Решение (о внеочередном предоставлении жилого помещения)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2011 года г. Корсаков Сахалинской области

Корсаковский городской суд сахалинской области в составе

председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой,

при секретаре А.Н. Андреевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пучковой Н.Н., Пучковой Н.С., Яковлева Е.А., Заварзиной Ю.В. к администрации МО Корсаковского городского округа о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

29 апреля 2011 года Пучкова Н.Н., Пучкова Н.С., Яковлева Е.А., Заварзина Ю.В. обратились в суд с иском к администрации МО КГО, в котором просили обязать ответчика предоставить им вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в границах города Корсакова Сахалинской области по договору социального найма, общей площадью не менее 33.3 квадратных метров.

В обоснование своих требований заявители указывают, Пучкова Н.Н. является нанимателем квартиры <адрес> в городе Корсакове, общей площадью 33.3 квадратных метра. С нею вместе зарегистрированы и проживают Пучкова Н.С., Яковлева Е.А., Заварзина Ю.В. и А.

Указанная квартира обследована межведомственной комиссией и признана непригодной для проживания.

Однако до настоящего времени, истцам равноценное благоустроенное жилое помещение ответчиком не предоставлено.

В судебном заседании Яковлев Е.А. и представитель истцов адвокат Дутенгефнер И.Г. поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика Кротова О.А. в судебном заседании иск не признала, указала на то, что истцы не встали на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений во внеочередном порядке.

Изучив материалы дела, заслушав мнение лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

- ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

- определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

- признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

С соответствии с. ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Данная норма указывает на незамедлительное предоставление жилого помещения после возникновения соответствующего субъективного права данной категории лиц на получение жилого помещения вне очереди.

Кроме того, данная норма устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке в случае признания занимаемого нанимателем жилого помещения непригодным для проживания в установленном порядке.

Такой порядок установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47.

Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 33 Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Кроме того, данное положение, устанавливает не только порядок но и основания при которых жилое помещение признается пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирные дома подлежат сносу.

В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Из анализа данных норм ЖК РФ следует, что при признании жилого помещения не пригодным для проживания, граждане выселяются из него с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, а в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ граждане, поставленные в категорию лиц на предоставление жилого помещения в не очереди, выселяются незамедлительно с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.

В силу ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, данная обязанность возложена на орган местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием жилого помещения не пригодным для проживания.

Таким образом, поскольку жилое помещение предоставляется во внеочередном порядке в связи с признанием его не пригодным к проживанию, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.

Из материалов дела следует, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, Пучкова Н.Ю. является нанимателем квартиры жилой площадью 24.9 квадратных метра, расположенной по адресу <адрес>.

Данная квартира общей площадью 33,3 кв.м согласно выписке из Реестра муниципальной собственности от 18.05.2011 года является муниципальной собственностью.

Согласно домовой книги, по указанному адресу вместе с ней зарегистрированы внучка- Пучкова Н.С., сын – Яковлев Е.А., дочь – Заварзина Ю.В. и внук – А.

Данное обстоятельство подтверждается поквартирными карточками на указанную квартиру.

Актом обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года расположенного по адресу <адрес>, установлено, что данное жилое помещение, является двухкомнатным, расположено в одноэтажном пятиквартирном доме, фундамент – деревянные стулья, стены – каркасно – засыпные, крыша – шифер. Помещение неблагоустроенное: без централизованных инженерных систем, отсутствует водопровод и канализированная уборная. Отопление печное. При обследовании установлено: жилое помещение имеет деформации фундамента, стен, несущих конструкций.

Как следует из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года , указанное жилое помещение является непригодным для проживания на основании п. ЗЗ вышеуказанного Положения.

Таким образом, из указанных документов следует, что с момента признания вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания, у органа местного самоуправления возникла обязанность по предоставлению истцам равноценного благоустроенного помещения.

Однако, как следует из иска, до настоящего времени эта обязанность ответчиком не исполнена.

Доказательств обратного представителем ответчика суду не представлено.

Доводы представителя ответчика о том, что истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут быть приняты судом во внимание.

Согласно выписке из протокола заседания администрации и профкома профсоюза работников просвещения от ДД.ММ.ГГГГ Пучковой Н.Н., её мужу Б., сыну Яковлеву Жене, дочери Пучковой Юле, ранее проживавшим по адресу <адрес>, в составе членов семьи нанимателя другого жилого помещения, в связи с недостаточностью жилой площади предоставлена квартира по адресу <адрес>, при этом указанные граждане оставлены в списке на получение благоустроенного жилья в связи с недостаточной жилой площадью и в этой, предоставленной квартире.

На основании указанного документа решением исполкома Корсаковского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно которому Пучкова Н.Н., Б., Яковлев Е.А., В. состоят в очереди на улучшение жилищных условий с 1981 года.

Таким образом, право на получение жилья, соответствующего установленным нормам, по договору социального найма возникло у истцов до введения в действие Жилищного кодекса РФ и до настоящего времени не реализовано.

Отсутствие заявлений истцов и не включение их в список внеочередников не препятствуют осуществлению истцами права требовать предоставления жилья в судебном порядке.

При таких обстоятельствах право истцов на немедленное получение жилого помещения нарушено, в связи с чем оно подлежит восстановлению.

Таким образом, суд считает, что поскольку обязанность по предоставлении жилого помещения истцам, ответчиком не исполнена, заявителям должно быть предоставлено равноценное жилое помещение первоначально представленное заявителям для проживания то есть 33,3 кв.м.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пучковой Н.Н., Пучковой Н.С., Яковлева Е.А., Заварзиной Ю.В. к администрации МО Корсаковского городского округа о внеочередном предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Корсаковский городской округ предоставить Пучковой Н.Н., Пучковой Н.С., Яковлева Е.А., Заварзиной Ю.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в границах города Корсакова Сахалинской области по договору социального найма, общей площадью не менее 33,3 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Меркулова.

Решение вынесено в окончательной форме 2 июня 2011 года.