Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 августа 2011 года город Корсаков Сахалинской области Корсаковский городской суд под председательством судьи Т.Ю.Беспаловой, при секретаре Е.С.Клейменовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску САЛЫНКИНОЙ В.А. к администрации Корсаковского городского округа, финансовому управлению администрации Корсаковского городского округа и Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Корсаковского городского округа (далее – Управление по делам ГО и ЧС) о возмещении материального и компенсации морального вреда, у с т а н о в и л: В период с 27 июля 2010 г. по 31 июля 2010 г. территория Корсаковского городского округа подверглась воздействию циклона, принесшего ливневые дожди. В течение этого времени выпала в среднем двухмесячная норма осадков, в результате чего произошло подтопление жилых домов и других объектов, расположенных в районе улиц города: Гвардейской, Речной, Толстого, Крутой, Овражной, Вокзальной, Окружной, Свердлова, Приречной, Авиационной. Попала в зону подтопления и однокомнатная квартира Салынкиной В. А., принадлежащая ей на праве собственности, расположенная в шестиквартирном одноэтажном доме по адресу: <адрес>. Пострадало имущество истца. 02 декабря 2010 г. Салынкина В. А. обратилась к администрации Корсаковского городского округа с иском о взыскании в возмещение имущественного вреда 320792,40 руб. и компенсации морального вреда в размере 100000 руб. В обоснование своих требований указала, что вред имуществу был причинен не столько последствиями циклона, сколько бездействием органов местного самоуправления в части оповещения и оказания помощи населению. Ее квартира, в которой она проживает вместе со взрослой дочерью, оказалась затопленной на полметра, вся новая мебель и личные вещи после нахождения в воде пришли в негодность. Ремонт квартиры, который делали более двух лет и на который шли все заработанные средства, требует полной переделки, поскольку все конструкции крепились на пол, а пол нужно менять. Соответствующую претензию с предложением добровольного удовлетворения требований она направляла в администрацию Корсаковского городского округа, но ответа не получила. Кроме имущественного вреда был причинен вред здоровью, поскольку среди ночи она с дочерью оказалась фактически раздетыми и разутыми на улице, где находились до утра, потом с мокрыми ногами пытались спасти хоть какие-то вещи. С тех пор у нее стали болеть ноги. Решением Корсаковского городского суда от 27 апреля 2011 г. иск был удовлетворен частично – за счет казны муниципального образования «Корсаковский городской округ» в пользу Салынкиной В. А. были взысканы убытки в размере 7764 руб. и компенсация морального вреда в размере 10000 руб. – всего: 17764 руб. 19 июля 2011 г. решение Корсаковского городского суда отменено судебной коллегией по гражданским делам Сахалинского областного суда, дело направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела Салынкина В. А. уменьшила исковые требования в части взыскания имущественного вреда до 233134 руб., на взыскании компенсации морального вреда настаивала в прежнем размере. Представитель истца Макарова К. Ю. измененные исковые требования поддержала и настаивала на их полном удовлетворении. Представитель администрации Корсаковского городского округа Б. иск не признал, ссылаясь на то, что администрация является ненадлежащим ответчиком; вопросами информирования населения и ликвидации последствий стихийных бедствий занимается Управление по делам ГО и ЧС; население было предупреждено о возможном наводнении через областные средства массовой информации (по радио и телевидению), а также через сеть Интернета. Представитель финансового управления администрации Корсаковского городского округа, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, А. иск не признал, считает, что вина ответчиков в причинении вреда истцу отсутствует. Представитель Управления по делам ГО и ЧС, также привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, Хрусталев А. В. с иском не согласен по мотивам, изложенным представителем администрации Корсаковского городского округа. Выслушав объяснения истца, ее представителя, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. От имени казны муниципального образования выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником, при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Как установлено судом, и подтверждено материалами дела, 28 декабря 2007 г. Салынкина В. А. купила однокомнатную <адрес> одноэтажном <адрес> в г. Корсакове, расположенную на берегу реки Корсаковки, примерно в 15 метрах от русла. 30 января 2008 г. получила свидетельство № о государственной регистрации права собственности на указанную жилую площадь. С 22 февраля 2008 г. зарегистрировалась по месту жительства на данной жилой площади вместе со своей дочерью. С 2008 г. по 2011 г. Салынкина В. А. производила ремонт квартиры, в том числе: утепляла стены и пол, клеила обои, установила пластиковые окна, систему «теплый пол» на веранде, купила новую мебель. 28 июля 2010 г. в 08:55 Главным управлением МЧС России по Сахалинской области на имя мэра города и района поступило экстренной предупреждение о возможном возникновении чрезвычайной ситуации вечером 28 июля 2010 г. и ночью 29 июля 2010 г. на территории муниципального образования «Корсаковский городской округ» в связи с ожидающимся очень сильным дождем (более 30 мм), подъемом воды на 1,0 – 2,0 м, выходом воды на пойму. Главе муниципального образования было рекомендовано принять следующие меры: 1. установить постоянный контроль за обстановкой на территории муниципального образования на прогнозируемый период; 2. оповестить жителей населенных пунктов, напомнить правила поведения при чрезвычайной ситуации; 3. довести экстренное предупреждение до руководителей предприятий и организаций и установить контроль за выполнением предупредительных мероприятий; 4. уточнить план действий, состав сил и средств, привлекаемых к ликвидации возможной чрезвычайной ситуации; 5. довести экстренное предупреждение до Центральной районной больницы муниципального образования; 6. усилить дежурно-диспетчерские службы муниципального образования; 7. организовать работу оперативных штабов муниципального образования; 8. при ухудшении обстановки принимать решение об ограничении пассажирского движения по автомобильным дорогам муниципального образования, выезда техники с территории подведомственных объектов. О готовности сил и средств звеньев Сахалинской территориальной подсистемы РСЧС предложено доложить письменно ЦУКС МЧС России по Сахалинской области через оперативного дежурного до 18:00 28 июля 2010 г. (л. д. 210 -213). Доказательств выполнения перечисленных мероприятий или иных мер администрацией Корсаковского городского округа не представлено. При этом представитель администрации пояснил, что данное экстренное предупреждение было передано в Управление по делам ГО и ЧС, а население проинформировано через областные средства массовой информации и Интернет. Представитель Управления по делам ГО и ЧС пояснил, что экстренное предупреждение получили из администрации Корсаковского городского округа 28 июля 2010 г. в 17:00. Только 29 июля 2010 г., когда уже были подтоплены жилые дома и объекты, расположенные на улицах города, в том числе на улице Гвардейской, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Корсаковского городского округа, возглавляемая мэром, приняла решение о вводе ограничений движения автомобильного транспорта с 22:00 часов 29 июля 2010 г. до 06:00 часов 30 июля 2010 г. на улицах города, в том числе на улице Гвардейской. 30 июля 2010 г. мэром Корсаковского городского округа было подписано распоряжение № 56 «О введении режима функционирования «чрезвычайной ситуация» вследствие циклона, прошедшего 28-30 июля 2010 г.». По существу речь уже шла о ликвидации последствий циклона, а не о предупреждении возможных последствий. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Уставом муниципального образования «Корсаковский городской округ» (принят Решением районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 29 января 2009 г., зарегистрирован в Управлении Минюста Российской Федерации по Сахалинской области 18 февраля 2009 г.) к компетенции администрации Корсаковского городского округа отнесены вопросы: участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности (статья 43). Согласно Положению об Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Корсаковского городского округа, утвержденному постановлением мэра Корсаковского городского округа от 13 апреля 2009 г. № 347, Управление по делам ГО и ЧС является специально уполномоченным органом администрации Корсаковского городского округа для решения задач гражданской обороны, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в границах Корсаковского городского округа. Основными задачами Управления по делам ГО и ЧС являются: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Корсаковского городского округа; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории Корсаковского городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности; организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории Корсаковского городского округа и др. Одними из основных функций Управления по делам ГО и ЧС являются: оповещение подчиненных подразделений, органов местного самоуправления, организаций, а также информирование населения об угрозе (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации. За своевременное и качественное выполнение возложенных задач и функций персональную ответственность несет начальник и работники Управления по делам ГО и ЧС (пункты 1.1, 2.1, 3.5, 3.6, 5.1, 5.2). 28 июля 2010 г. Управление по делам ГО и ЧС разослало штормовое предупреждение в сельские округа, на предприятия, учреждения и организации. В нарушение своих обязанностей ни администрация Корсаковского городского округа, ни Управление по делам ГО и ЧС не проинформировали население Корсаковского городского округа об угрозе подтопления жилых домов в период прохождения циклона с 27 июля 2010 г. по 29 июля 2010 г., тем самым проявили бездействие. К такому же выводу пришла Корсаковская городская прокуратура, направившая 27 августа 2010 г. мэру Корсаковского городского округа представление об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также временная депутатская комиссия по расследованию фактов массового затопления в Корсаковском городском округе жилых домов в период чрезвычайных ливневых осадков 29 июля 2010 г. и мерах поддержки пострадавшего населения. Салынкиной В. А. пришлось своими силами бороться со стихийным бедствием. С ее слов, 29 июля 2010 г. в 21:00 час вода стала резко поступать в квартиру, она с дочерью успела только схватить документы и выбежать. Вернуться домой, чтобы спасти какое-нибудь имущество, не могла, так как вода залила электрические розетки, из-за этого «било током». Им пришлось добраться до ближайшего магазина, на крыльце которого под козырьком они простояли до 04:00 утра. Никаких спасателей все это время не было. Помощь предлагали такие же, как они пострадавшие, выезжавшие из зоны подтопления на личных машинах. Из актов обследования технического состояния <адрес> видно, что жилое помещение расположено в неблагоустроенном жилом шестиквартирном доме барачного типа, 1968 года постройки. Из-за разлива речки Корсаковки во время прохождения циклона произошло подтопление квартиры, в результате чего намок линолеум, древесно-стружечная плита, диван, кресла, шкаф-купе и стенка в нижнем основании, швейная машинка стояла в воде. Вся мебель была новая. В кухне на кафельной плитке и в комнате на обоях на расстоянии 50 см от пола имелись влажные желтые разводы. Пришла в негодность электрическая система «теплый пол». Уровень воды внутри квартиры составил 50 см (л. д. 10 – 11). Бездействие администрации Корсаковского городского округа и Управления по делам ГО и ЧС, выразившееся в не информировании населения об угрозе подтопления жилых домов, привело к увеличению размера вреда, причиненного Салынкиной В. А., поскольку в случае заблаговременного получения предупреждения она с дочерью смогла бы поднять мебель, бензопилу, швейную машинку на безопасную высоту. Суд признает администрацию Корсаковского городского округа и Управление по делам ГО и ЧС надлежащими ответчиками по делу, обязанными возместить вред в равном объеме. Создание в муниципальном образовании «Корсаковский городской округ» Управления по делам ГО и ЧС не освобождает администрацию Корсаковского городского округа от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сумма возмещения вреда, взысканная с администрации муниципального образования Корсаковского городского округа, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования Корсаковского городского округа, от имени которой выступает финансовое управление Корсаковского городского округа. Согласно отчету № об определении рыночной стоимости поврежденного имущества, составленному индивидуальным предпринимателем Г., остаточная стоимость шкафа-купе, дивана «Браво», витрины «НКМ Элегия 13» и бензопилы составляет 51387 рублей. Эту сумму истец просит взыскать в возмещение вреда от порчи имущества. Однако, перечисленное имущество, как указано в отчете, находится в хорошем состоянии. О том, что оно непригодно к эксплуатации, доказательств не имеется, произвести ремонт бензопилы в ООО «<...>» не смогли из-за отсутствия в данной ремонтной мастерской запасных частей. Вред в данном случае выражается в потере потребительских свойств мебели и бензопилы, который оценщик установил в 10 % рыночной стоимости. Исходя из данных, приведенных в отчете оценщика, вред (убытки), причиненный истцу, который можно было предотвратить, составляет: 51387 рублей – 10 % = 5138,70 рублей. На ремонт швейной машинки истец затратила 2000 руб. и 500 руб. на составления справки-заключения. Эти расходы также подлежат возмещению за счет ответчиков, как необходимые. В части взыскания стоимости восстановительного ремонта квартиры суд отказывает в иске, поскольку подтопление жилого дома произошло в результате стихийного бедствия, и даже в случае заблаговременного предупреждения о возможном наводнении предотвратить попадание воды в дом предотвратить было невозможно. Вина ответчиков в данном случае отсутствует, следовательно, оснований для привлечения их к гражданско-правовой ответственности в этой части не имеется. Выход из строя системы «теплый пол», согласно Акту технического состояния квартиры от 02 августа 2010 г. и отчету об определении рыночной стоимости восстановительного ремонта квартиры, обусловлен подтоплением. Доказательств того, что система «теплый пол» пришла в негодность из-за того, что в период наводнения не было возможности ее отключить от электропитания, поэтому она перегорела, не имеется. Доводы Салынкиной В. А. о том, что наводнение произошло из-за санкционированного принудительного сброса воды из городского водохранилища, суд признает несостоятельными. Для выяснения данного вопроса был допрошен в качестве специалиста исполняющий обязанности директора муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корсакова» Д., который пояснил, что с 27 по 30 июля 2010 г. выпало большое количество осадков, такого не было последние пять лет, из-за этого произошло подтопление жилых домов. Никакого принудительного сброса воды из водохранилища не было и не могло быть, так как это невозможно по техническим причинам - никаких заслонок там нет. Имеется на случай перелива один водосток, по которому вода автоматически поступает в реку Корсаковка. Перелив – это штатная ситуация, возникающая ежегодно во время весеннего таяния снега. Показания специалиста объективно подтверждаются схемой забора воды на водохранилище и сведениями из Сахалинского управления Ростехнадзора о том, что неправомерных или умышленных действий со стороны должностных лиц ООО «Водоканал города Корсакова» по сбросу воды из водохранилища в створах рек Узкая, Талая, ручья Безымянного в реку Корсаковка не выявлено; сток воды из водохранилища при превышении форсированного уровня производится автоматически по гидротехническому сооружению – водосбросному лотку. Назначение водосбросного лотка – выполнение защитных функций от перелива воды через плотину и, как следствие, от ее разрушения. Кроме имущественного вреда истцу были причинены физические и нравственные страдания, связанные с тем, что поздно вечером она вынуждена была экстренно покинуть жилище, провести почти всю ночь на улице под дождем, не имея возможности обогреться, высушить одежду. Моральный вред также подлежит частичному возмещению ответчиками на основании статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает степень вины ответчиков, которые не исполнили свои прямые обязанности и не предупредили об угрозе наводнения, чтобы можно было к нему подготовиться, не напомнили правила поведения при чрезвычайной ситуации, не пришли на помощь во время наводнения; степень нравственных и физических страданий истца, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также то, что основная причина страданий вызвана стихийным бедствием, и администрация Корсаковского городского округа оказала Салынкиной В. А. единовременную материальную помощь за утраченное (поврежденное) имущество в размере 10000 руб. С учетом данных обстоятельств размер компенсации морального вреда суд устанавливает в сумме 50000 руб. (по 25000 руб. с каждого ответчика). Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Иск Салынкиной В.А. удовлетворить частично. Взыскать с финансового управления администрации Корсаковского городского округа за счет казны муниципального образования Корсаковского городского округа в пользу Салынкиной В.А. в возмещение имущественного вреда 3819,35 рублей и компенсацию морального вреда в размере 25000 рублей – всего: 28819 (двадцать восемь тысяч восемьсот девятнадцать) рублей 35 копеек. Взыскать с Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Корсаковского городского округа в пользу Салынкиной В.А. в возмещение имущественного вреда 3819,35 рублей и компенсацию морального вреда в размере 25000 рублей – всего: 28819 (двадцать восемь тысяч восемьсот девятнадцать) рублей 35 копеек. В части взыскания стоимости восстановительного ремонта квартиры Салынкиной В.А. в удовлетворении иска отказать. Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней после принятия в окончательной форме. Судья Т. Ю. Беспалова Решение в окончательной форме принято 29 августа 2011 года.