Решение (о признании права собственности на жилое помещение)



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 июня 2011 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе

председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой,

при секретаре А.Н. Андреевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пеньковой Л.К. к ФГУ «Анивская КЭЧ», Министерству обороны РФ, Федеральному агентству по управлению имуществом РФ, ТУ ФАУГИ по Сахалинской области о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Пеньковая Л.К. обратилась в суд с иском, в котором указала, что является нанимателем квартиры по адресу <адрес>, квартира находится в государственной собственности, наймодатель ФГУ «Анивская КЭЧ», 14.02.2011 года он обратился к наймодетелю с заявлением о передаче ему квартиры в собственность в порядке приватизации, в чем ей было отказано со ссылкой на отсутствие у ФГУ «Анивская КЭЧ» полномочий на передачу жилья в собственность граждан в порядке приватизации.

Указывает, что невозможность реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения нарушает его права.

Просит признать за ней право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>.

Представитель истицы Б. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представители ФГУ «Анивская КЭЧ», Министерства обороны РФ, Федерального агентства по управлению имуществом РФ, ТУ ФАУГИ по Сахалинской области, в судебное заседание не явились, письменных возражений против удовлетворения иска суду не заявляли.

Выслушав явившегося представителя истицы, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 6 этого же Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно типового договора найма служебного жилого помещения № 46 от 25.08.2008 года ФГУ «Анивская КЭЧ» на основании решения о предоставлении жилого помещения от 4.10.2002 года передала А. во владение и пользование жилое помещение по адресу <адрес>.

Пеньковая Л.К. является членом семьи нанимателя по указанному договору.

Данная квартира предоставлена А. на состав семьи два человека решением жилищной комиссии войсковой части от 4 октября 2002 года согласно списку распределения жилых помещений по войсковой части как служебная.

Однако постановление главы муниципального образования от 25.02.2002 года о присвоении статуса служебных ряду квартир в жилых домах военного городска с. Дачное, вынесенное согласно нормам ранее действовавшего ЖК РСФСР, отменено постановлением главы муниципального образования Корсаковского района от 20.04.2006 года, в связи с чем спорная квартира утратила статус служебной и препятствия к её приватизации отсутствуют.

Согласно свидетельства о смерти от 15 июня 2009 года, выданного отделом ЗАГС Аршальского района Акмолинской области А. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно записям в поквартирной карточке на спорную квартиру формы Б А. снят с регистрационного учета по спорной квартире в связи со смертью.

Согласно выписке из лицевого счета по спорной квартире Пеньковая Л.К. зарегистрирована и проживает в ней одна.

Таким образом, Пеньковая Л.К. имеет право на приватизацию указанной квартиры.

Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 5.02.2011 года и справки Корсаковского отделения Сахалинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 12.02.2011 года иных жилых помещений пеньковая Л.К. в собственности не имеет.

Согласно данным технического паспорта на <адрес> и инвентарной карточки учета основных средств в бюджетных учреждениях от 28.02.2011 года данный дом находится на балансе ФГУ «Анивская КЭЧ».

Однако, как видно из ответа от 14.02.2011 года на обращение Пеньковой Л.К. в ФГУ «Анивская КЭЧ» по вопросу занимаемой ею квартиры, в приватизации ей отказано в связи с тем, что ФГУ «Анивская КЭЧ» не наделена полномочиями по заключению договоров приватизации, а порядок реализации ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» Министерством обороны РФ до настоящего времени не определен.

Ответчиком ФГУ «Анивская КЭЧ» представлено Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 6 января 2004 года, согласно которому за ФГУ «Анивская КЭЧ» на праве оперативного управления закреплено имущество согласно прилагаемого перечня.

Пунктом 2 указанного распоряжения на «ФГУ «Анивская КЭЧ» также возложена обязанность по регистрации права оперативного управления на закрепленное имущество.

В данный перечень, являющийся приложением к Распоряжению , входят жилые дома, в том числе под жилой дом в <адрес> под инвентарным номером 155.

Жилой дом в <адрес> указан в списке объектов недвижимости и земельных участков, закрепленных на праве оперативного управления за ФГУ «Анивская КЭЧ» согласно письма руководителя ТУ ФАУГИ по Сахалинской области от 24.11.2009 года под реестровым номером .

Однако согласно уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 13.04.2011 года и права на спорное жилое помещение в <адрес> и на сам дом ни за кем не зарегистрированы.

В соответствии с п. 3, 4 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» на Министерство обороны РФ возложены функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

С этой целью в п. 2 указанного Постановления приведен перечень полномочий, который однако не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации.

Более того, этот перечень вообще не предусматривает полномочий МО РФ по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц.

В связи с этим Министерство обороны РФ или созданные им органы не вправе передавать жилые помещения в собственность граждан в порядке приватизации, поскольку органы, в чью компетенцию входит передача жилых помещений в порядке приватизации, до настоящего времени не определены.

При этом следует учесть, что в порядке подготовки дела к слушанию перед Министерством обороны РФ, ФГУ «Управление ДВО» был поставлен вопрос о том, какой орган или юридическое лицо уполномочены на заключение договоров приватизации жилых помещений с гражданами.

Возражений против иска ответчиками не заявлено, сведений о наличии такого уполномоченного органа суду не представлено.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (ранее Минимущество), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5.06.2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах".

Таким образом, ФАУГИ является единственным органом исполнительной власти, уполномоченным на отчуждение имущества, находящегося в федеральной собственности, а также на распоряжение государственным федеральным имуществом иными способами, в том числе на передачу этого имущества в оперативное управление.

Указанное полномочие реализовано ФАУГИ путем передачи жилого фонда Министерства обороны РФ ФГУ «Анивская КЭЧ» в оперативное управление.

Между тем, вышеуказанным Распоряжением Минимущества РФ от 6.01.2004 года не установлено право ФГУ «Анивская КЭЧ» на отчуждение жилых помещений, переданных ФГУ на праве оперативного управления, в собственность граждан в порядке приватизации.

В соответствии с п. 3.4 устава ФГУ «Анивская КЭЧ» учреждение не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.

Отсюда следует, что ФГУ «Анивская КЭЧ» не является уполномоченным собственником жилого фонда лицом, которое вправе передавать жилые помещения гражданам в порядке приватизации.

Данное обстоятельство послужило причиной отказа истице в передаче квартиры в собственность бесплатно.

Таким образом, отсутствует лицо, в установленном порядке наделенное собственником полномочиями по передаче жилых помещений Министерства обороны РФ в собственность граждан.

Однако отсутствие такого, уполномоченного на заключение договора передачи жилого помещения в собственность граждан в установленном порядке лица не может служить препятствием для реализации гражданами своих прав, установленных федеральным законом.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пеньковой Л.К. удовлетворить.

Признать право собственности Пеньковой Л.К. на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Меркулова.

Решение вынесено в окончательной форме 14 июня 2011 года.