Решение (об оспаривании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2011 года город Корсаков Сахалинской области

Корсаковский городской суд

под председательством судьи Т.Ю.Беспаловой,

при секретаре Е.С.Клейменовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЛЫСЕНКО Ю.В. к Соловьевскому управлению администрации Корсаковского городского округа об оспаривании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

у с т а н о в и л:

Лысенко Ю. В. с 24 мая 2005 г. проходил службу в Управлении внутренних дел Сахалинской области в должности лейтенанта милиции, принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и относится к категории ветеранов боевых действий.

Распоряжением Соловьевского управления Корсаковского городского округа от 17 июня 2011 г. № 22-р отказано в признании Лысенко Ю. В. малоимущим в целях предоставления ему по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда на территории Соловьевского управления.

25 августа 2011 года Лысенко Ю. В. обратился в суд с иском, в котором просит признать отказ Соловьевского управления администрации Корсаковского городского округа в принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении необоснованным и обязать Соловьевское управление администрации Корсаковского городского округа поставить его на учет нуждающихся в жилом помещении.

В обоснование своих требований Лысенко Ю. В. указал, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета без признания его малоимущим.

В судебном заседании Лысенко Ю. В. и его представитель Першин А. С. доводы, изложенные в заявлении, поддержали и настаивали на его удовлетворении.

Соловьевское управление администрации Корсаковского городского округа просило рассматривать дело в отсутствие своего представителя, направило письменные отзыв, в котором требования Лысенко Ю. В. не признало.

Выслушав объяснения заявителя и его представителя, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся, в частности, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации (статья 28 Федерального закона «О ветеранах»).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки – обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается в числе основных прав и свобод человека и гражданина.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2).

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном данным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, по общему правилу для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Российской Федерации возможно при установлении в Федеральном законе права определенной категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.

До 1 января 2005 года ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. По действующему до того времени Жилищному кодексу РСФСР для постановки указанной категории граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 1 января 2005 года Федеральным законом «О ветеранах» правила обеспечения жилыми помещениями ветеранов боевых действий изменены – ветераны боевых действий, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно: Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты.

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения ветеранов боевых действий жилыми помещениями по договору социального найма, после 1 января 2005 г. принятие их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий производится на общих основаниях, то есть в случае признания их малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Как следует из материалов дела, 31 августа 2008 г. Лысенко Ю. В. выдано удостоверение ветерана боевых действий, подтверждающее его права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».

26 мая 2011 г. он обратился в Соловьевское управление администрации Корсаковского городского округа с заявлением о признании его и членов его семьи малоимущими в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в селе Соловьевка, Корсаковского района.

Законом Сахалинской области от 16 декабря 2005 года № 97-ЗО урегулирован порядок определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно статье 4 части 7 названного Закона Сахалинской области допускается отказ в признании граждан малоимущими в случае, если:

1)                                  не представлены документы, предусмотренные частью 5 данной статьи;

2)                                  документы, представленные гражданином, не подтверждают статус малоимущего;

3)                                  сведения, указанные в документах, предусмотренных частью 5 данной статьи, являются недостоверными.

Орган местного самоуправления в течение 15 дней с момента подачи документов сообщает заявителю о принятом решении (статья 4 часть 8).

Распоряжением Соловьевского управления администрации Корсаковского городского округа от 17 июня 2011 г. № 22-р Лысенко Ю. В. отказано в признании малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в селе Соловьевка, Корсаковского района на основании пункта 2 части 7 статьи 4 Закона Сахалинской области от 16 декабря 2005 года № 97-ЗО «О порядке определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», поскольку представленные им документы не подтверждают статус малоимущего. Стоимость имущества, принадлежащего семье и денежные средства, которые семья способна, исходя из своих доходов, накопить за период накопления, больше рыночной стоимости жилого помещения, размер которого определен исходя из нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма.

Названное распоряжение Лысенко Ю. В. не оспаривается.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения от 09 апреля 2002 года № 123-О, от 04 марта 2004 года № 80-О, от 15 июля 2010 года № 955-О, от 25 ноября 2010 года № 1543-О-О, от 12 апреля 2011 года № 551-О-О и другие). Это в полной мере относится и к установлению нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условий реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2009 года № 376-О-П, от 03 ноября 2009 года № 1368-О-О, от 23 марта 2010 года № 331-О-О и другие).

Таким образом, поскольку Лысенко Ю. В. не признан в установленном порядке малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, отсутствуют основания для постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах отказ Соловьевского управления администрации Корсаковского городского округа в принятии Лысенко Ю. В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении признается совершенным в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления и права либо свободы заявителя не нарушает.

В силу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления и права либо свободы заявителя не были нарушены.

Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Лысенко Ю.В. в удовлетворении заявления ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней после принятия в окончательной форме.

Судья Т. Ю. Беспалова

Решение в окончательной форме принято 07 сентября 2011 года.