Решение (об оспаривании п. 2 Порядка оказания единовременной материальной помощи гражданам, имуществу которых нанесен ущерб в результате прошедшего циклона на территории Корсаковского городского округа)



Решение

Именем Российской Федерации

27 июля 2011 года г. Корсаков Сахалинской области

Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой,

с участием прокурора М.В. Бабицкой,

при секретаре С.В. Решетникове,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корсаковского городского прокурора об оспаривании п. 2 Порядка оказания единовременной материальной помощи гражданам, имуществу которых нанесен ущерб в результате прошедшего циклона на территории Корсаковского городского округа,

Установил:

Корсаковский городской прокурор обратился с заявлением в Корсаковский городской суд, в котором просил признать пункт 2 Порядка оказания единовременной материальной помощи гражданам, имуществу которых нанесен ущерб в результате прошедшего циклона на территории Корсаковского городского округа с 28 по 30 июля 2010 года, утвержденного постановлением мэра Корсаковского городского округа от 11.08.2011 года № 809, незаконным и утратившим силу с момента принятия в связи с наличием в нем коррупциогенного фактора.

В обоснование своих доводов прокурор указал, что Корсаковской городской прокуратурой проведена коррупционная экспертиза вышеуказанного постановления мэра Корсаковского городского округа № 809 от 11.08.2010 года и установлено, что в пункте 2 Порядка имеет место коррупциогенный фактор.

Так, в соответствии с п. 2 Порядка, оказание единовременной материальной помощи производится гражданам, которые постоянно зарегистрированы на территории Корсаковского городского округа и постоянно проживают в жилых домах. Таким образом, имеется коррупционный фактор «выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

В данном случае наличие завышенных требований к собственникам недвижимого имущества, претендующим на получение материальной помощи, которое ограничивается постоянной регистрацией на территории Корсаковского городского округа и постоянно проживающим в жилых помещениях, пострадавших от наводнения.

Наличие данного коррупциогенного фактора ограничивает в правах жителей г. Корсакова, которые могут не проживать в жилых помещениях, пострадавших от циклона, либо наоборот проживать, но не быть зарегистрированными на территории Корсаковского городского округа. Кроме того, собственники жилых помещений, пострадавших от циклона, также могут проживать и быть зарегистрированы по другому адресу и району. Однако, материальный ущерб нанесен всем одинаково, независимо от регистрации и места жительства.

При таких обстоятельствах пострадавшие лишены возможности компенсации ущерба, причиненного прошедшим циклоном.

Участвующий в деле прокурор в судебном заседании требования поддержал, полагает, что оспариваемый п. 2 Порядка противоречит положениям статьи 18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, устанавливающим право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Представитель мэра Корсаковского городского округа Ганькевич В.Н. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился, пояснил суду, что данный муниципальный правовой акт, часть которого оспаривает прокурор, регулирует отношения по оказанию материальной помощи пострадавшим от стихийного бедствия, но не вопросы возмещения ущерба, кроме того, представитель указывает, что решение данного вопроса находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления, в связи с чем мэр был вправе по своему усмотрению установить критерии, по которым пострадавшим от стихийного бедствия оказывается материальная помощь.

Указывает также на то, что прокурору ранее направлялся проект оспариваемого нормативного правового акта, однако никаких замечаний на предмет наличия коррупциогенного фактора из Корсаковской городской прокуратуры не поступило.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с разъяснениями, данными в п.п. 17, 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при рассмотрении дела суд выясняет соблюдение порядка принятия нормативного правового акта и компетенции органа или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

При этом суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, её субъектов, органов самоуправления и их должностных лиц.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно п.. 9 – 11 ст. 29 Устава муниципального образования Корсаковский городской округ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном настоящим Уставом.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их принятия органом местного самоуправления или подписания должностным лицом органов местного самоуправления Корсаковского городского округа.

Официальным опубликованием (обнародованием) нормативного правового акта, принятого органами местного самоуправления Корсаковского городского округа, считается первая публикация его полного текста в газете "Восход" или ином, определенном Собранием источнике.

Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ № 131) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131 к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В соответствии с частью 2 п. 5 ст. 20 ФЗ № 131 органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 ФЗ № 131 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В соответствии со п.п. 2,4 ст. 36 ФЗ № 131 глава муниципального образования в соответствии в уставом может возглавлять местную администрацию, глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты.

В соответствии со ст. 32, 36 Устава муниципального образования Корсаковский городской округ, администрацию Корсаковского городского округа возглавляет непосредственно глава муниципального образования, являющийся выборным лицом.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 43 Устава муниципального образования Корсаковский городской округ администрация Корсаковского городского округа, осуществляя исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федерального и регионального законодательства, настоящего Устава, нормативных правовых актов Собрания, мэра Корсаковского городского округа, самостоятельно решает вопросы управления и наделена следующими полномочиями участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Согласно ч. 1,4,5,6 ст. 81 БК РФ в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.

Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

По смыслу приведенных норм закона орган местного самоуправления устанавливает порядок использования средств резервного фонда местной администрации и самостоятельно принимает решения об их использовании.

Таким образом, использование средств резервного фонда и определение целей расходования этих средств отнесено к компетенции органа местного самоуправления- местной администрации, от имени которой в Корсаковском городском округе действует мэр.

Исходя из положений статьи 11 ФЗ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления принимают самостоятельные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также осуществляют финансирование из местного бюджета тех мероприятий, проведение которых осуществляется в соответствии с самостоятельным решением органа местного самоуправления.

К таким мероприятием может, в частности, быть и оказание материальной помощи пострадавшим от стихийного бедствия.

Установление случаев, оснований, порядка оказания такой материальной помощи относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, в связи с чем местная администрация вправе устанавливать критерии, по которым определяются лица, получающие такую помощь.

Такими же полномочиями по проведению мероприятий в области защиты населения и территорий в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ обладают органы власти субъектов Российской Федерации, эти полномочия они вправе осуществлять за счет собственных средств.

Так, Распоряжениями Правительства Сахалинской области от 24.12.2010 г. № 958-р и от 9.02.2011 г. № 56-р жителям муниципального образования «Корсаковский городской округ», пострадавшим от циклона 28-30 июля 2010 года также была выделена материальная помощь из резервного фонда Правительства Сахалинской области.

ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в том числе его 18 статья, не содержит норм, устанавливающих порядок и основания оказания материальной помощи лицам (равно как и возмещения ущерба), пострадавшим от стихийных бедствий, за счет средств местных бюджетов.

Тем более законодателем не может быть предусмотрено таких норм, устанавливающих порядок и основания оказания материальной помощи таким лицам за счет резервных фондов местных администраций, поскольку орган местного самоуправления обладает исключительными полномочиями по распоряжению этими средствами.

Постановлением администрации Корсаковский городской округ от 11 августа 2010 года № 809 утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи гражданам, имуществу которых нанесен ущерб в результате прошедшего циклона на территории Корсаковского городского округа с 28 по 30 июля 2010 года (далее – Порядок).

Данное мероприятие не является осуществлением органом местного самоуправления государственных полномочий, переданных ему в порядке ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п. 3 вышеуказанного постановления, финансирование расходов, установленных настоящим постановлением, произвести за счет бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Корсаковского городского округа.

Согласно п. 2 Порядка, оказание единовременной материальной помощи производится гражданам, постоянно зарегистрированным на территории Корсаковского городского округа и проживающим в жилых домах (квартирах), кроме жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, расположенных на дачных земельных участках.

Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрена выплата единовременной материальной помощи гражданам в размере 10000 рублей на каждую пострадавшую семью собственника (нанимателя) и членов семьи собственника (нанимателя) жилого дома (квартиры) согласно регистрации по месту жительства.

Отсюда видно, что выплата данной единовременной помощи не преследует возмещения конкретного ущерба, причиненного гражданам, пострадавшим от циклона, а является одной из срочных мер, направленных на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, в виде материальной поддержки пострадавших граждан.

Судом установлено, что указанное постановление вместе с Порядком оказания единовременной материальной помощи гражданам, имуществу которых нанесен ущерб в результате прошедшего циклона на территории Корсаковского городского округа с 28 по 30 июля 2010 года, опубликовано в газете «Восход» 14.08.2010 года.

Из установленных обстоятельств по делу следует, что указанный правовой акт, является нормативным, издан в установленном порядке правомочным органом местного самоуправления в пределах своей компетенции, содержит правовые нормы, направлен на урегулирование общественных отношений и вступил в законную силу.

Федеральные законы «О противодействии коррупции» и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» также не являются федеральными законами, регулирующими правоотношения между органами местного самоуправления и населением муниципальных образований по поводу защиты от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также финансированию этих мероприятий.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные прокурором коррупциогенные факторы могут лишь послужить основанием для предъявления иска в суд в установленном законом порядке, то есть в соответствии со статьями 251 – 253 ГПК РФ.

Иск прокурора в этом случае может быть удовлетворен при наличии условий, предусмотренных статьей 253 ГПК РФ, то есть в том случае, если оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В рассматриваемом деле федерального закона или иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому противоречил бы пункт 2 Порядка оказания единовременной материальной помощи гражданам, имуществу которых нанесен ущерб в результате прошедшего циклона на территории Корсаковского городского округа с 28 по 30 июля 2010 года, утвержденного постановлением мэра Корсаковского городского округа от 11.08.2010 г. № 809, не установлено.

При таких обстоятельствах требования прокурора удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Корсаковского городского прокурора о признании пункта 2 Порядка оказания единовременной материальной помощи гражданам, имуществу которых нанесен ущерб в результате прошедшего циклона на территории Корсаковского городского округа с 28 по 30 июля 2010 года незаконным и недействующим с момента принятия – отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Меркулова.

Решение вынесено в окончательной форме 1 августа 2011 года.