Дело № 2-659/11 РЕШЕНИЕ ИМЕЕНМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 июня 2011 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой, при секретаре А.Н. Андреевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бикмаева С.В. и Ли О.Д. к Министерству обороны РФ, ФГУ «Анивская КЭЧ» о признании права собственности на жилые помещения, УСТАНОВИЛ: Бикмаев С.В., Ли О.Д. обратились в суд с исковым заявлением, в котором указали, что являются нанимателями жилого помещения по адресу <адрес>, обратились с заявлением к наймодателю ФГУ «Анивская КЭЧ» с заявлением о передаче занимаемой ими квартиры в собственность в порядке приватизации, однако им в этом было отказано. Просят признать право общей долевой собственности на квартиру по указанному адресу за Бикмаевым С.В., Ли О.Д. и их несовершеннолетней дочерью А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В судебном заседании истцы свои требования поддержали. Ответчики извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, представители ответчиков в судебное заседание не явились, письменных возражений против иска не представили. Выслушав сторону истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со ст. 6 этого же Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Ответчиком представлено Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ № 22-рн от 6 января 2004 года, согласно которому за ФГУ «Анивская КЭЧ» на праве оперативного управления закреплено имущество согласно прилагаемого перечня. В данный перечень входят жилые дома, в том числе под № <адрес> под инвентарным номером 200. То обстоятельство, что этот дом, в котором расположена квартира, занимаемая истцами по договору социального найма, передан в оперативное управление ФГУ «Анивская КЭЧ», подтверждается данными технического паспорта и инвентарной карточкой учета основных средств, согласно которой жилой дом под инвентарным номером 200 является домом № <адрес>. Наличие этого дома в реестре федерального имущества подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 28.03.2011 года, представленной ТУ ФАУГИ по Сахалинской области. При этом согласно уведомлений об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 18.05.2011 года № и № права на дом и спорное жилое помещение ни за кем не зарегистрированы. В соответствии с п. 3, 4 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Согласно Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» на Министерство обороны РФ возложены функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. С этой целью в п. 2 указанного Постановления приведен перечень полномочий, который однако не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Более того, этот перечень вообще не предусматривает полномочий МО РФ по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц. В связи с этим Министерство обороны РФ или созданные им органы не вправе передавать жилые помещения в собственность граждан в порядке приватизации, поскольку органы, в чью компетенцию входит передача жилых помещений в порядке приватизации, до настоящего времени не определены. При этом следует учесть, что в порядке подготовки дела к слушанию перед Министерством обороны РФ был поставлен вопрос о том, какой орган или юридическое лицо уполномочены на заключение договоров приватизации жилых помещений с гражданами. Возражений против иска ответчиками не заявлено, сведений о наличии такого уполномоченного органа суду не представлено. В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (ранее Минимущество), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5.06.2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах". Таким образом, ФАУГИ является единственным органом исполнительной власти, уполномоченным на отчуждение имущества, находящегося в федеральной собственности, а также на распоряжение государственным федеральным имуществом иными способами, в том числе на передачу этого имущества в оперативное управление. Указанное полномочие реализовано ФАУГИ путем передачи жилого фонда Министерства обороны РФ ФГУ «Анивская КЭЧ» в оперативное управление. Между тем, вышеуказанным Распоряжением Минимущества РФ № 22-рн от 6.01.2004 года не установлено право ФГУ «Анивская КЭЧ» на отчуждение жилых помещений, переданных ФГУ на праве оперативного управления, в собственность граждан в порядке приватизации. В соответствии с п. 3.4 устава ФГУ «Анивская КЭЧ» учреждение не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Отсюда следует, что ФГУ «Анивская КЭЧ» не является уполномоченным собственником жилого фонда лицом, которое вправе передавать жилые помещения гражданам в порядке приватизации. Данное обстоятельство послужило причиной отказа истцам в передаче квартиры в собственность бесплатно. Это усматривается из ответа начальника ФГУ «Анивская КЭЧ» от 29.12.2010 года Бикмаеву С.В. на его заявление о приватизации занимаемого жилого помещения, в котором автор прямо указывает, что ФГУ «Анивская КЭЧ» полномочий на заключение договора приватизации не имеет, функции управления военным имуществом возложены на Департамент имущественных отношений МО РФ, однако порядок реализации права на приватизацию жилых помещений не определен. Между тем, истцы представили типовой договор найма служебного жилого помещения от 18 февраля 2010 года, согласно которому Бикмаев С.В. является нанимателем, а Ли О.Д. и их несовершеннолетняя дочь А. членами семьи нанимателя. Согласно поквартирным карточкам на спорное жилое помещение Бикмаев С.В. зарегистрирован в нем с 29.08.2006 года на основании ранее заключенного договора найма жилого помещения, члены его семьи – с 24.02.2010 года. С данного жилого помещения снят статус служебного постановлением главы муниципального образования Корсаковского района № 222 от 20.04.2006 года, которым отменено постановление главы МО Корсаковского района № 50 от 25.02.2002 года о включении жилых помещений в <адрес> в число служебных. Согласно сведениям Росреестра от 21.01.2011 года №, №, № и справке сахалинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 31.01.2011 года истцы и их несовершеннолетний ребенок не имеют в собственности жилых помещений. Согласно послужного списка Бикмаева С.В. он проживает в <адрес> с 2004 года по настоящее время с момента поступления на службу после окончания учебного заведения. Согласно справке председателя комитета по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ от 19.05.2011 года жилые помещения в порядке приватизации в собственность истцов не передавались. На основании представленных документов суд приходит к выводу, что истцы имеют право на получение занимаемого ими жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Однако отсутствует лицо, в установленном порядке наделенное собственником полномочиями по передаче жилых помещений Министерства обороны РФ в собственность граждан. Однако отсутствие такого, уполномоченного на заключение договора передачи жилого помещения в собственность граждан в установленном порядке лица не может служить препятствием для реализации гражданами своих прав, установленных федеральным законом. При таких обстоятельствах исковые требования истцов подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Бикмаева С.В. и Ли О.Д. удовлетворить. Признать право общей долевой собственности на квартиру по адресу <адрес> за Бикмаевым С.В., Ли О.Д., А. в равных долях. Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Е.Н. Меркулова. Решение вынесено в окончательной форме 4 июля 2011 года.