Решение (о признании незаконным пункта 2 части 1 статьи 9 Устава Корсаковского городского округа)



Дело № 2-1005/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2011 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе

председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой,

с участием прокурора О.П. Улитиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корсаковского городского прокурора о признании незаконным пункта 2 части 1 статьи 9 Устава Корсаковского городского округа,

УСТАНОВИЛ:

Корсаковский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что пункт 2 части 1 статьи Устава Корсаковского городского округа противоречит статье 16.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных в этот Закон Федеральным законом от 27.12.2009 года № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Указанным Законом признан утратившим силу пункт 2 части 1 ст. 16.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривавший право органов местного самоуправления на участие в организации и финансировании проведения на территории Корсаковского городского округа общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Оспариваемый пункт 2 части 1 статьи 9 Устава Корсаковского городского округа содержит аналогичные положения.

Прокурор просит признать пункт 2 части 1 статьи 9 Устава Корсаковского городского округа противоречащим закону и недействующим с 1.01.2010 года.

Прокурор, участвующий в деле, в судебном заседании требования поддержал.

Представитель Собрания Корсаковского городского округа в судебное заседание не явился, возражений на иск от Собрания КГО не поступило.

Представитель администрации МО Корсаковский городской округ Былина Е.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, казала на то, что мэром Корсаковского городского округа в Собрание Корсаковского городского округа был внесен проект решения о поправках в Устав Корсаковского городского округа, который предусматривал исключение из Устава оспариваемого пункта, однако решением Собрания Корсаковского городского округа от 26 мая 2011 года проект депутатами был принят с поправками, оспариваемый пункт из Устава Собранием КГО не исключен.

Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с ч. 1 ст. 16.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 1 января 2010 года, органы местного самоуправления городского округа имеют право на:

1) создание музеев городского округа;

2) участие в организации и финансировании проведения на территории городского округа общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

3) создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

4) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

5) осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года;

6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа;

7) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа;

8) создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи.

В соответствии с ч. 2 этой же статьи органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

В соответствии с ч.ч. 1-5 ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Таким образом, часть 1 статьи 16.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает перечень государственных полномочий, которые могут быть переданы органам местного самоуправления только в порядке, установленном статьей 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть путем издания специального федерального закона или закона субъекта Российской Федерации с предоставлением субвенций для осуществления этих полномочий.

Частью 2 статьи 16.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено право органов местного самоуправления на решение вопросов, указанных в части 1 ст. 16.1 и участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных органам местного самоуправления в соответствии со ст. 19 ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, либо не исключено федеральными законами из их компетенции, за счет собственных средств.

Право органов местного самоуправления на участие в организации и финансировании временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, предусмотрено статьей 7.2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Право на участие в организации и финансировании проведения на территории городского округа общественных работ для граждан других категорий также не исключено из компетенции органов местного самоуправления.

Статьей 8 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» пункт 2 части 1 статьи 16.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации признан утратившим силу.

Таким образом, законодатель, не лишая права органов местного самоуправления на участие в организации и финансировании проведения общественных работ для безработных граждан, в том числе несовершеннолетних, за счет средств местных бюджетов, исключил этот вид деятельности из перечня государственных полномочий, которые органы местного самоуправления вправе осуществлять за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Положения статьи 9 Устава Корсаковского городского округа, его 1 и 2 частей полностью воспроизводят положения статьи 16.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 2 этой статьи орган местного самоуправления вправе участвовать, в том числе, в организации и финансировании общественных работ для безработных граждан, в том числе несовершеннолетних, в том числе на условиях софинансирования с субъектом Российской Федерации.

Однако указание в 1 части статьи 9 Устава Корсаковского городского округа в перечне передаваемых органу местного самоуправления государственных полномочий на такого рода деятельность, в порядке ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не соответствует действующему законодательству.

На основании изложенного требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Корсаковского городского прокурора удовлетворить.

Признать пункт 2 части 1 статьи 9 Устава Корсаковского городского округа противоречащим федеральному закону и недействующим с 1 января 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Меркулова.

Решение вынесено в окончательной форме 25 июля 2011 года.