Дело № 2-660/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июля 2011 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой, при секретаре А.Н. Андреевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева А.И. к администрации МО Корсаковский городской округ об организации санитарно-защитной зоны городского кладбища, УСТАНОВИЛ: 28 апреля 2011 года Васильев А.И. обратился в суд с иском, в котором указал, что проживает по <адрес> в г. Корсакове, дом построен в 1991 году, на расстоянии приблизительно 1 км от жилых домов располагалось кладбище, территория которого впоследствии была расширена в сторону <адрес>, лесозащитная полоса вырублена, санитарная зона кладбища не организована, ограждение кладбища отсутствует, могилы находятся в непосредственной близости о его дома, чем нарушается его право на безопасное проживание в его доме. Просил возложить на администрацию МО Корсаковский городской округ обязанности убрать могилы из-под окон его дома, установить ограждение кладбища по состоянию границ на 1991 год, переселить его с <адрес> в другое равноценное жилье, взыскать с администрации МО Корсаковский городской округ компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей. 6 июня 2011 года Васильев А.И. в части переноса могил и установки ограждения согласно границ 1991 года свои требования изменил, просит обязать администрацию Корсаковского городского округа организовать санитарно-защитную зону кладбища со стороны <адрес> согласно норм и требований санитарных правил, а также установить ограждения согласно границ кладбища на местности, в части переселения в другое равноценное жилье и взыскании с ответчика компенсации морального вреда от исковых требований отказался, производство по делу в этой части прекращено. Определениями судьи от 20 июня 2011 года к участию в деле в качестве второго и третьего ответчика привлечены комитет по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ и МУП «Ритуальные услуги». В судебном заседании Васильев А.И. свои требования поддержал. Представитель администрации МО Корсаковский городской округ и комитета по управлению имуществом Кресик В.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что по его мнению, санитарные нормы и правила возлагают обязанность по организации санитарно-защитных зон на организации, эксплуатирующие кладбища, администрация и комитет таковыми не являются. Представитель МУП «Ритуальные услуги» директор предприятия Суслов Д.П. в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что выполняет все работы по содержанию кладбища исключительно за счет бюджетных средств, своих доходов МУП «Ритуальные услуги» не имеет, работы по организации санитарно-защитной зоны требуют значительных затрат, которые не предусмотрены на предприятии, в случае возложения судом обязанности по организации санитарно-защитной зоны на МУП «Ритуальные услуги» предприятие обанкротится. Выслушав стороны, специалиста, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 42 Конституции российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. В силу положений ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» реализация права граждан на благоприятную среду обитания осуществляется путем применения мер контроля за выполнением санитарных норм и правил. В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. В соответствии со ст. 16 ФЗ "О погребении и похоронном деле" выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории. Не разрешается устройство кладбищ на территориях: 1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта; 2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов; 3) на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей; 4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. В соответствии со ст. 17 ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения. В соответствии с п. 1.3 СанПин 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» установленные настоящим СанПиН санитарные правила предназначены для организаций, занимающихся проектированием, сроительством, реконструкцией и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на занятие данным видом деятельности. Согласно п. 2.1 СанПин 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (Далее СанПин 2.1.1279-03) утвержденные постановлением главного государственного врача РФ от 8.04.2003 года № 35 размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения осуществляются в соответствии с действующей градостроительной документацией (генеральными планами городов и других поселений, проектами детальной планировки территорий и др.) и регламентируются настоящими и другими действующими санитарными правилами и нормами. Согласно п. 2.4 СанПин 2.1.1279-03 участок, отводимый под кладбище, должен удовлетворять следующим требованиям: - иметь уклон в сторону, противоположенную от населенного пункта, открытых водоемов, а также при использовании населением грунтовых вод для хозяйственно-питьевых и бытовых целей; - не затопляться при паводках; - иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в 2,5 м от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше 2,5 м от поверхности земли участок может быть использован лишь для размещения кладбища для погребения после кремации. Согласно п. 2.5 СанПин 2.1.1279-03 кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии: - от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов. Согласно п. 1.2 СанПин 2.21.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Далее СанПин 2.21.1/2.1.1.1200-03) утвержденных постановлением главного государственного врача РФ от 25.09.2007 года № 74, требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Согласно п. 2.1 СанПин 2.21.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Согласно п. 7.1 12 СанПин 2.21.1/2.1.1.1200-03 «Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг» кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га относятся к третьему классу опасности и санитарно защитная зона должна составлять 300 метров. Как следует из п. 1.1 ранее действовавших Санитарных правил устройства и содержания кладбищ Утвержденных заместителем Главного государственного санитарного врача от 10 февраля 1977 г. N 1600-77, согласно Строительным нормам и правилам (СНиП II-60-75) "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов" кладбища и крематории должны размещаться в пригородной зоне города или другого населенного пункта, на расстоянии не менее 300 метров от жилых и общественных зданий и зоны отдыха (п. 6.30 и таблица N 31). Согласно выписки из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 2.06.2011 года №, Васильев А.И. является собственником земельного участка расположенного по адресу <адрес>. Согласно выписки из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 2.06.2011 года №, Васильев А.И. является собственником жилого дома расположенного по адресу <адрес>. Согласно выписки из реестра муниципального имущества МО Корсаковский городской округ, кладбище, расположенное в <адрес> введено в действие с 1972 года и балансодержателем его является комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа. Документы, подтверждающие ввод кладбища в эксплуатацию администрацией МО Корсаковский городской округ не представлены, так как в архиве отсутствуют. Однако ответчиком представлены акты органа местного самоуправления об отводе под территорию кладбища земельных участков согласно генерального плана застройки города. Так, в соответствии с решением исполкома Корсаковского городского Совета депутатов трудящихся от 15.06.1961 года в северо-восточной зоне города под кладбище отведено 8,6 га, обязанности по охране и содержанию кладбища возложены на горкомхоз. Решением исполкома Корсаковского городского Совета депутатов трудящихся № 326 от 24.10.1986 года комбинату коммунальных предприятий и благоустройства для расширения городского кладбища предоставлен земельный участок площадью 2, 95 га. Постановлением мэра города и района МО Корсаковского района № 676 от 8.09.1998 года МП «КППиБ» доотведен земельный участок площадью 1,6275 га для расширения существующего кладбища по <адрес>. Постановлением мэра города и района МО Корсаковского района № 226 от 21.03.2002 года муниципальному предприятию «<...>» переоформлен в постоянное пользование земельный участок площадью 13,1775 га, используемый для размещения городского кладбища по <адрес>, а также дополнительно предоставлен для расширения существующего кладбища земельный участок площадью 1,7995 га. Постановлением главы муниципального образования Корсаковского района № 30 от 16.01.2004 года муниципальному унитарному предприятию «Благоустройство» земельный участок, используемый под кладбище по <адрес>, размером 14,977 га переоформлен в аренду. Постановлением главы муниципального образования Корсаковского района № 2 от 10.01.2008 года муниципальному предприятию «Благоустройство» дополнительно к земельному участку, используемому под кладбище, предоставлены земельные участки площадью 1,0756 га и 2,514 га. Постановлением мэра Корсаковского городского округа № 485 от 21.05.2009 года земельные участки площадью 14,977 га, 1,0756 га и 2,514 га предоставлены в постоянное бессрочное пользование комитету по управлению имуществом. Данные участки согласно кадастровым выпискам учтены соответственно под номерами №, №, № как участки под существующим кладбищем. Однако данные участки сформированы только в 2002 и 2007 году, в связи с чем при отсутствии документации об отводе земельных участков невозможно определить место нахождения границ городского кладбища до 2007 года. Согласно межевому делу 2007 года юго-восточная граница кладбища проходит напротив <адрес>, однако данных о том, соответствуют ли границы кладбища, указанные в межевом деле, фактическим границам на местности, суду не представлено. Как видно из материалов дела, руководителем территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области 25 мая 2011 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – комитета по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ. Из данного постановления видно, что специалистами Роспотребнадзора проведена проверка соблюдения санитарных норм и правил при организации и содержании городского кладбища по <адрес> в г. Корсакове. При проверке установлено, что собственник не осуществляет контроль за обеспечением соблюдения санитарных норм на объекте, определить границу кладбища на местности невозможно, ограждение отсутствует, охранные мероприятия не проводятся, не организована санитарно-защитная зона кладбища, территория санитарно-защитной зоны не спланирована, не благоустроена, не озеленена, захоронения производятся на расстоянии мене 10 м от жилой застройки, учет захоронений не ведется, обнаружены свалки бытовых отходов в местах расположения могил, в том числе 2011 года. По данным фактам комитету по управлению имуществом вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства от 25.05.2011 года, в котором, в том числе указано на необходимость организовать санитарно-защитную зону кладбища. Из пояснений специалиста Роспотребнадзора Б. в судебном заседании следует, что фактически захоронения производятся на расстоянии около 50 метров от дома Васильева, при этом границы кладбища на местности не определены, фактически территория не огорожена, захоронения производятся хаотично, без плана и без контроля, в том числе посторонними лицами, документы об организации санитарно-защитной зоны не представлены, в связи с чем не обеспечено право Васильева на безопасную окружающую среду. Полагает, что принять меры к организации санитарно-защитной зоны должны совместно МУП «Ритуальные услуги» и комитет по управлению имуществом, так как на него возложен контроль за сохранностью кладбища, для этого надо провести исследования окружающей среды на предмет воздействия кладбища на воздух, грунтовые воды, составить проект санитарно-защитной зоны, где по результатам исследования предусмотреть меры, исключающие неблагоприятное воздействие кладбища на жилую застройку, такими мерами могут быть организация лесозащитной полосы, отвод грунтовых вод, обеспечение контроля за захоронениями и другие, согласовать с Роспотребнадзором. Таким образом, материалами дела установлен факт отсутствия санитарно-защитной зоны вокруг кладбища и расположение захоронений в непосредственной близости (менее 300 м) от дома, принадлежащего истцу. Из этого следует, что эксплуатирующей организацией не принято мер, согласно санитарным нормам и правилам обеспечивающих безопасность проживания в доме истца. Между тем, обязанность по организации санитарно-защитной зоны не может быть возложена на администрацию МО Корсаковский городской округ и комитет по управлению имуществом АМО КГО, поскольку они не являются хозяйствующими субъектами и возложение на них мероприятий, предусмотренных санитарными нормами и правилами противоречило бы статье 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п. 1.3 Сан ПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Администрация как орган местного самоуправления непосредственно не занимается эксплуатацией кладбища. Согласно Положения о комитете по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ, утвержденного постановлением мэра Корсаковского городского округа от 23.03.2009 г. № 269, эксплуатация объектов муниципальной собственности не является функцией комитета. В соответствии с п. 2.1.2 этого Положения задачей комитета является управление и распоряжение объектами муниципальной собственности. Для выполнения этой цели комитет в соответствии с п. 2.2.5 этого же Положения может создавать муниципальные предприятия. Как видно из Устава МУП «Ритуальные услуги» от 21.04.2008 года, согласно п. 1.5 Устава оно учреждено комитетом по управлению имуществом АМО КГО. В соответствии с п. 2.1 целью и предметом деятельности предприятия является организация и содержание мест погребения, а также оказание ритуальных, обрядовых и иных видов сопутствующих услуг, связанных с процессом захоронения, получение от своей деятельности прибыли. Как видно из договора хранения от 31.12.2008 года и акта приема-передачи от 31.12.2008 года, кладбище по <адрес> г. Корсакова площадью 18, 5666 га комитетом по управлению имуществом АМО КГО передано на хранение МУП «Ритуальные услуги». В соответствии с п. 2.1 этого договора МУП «Ритуальные услуги» обязано для сохранности переданного ему имущества за свой счет принимать меры, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (противопожарные, санитарные, охранные и др.), а также производить за свой счет ремонт имущества и нести расходы по его содержанию. 1 февраля 2011 года между департаментом городского хозяйства администрации МО Корсаковский городской округ и МУП «Ритуальные услуги» заключено соглашение о предоставлении МУП «Ритуальные услуги» субсидий из местного бюджета на возмещение (компенсацию) затрат, связанных с организацией и содержанием мест захоронения на территории Корсаковского городского округа. По данному соглашению, п. 2.2.1, на основании документов, подтверждающих выполнение работ по организации и содержанию мест захоронения, МУП «Ритуальные услуги» выплачивается компенсация в пределах средств, заложенных в бюджете. Иных юридических лиц, предпринимателей, выполняющих аналогичные работы, на территории МО Корсаковский городской округ не имеется. Таким образом, комитет по управлению имуществом МО КГО в порядке реализации своих полномочий создал предприятие с целью организации и содержания мест захоронения, наделив его соответствующими функциями. При таких обстоятельствах обязанности по ограждению кладбища, созданию вокруг него санитарно-защитной зоны в соответствии с санитарными нормами и правилами могут быть возложены только на МУП «Ритуальные услуги». На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Васильева А.И. удовлетворить в части. Обязать МУП «Ритуальные услуги» организовать санитарно-защитную зону кладбища г. Корсакова со стороны <адрес> г. Корсакова согласно требований санитарных норм и правил, а также установить ограждение, указывающее границы кладбища на местности. Взыскать с МУП «Ритуальные услуги» в пользу Васильева А.И. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. В удовлетворении исковых требований за счет администрации МО Корсаковский городской округ Васильеву А.И. отказать. Комитет по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ от ответственности освободить. Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Е.Н. Меркулова. Решение вынесено в окончательной форме 25 июля 2011 года.