Решение ( об оспаривании отказа в обследовании жилого помещения)



Дело № 2-986

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июля 2011 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе

председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой,

с участием прокурора М.В. Бабицкой,

при секретаре А.Н. Андреевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корсаковского городского прокурора в интересах Салынкиной В.А. и Гордеевой Т.В. об оспаривании отказа в обследовании жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Корсаковский городской прокурор обратился в суд с заявлением, в котором указал, что Корсаковской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Салынкиной В.А., Гордеевой Т.В. на бездействие должностных лиц органов местного самоуправления во время и при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной циклоном, прошедшим 27-30 июля 2010 года, в результате чего произошло затопление улиц Гвардейской, Речной, Толстого, Крутой, Овражной, Вокзальной, Окружной, Свердлова, Приречной, Авиационной.

В ходе проверки установлено, что 20.09.2010 года Салынкина В.А. обратилась в Межведомственную комиссию по оценке (признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания с заявлением об обследовании жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, с целью последующего получения жилого помещения взамен утраченного.

Межведомственная комиссия письмом от 5.10.2010 года, полученным Салынкиной В.А. 13.11.2010 года отказала в проведении обследования, поскольку указанное жилое помещение не является объектом муниципальной собственности.

Прокурор просит признать действия администрации муниципального образования Корсаковского городского округа по отказу провести обследование указанного жилого помещения и обязать администрацию МО Корсаковского городского округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Салынкиной В.А. и Гордеевой Т.В., рассмотреть заявление Салынкиной В.А. и принять по нему решение.

Прокурор, участвующий в деле, заявленные требования поддержал.

Салынкина В.А. просила заявление прокурора удовлетворить.

Представитель администрации МО Корсаковского городского округа Кресик В.Г. в судебном заседании с заявлением не согласился, указал, что в данном случае прокурор не вправе обращаться в суд с заявлением, так как предметом требований не является обеспечение жилым помещением, срок обращения в суд с данным заявлением пропущен, кроме того, Салынкина В.А. с заявлением об обследовании жилого помещения в администрацию не обращалась и администрация ей в удовлетворении этого заявления не отказывала.

Выслушав участников спора, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006 года (далее – ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу подлежит рассмотрению в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 10 ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; по результатам рассмотрения дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии со ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции исполнительного органа – местной администрации относятся все вопросы местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Руководство администрацией осуществляет глава муниципального образования на принципах единоначалия.

В соответствии со ст. 38 Устава МО Корсаковского городского округа мэр является единственным должностным лицом, действующим от имени администрации МО Корсаковского городского округа без доверенности.

В соответствии со ст. 41 указанного Устава администрация Корсаковского городского округа является исполнительным органом, наделенным правом решать все вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 42 Устава администрация МО КГО имеет определенную структуру, утверждаемую Собранием Корсаковского городского округа, в которую могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации.

Решением Собрания Корсаковского городского округа от 17.12.2009 года утверждена структура администрации Корсаковского городского округа, которую составляют четырнадцать функциональных органов администрации (департаментов, отделов, комитета по управлению имуществом) и четыре территориальных (сельские управления администрации).

Межведомственная комиссия по оценке жилья на предмет его пригодности (непригодности) к проживанию в структуру администрации не входит.

В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такой порядок установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение).

Согласно п. 3 указанного Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Отсюда видно, что межведомственная комиссия является самостоятельным органом, наделенным компетенцией по обследованию и оценке жилых помещений специальным нормативным правовым актом.

В соответствии с п. 8 этого же Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Контроль за состоянием жилого фонда, находящегося на подведомственной территории, относится к вопросам местного значения.

Для этого орган местного самоуправления создает специальную комиссию, в которую входят представители балансодержателя жилья, контролирующих органов, и другие должностные лица.

При этом разделом 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, к компетенции межведомственной комиссии отнесены обследование жилого помещения по заявлению собственника или нанимателя и его оценка на предмет пригодности (непригодности) к проживанию.

Из материалов дела видно, что постановлением мэра Корсаковского городского округа от 15 октября 2009 года № 1079 в соответствии с Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 утвержден состав межведомственной комиссии по оценке (признанию) помещений жилыми помещениями, жилого помещения непригодным для проживания, в которую вошли должностные лица администрации МО Корсаковский городской округ, а также представители БТИ, органов пожарного надзора, Роспотребнадзора, специалист МУП «Наш дом».

Таким образом, администрация МО Корсаковский городской округ создала специальный межведомственный орган по оценке жилых помещений на предмет их пригодности (непригодности) к проживанию.

Однако Положения, определяющего компетенцию этого органа, администрацией МО Корсаковский городской округ не принято.

Также администрация МО КГО не делегировала каким-либо иным способом полномочия по обследованию и оценке жилых помещений частного жилого фонда межведомственной комиссии, из чего следует, что решение вопроса об обследовании и оценке частных жилых помещений непосредственно относится к компетенции исполнительного органа местного самоуправления - администрации, для чего администрацией МО КГО может быть создана специальная комиссия, либо издано распоряжение о проведении межведомственной комиссией обследования и оценки конкретного жилого помещения, находящегося в частной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 30 января 2008 года Салынкина В.А. является собственницей квартиры, расположенной по адресу <адрес>.

20 сентября 2010 года Салынкина В.А. обратилась с заявлением на имя председателя межведомственной комиссии А., в котором просила обследовать принадлежащее ей жилое помещение на предмет его непригодности к проживанию.

Данное заявление зарегистрировано как входящее 21 сентября 2010 года и согласно резолюции на заявлении сразу передано адресату.

Из содержания письма от 5 октября 2010 года в адрес Салынкиной В.А., подписанного председателем межведомственной комиссии А., следует, что орган местного самоуправления не делегировал межведомственной комиссии полномочия по оценке соответствия частных жилых помещений установленным требованиям и по принятию решений о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания.

Согласно должностной инструкции руководителя комитета по управлению имуществом администрации МО Корсаковского городского округа, пункт 3.1 Инструкции, руководитель комитета действует без доверенности от имени комитета, действовать от имени органа местного самоуправления в силу своих должностных обязанностей он не вправе.

Кроме того, в силу постановления мэра Корсаковского городского округа от 15.10.2009 года руководитель комитета по управлению имуществом АМО КГО является председателем межведомственной комиссии по оценке жилья на предмет пригодности (непригодности) к проживанию, и вправе рассматривать заявления, адресованные председателю комиссии и давать ответы на них.

Как видно из обстоятельств дела, председатель межведомственной комиссии – председатель комитета по управлению имуществом АМО КГО А. рассмотрела заявление Салынкиной В.А. и в установленный срок дала ей ответ, что решение вопроса о пригодности (непригодности) к проживанию жилого помещения, находящегося в частной собственности заявительницы, не входит в компетенцию межведомственной комиссии, так как администрация МО Корсаковского городского округа не делегировала межведомственной комиссии такие полномочия, как того требует п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

После чего Салынкина В.А. вправе была обратиться в администрацию МО Корсаковского городского округа в лице мэра Мудровой Л.Б. и потребовать обследования принадлежащего ей жилого помещения специально созданной комиссией либо путем делегирования уже созданной межведомственной комиссии полномочий по обследованию частного жилого помещения, либо иным способом, который должен определить орган местного самоуправления.

Однако Салынкина В.А. с заявлением об обследовании своего жилого помещения в орган местного самоуправления не обращалась, вследствие чего такое заявление не рассматривалось и факта отказа администрацией МО Корсаковского городского округа в обследовании жилого помещения не было.

Поскольку Салынкина В.А. не обращалась в администрацию МО Корсаковского городского округа с заявлением о проведении органом местного самоуправления обследования её жилого помещения, у администрации МО КГО не возникло обязанности по рассмотрению этого заявления.

Доводы прокурора, участвующего в деле, о том, что отказ межведомственной комиссии в обследовании жилого помещения следует считать отказом администрации МО КГО, суд расценивает как несостоятельные, поскольку они не основаны на приведенных выше нормах закона.

Председатель межведомственной комиссии, члены межведомственной комиссии являются должностными лицами, действия которых можно обжаловать, межведомственная комиссия является органом, наделенным самостоятельной компетенцией, чьи действия (бездействие) также могут быть обжалованы в соответствии со ст. 254 ГПК РФ.

В силу п. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении спора, вытекающего из публично-правовых отношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, однако не вправе выходить за пределы заявленных требований.

В соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Разъяснение о необходимости применения этой нормы при рассмотрении споров, вытекающих из публично-правовых отношений, содержится в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Поскольку прокурор в силу ст. 45 ГПК РФ не обладает процессуальной самостоятельностью, срок, установленный для обращения в суд за защитой нарушенного права должен исчисляться с момента, когда Б. стало известно о нарушении своих прав, что имело место 12 ноября 2010 года, то есть по истечении месячного срока на рассмотрение главой муниципального образования её заявления.

То обстоятельство, что Салынкиной В.А. было понятно, что её права нарушены, усматривается из её заявления в Корсаковскую городскую прокуратуру от 15.03.2011 года.

Пропуск срока на обращение в суд также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При этом суд находит необоснованными доводы представителя администрации МО КГО о том, что прокурор не вправе обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных прав гражданина, так как предметом спора не является предоставление жилого помещения.

Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обращения в суд в защиту граждан в тех случаях, когда основанием такого обращения является обеспечение права на жилище.

Учитывая то, что обследование жилого помещения на предмет его непригодности к проживанию является необходимым условием предоставления жилого помещения согласно ст. 57 ЖК РФ, такое обращение является правомерным.

Вместе с тем отказ в удовлетворении требований прокурора не препятствует Салынкиной В.А. обратиться в орган местного самоуправления (администрацию МО Корсаковский городской округ) с заявлением об обследовании и оценке принадлежащего ей жилого помещения, а в случае отказа в удовлетворении заявления либо не получения ответа в установленный срок обжаловать в суд действие (бездействие) органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах заявление прокурора удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Корсаковского городского прокурора о признании незаконными действий администрации МО Корсаковский городской округ по отказу провести обследование жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Меркулова.

Решение вынесено в окончательной форме 11 июля 2011 года.