Истец решила не ждать федеральных средств, а получить выделяемые средства из областного и местного бюджетов, тем самым утратив право на участие в федеральной программе приобретения жилья молодыми семьями, поскольку данное право на условиях софинансирования расходов на приобретение жилья предоставляется молодым семьям однократно.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

Порядок и условия получения социальной выплаты на приобретение жилья участникам федеральной целевой программы регулируется Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от 27.901.2009 г.) (далее- Правила)

В соответствии с п.9 Правил социальная выплата предоставляется, в частности в размере не менее 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.

Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.10 Правил).

Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей) - по 18 кв. м на 1 человека (п.11 Правил).

Семья истца, состоящая из трех человек, претендовала в 2009 году на получение социальной выплаты на приобретение жилья в размере не менее 40% расчетной стоимости жилья в <адрес>, которая в ее случае составляла 2 219400 рублей, то есть на социальную выплату в размере 887760 рублей.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривается.

Порядок предоставления социальной выплаты с указанием конкретных долей на условиях софинансирования из федерального, областного и (или) местного бюджетов установлен Правилами.

В силу абзаца 2 пункта 24 Правил, подлежащего применению в данном споре с 2008 года доля средств, направляемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы, будет рассчитываться по формуле:

ДСФ = (40 - 15 x КБО),

где:

ДСФ - доля средств, направляемых из федерального бюджета в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации на софинансирование мероприятий указанной подпрограммы;

КБО - показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта Российской Федерации после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

В случае если показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации больше 2, для такого субъекта Российской Федерации доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы, принимается в размере 10 процентов.

При этом с 2008 года доля средств, направляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на софинансирование мероприятий подпрограммы, с учетом указанных уровней бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации должна составлять соответственно:

(в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36)

не менее (15 x КБО - 5), а в случае, если КБО больше 2, то не менее 25 процентов - для молодых семей, не имеющих детей;

не менее (15 x КБО), а в случае, если КБО больше 2, то не менее 30 процентов - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей.

При расчете доли средств, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, полученное значение указанного показателя округляется до целого числа.

Согласно письму Главного финансового управления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ размер реальной бюджетной обеспеченности <адрес> ( КБО) в 2009 году составил 0,658, то есть менее 2, предусмотренных Правилами. (л.д.147)

Соответственно, доля средств подлежащих выделению из федерального бюджета на софинансирование программы для <адрес> по указанной формуле составила 30,13%, а при округлении- 30%.

Поскольку общий размер социальных выплат для семьи истца составляет 40%, то доля средств из областного и (или) местного бюджетов в таком случае не могла быть ниже 10%, а в случае взыскания их в принудительном порядке- не могла превышать 10 %.

В соответствии с Соглашением между Министерством регионального развития Российской Федерации и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Минрегион России в соответствии с Постановлением Правительства РФ обязался выделить на условиях софинансирования подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей» 31 043200 рублей, а администрация области- 68000000 рублей. (л.д.135-142)

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па федеральные денежные средства в указанном размере были распределены между муниципальными образованиями, в том числе для Корсаковского городского округа было выделено 1331640 рублей. (л.д.143-146)

Данные средства федерального бюджета были выделены городскому округу согласно сводному списку претендентов, участников федеральной программы, на получение социальной выплаты по муниципальным образованиям, по две первой семьи от каждого муниципального образования, куда семья истца не вошла, так как в сводном списке городского округа была третьей. (л.д.56, 68-70).

С учетом приведенных методик расчета двум первым семьям претендентов на получение социальных выплат за счет бюджетов всех трех уровней были выделены денежные средства в размере: из федерального бюджета 30% расчетной стоимости жилья, из областного и местного- 13 процентов, что соответствует условиям федеральной программы. (л.д.69)

Соответственно, первоначальное утверждение истца, что первым двум семьям по Корсаковскому городскому округу средства федерального бюджета были выделены в большем размере, чем предусмотрено законодательством, вследствие чего не хватило данных средств для ее семьи, является необоснованным.

Как указано выше, доля средств на социальные выплаты на приобретение жилья из федерального бюджета в любом случае не может быть ниже 10%, а из областного и (или) местного (в принудительном порядке) более 30 %, поскольку общий лимит бюджетных ассигнований должен равняться 40%.

Следовательно, указание в п.6.5 Приложения № 5 областной целевой программы «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года» что размер социальной выплаты за счет средств областного бюджета составляет не более 30 процентов, а в пункте 4 муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципального образования Корсаковского района на 2009-2011 годы» за счет местного бюджета - в размере до 10% расчетной стоимости жилья, вопреки утверждению истца Постановлению Правительства № 285 не противоречат.

Более того, положения указанного Постановления обязательны для Сахалинской области и муниципальных образований лишь в случаях выделения каждым из участников (Минрегионом России и администрацией Сахалинской области) соглашения о предоставлении бюджетных средств в соответствующем году в пределах предусмотренных лимитов на эти цели.

Поскольку лимит денежных средств из федерального бюджета на 2009 год составил чуть более 31 миллиона рублей, вместо планируемых 204 миллионов рублей, для чего в областном бюджете был предусмотрен лимит на социальные выплаты в размере 68000000 рублей, администрация городского округа и агентство спорта, туризма и молодежной политики вправе были распределить неоприходованные денежные средства между семьями, претендовавшими на участие в указанном году на получение социальных выплат с участием средств федерального бюджета, в соответствии с их предназначением без учета средств федерального бюджета, для чего необходимо согласие на это семьи- претендента.

Как следует из заявления Константиновой Е.Г. от 14.10.2009г., свидетельства на получение социальной выплаты и объяснений сторон, она обратилась с заявлением о выдаче ей свидетельства на получение социальной выплаты по программе обеспечения жильем без выделенных для ее семьи средств федерального бюджета. (л.д.5, 63)

Даже при указанных обстоятельствах права истца на получение социальной выплаты применительно к положениям Постановления Правительства РФ со стороны ответчиков нарушены не были.

Согласно свидетельству от 14.10.2009г. в общей сложности семье истца была предоставлена социальная выплата за счет областного и местного бюджетов в размере 490691 рубль, что составило более 20% расчетной стоимости жилья для ее семьи, тогда как в соответствии с Постановлением Правительства РФ за счет указанных бюджетов в принудительном порядке могло быть взыскано в виде убытков лишь денежные средства в размере не более 10% расчетной стоимости жилья в 2009 году.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований истца по делу не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Константиновой Е.Г. в удовлетворении иска к Администрации муниципального образования Корсаковский городской округ, Правительству Сахалинской области, Агентству спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области о взыскании 397069 рублей в возмещение причиненных убытков отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

<...>

Судья А.В. Мешалкин