Дело № 2- 1231/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 октября 2011 года г.Корсаков Корсаковский городской суд Сахалинской области под председательством судьи Л.Ф.Шустовой, при секретаре Т.А.Чайка, с участием: прокурора К.В. Беломаз, представителя Собрания Корсаковского городского округа А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корсаковского городского прокурора об оспаривании части 9 статьи 45 Устава Корсаковского городского округа, У С Т А Н О В И Л : Устав муниципального образования «Корсаковский городской округ Сахалинской области»(далее Устав Корсаковского городского округа) принят решением районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 29 января 2009 года № 110, зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции по Сахалинской области 18 февраля 2009 года № RU 653050002009001, официально опубликован в средствах массовой информации. Частью 9 статьи 45 Устава Корсаковского городского округа об Избирательной комиссии Корсаковского городского округа предусматривалось, что формирование избирательной комиссии городского округа осуществляется Собранием на основании предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Сахалинской областной Думе, иных общественных объединений, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии городского округа предыдущего состава, Избирательной комиссии Сахалинской области. На основании решения Собрания Корсаковского городского округа от 22 декабря 2010 года № 26 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования "Корсаковский городской округ" Сахалинской области" (Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Сахалинской области 27.01.2011 N RU 653050002011001) часть 9 статьи 45 Устава Корсаковского городского округа изложена в новой редакции: Формирование избирательной комиссии городского округа осуществляется Собранием на основании предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Сахалинской областной Думе, а также которым переданы депутатские мандаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Сахалинской областной Думы, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии городского округа предыдущего состава, избирательной комиссии Сахалинской области. Корсаковский городской прокурор 05 сентября 2011 года обратился в суд с заявлением о признании части 9 статьи 45 Устава Корсаковского городского округа противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления в силу Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года в редакции Федеральных законов № 93-ФЗ от 21 июля 2005 года, № 94-ФЗ от 12 мая 2009 года, № 63-ФЗ от 22 апреля 2010 года. В обоснование заявления указано, что часть 9 статьи 45 Устава Корсаковского городского округа не предусматривает участие в формировании избирательной комиссии Корсаковского городского округа списков кандидатов, получивших менее 7, но не менее 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенных к распределению депутатских мандатов, которым передается один депутатский мандат, что противоречит части 1 статьи 22 и пункту 17 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также пункту 9-1 статьи 73 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года № 35-ЗО «О муниципальных выборах в Сахалинской области». Кроме того, как указал прокурор, часть 9 статьи 45 Устава Корсаковского городского округа не предусматривает формирование избирательной комиссии Корсаковского городского округа на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений, тогда как пункт «в» части 1 статьи 26 Федерального закона «О политических партиях» предусматривает право политических партий участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 27 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает право общественного объединения участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными законами, выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Оспариваемой частью Устава Корсаковского городского округа, по мнению прокурора, нарушаются права политических партий, получивших менее 7, но не менее 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенных к распределению депутатских мандатов, других политических партий и граждан, вступивших в общественные объединения и желающих участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации. В судебном заседании, участвующий в деле прокурор Беломаз К.В., поддержав заявление по изложенным в нем основаниям, уточнила заявленные требования, просила признать часть 9 статьи 45 Устава муниципального образования «Коросаковский городской округ» Сахалинской области, принятого решением районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 29 января 2009 года № 110, противоречащей федеральному закону и недействующей со дня вступления в законную силу Федерального закона № 63-ФЗ от 22 апреля 2010 года, то есть с 27 мая 2010 года. Представитель Собрания Корсаковского городского округа А., действующая на основании доверенности, представила письменный отзыв на заявление, в котором заместитель председателя Собрания Корсаковского городского округа Б. не возражает против требований, предъявленных Корсаковским городским прокурором. При этом отмечает, что публичные слушания по внесению изменений и дополнений в Устав, одобренных рядом решений 24-го заседания Собрания Корсаковского городского округа от 06 сентября 2011 года, назначены на 21 октября 2011 года, на которых могут быть рассмотрены требования прокурора с соблюдением соответствующих процедур. Собранием Корсаковского городского округа принимаются все необходимые меры в целях устранения указанного противоречия в Уставе и приведения части 9 статьи 45 Устава в соответствие с действующим законодательством. Просит перенести рассмотрение дела и назначить судебное заседание после проведения публичных слушаний по внесению изменений и дополнений в Устав. Представитель Администрации Корсаковского городского округа, надлежаще извещенной о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93 ФЗ, действующей на момент принятия Устава Корсаковского городского округа, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном(представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений. Таким образом, на момент принятия Устава Корсаковского городского округа оспариваемая прокурором часть 9 статьи 45 Устава не противоречила приведенному Закону. На основании пункта «а» части 1 статьи 3 Федерального закона от 12.05.2009 N 94-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации" в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" внесены изменения в статье 22: в пункте 1 слова "иных общественных объединений" исключены, пункт дополнен предложением следующего содержания: "Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), других политических партий и иных общественных объединений. Из изложенного следует, что содержание оспариваемой прокурором части 9 статьи 45 Устава Корсаковского городского округа вступило в противоречие с действующим законодательством с принятием Федерального закона от 12.05.2009 N 94-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации", имеющего большую юридическую силу. Федеральным законом от 22.04.2010 N 63-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации" в статье 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в пункте 1 слова "других политических партий и иных общественных объединений" заменены словами "политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений". Согласно пункту 17 статьи 35 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если установленный законом субъекта Российской Федерации необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации минимальный процент голосов избирателей превышает 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, этим законом должна предусматриваться передача депутатских мандатов спискам кандидатов, получившим менее установленного минимального процента, но не менее 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации каждому такому списку кандидатов передается один депутатский мандат. Данное положение не применяется, если установленный законом субъекта Российской Федерации указанный минимальный процент составляет 5 и менее процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании(п. 17 введен Федеральным законом от 22.04.2010 N 63-ФЗ). Частью 9-1 ст. 73 Закона Сахалинской области от 28.04.2008 N 35-ЗО (ред. от 30.06.2011) "О муниципальных выборах в Сахалинской области" (принят Сахалинской областной Думой 17.04.2008) определено, что к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, за исключением случая, предусмотренного частью 9-2 настоящей статьи. Действующей в настоящее время частью 1 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 22.04.2010 N 63-ФЗ), предусмотрено, что избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений. Часть 2 названной статьи уточняет, что избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования. Частью 1 статьи 82.1, Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрена передача депутатских мандатов федеральным спискам кандидатов, получившим менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов. Как обоснованно указано прокурором в заявлении и не оспаривается Собранием Корсаковского городского округа, часть 9 статьи 45 Устава Корсаковского округа противоречит приведенным нормам и не предусматривает участие в формировании избирательной комиссии Корсаковского городского округа списков кандидатов, получивших менее 7, но не менее 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенных к распределению депутатских мандатов, которым передается один депутатский мандат. Не соответствует оспариваемая часть Устава действующему законодательству и в том, что не предусматривает формирование избирательной комиссии Корсаковского городского округа на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений. Так из положений Федерального закона "Об общественных объединениях" (статья 27) в их взаимосвязи с положениями избирательных законов, законов о референдумах и других следует, что в установленных ими порядке и пределах общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, и при отсутствии статуса политической партии в том виде, как он определен Федеральным законом "О политических партиях", имеют большую часть тех же прав, что и политические партии: право участвовать в подготовке выборов и референдумов, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в выработке их решений, представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Для осуществления уставных целей эти общественные объединения вправе учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность, свободно распространять информацию о своей деятельности, осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные федеральным законодательством об общественных объединениях. Как указано в примечании к статье 22 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", положения статьи 22 в редакции Федерального закона от 22.04.2010 N 63-ФЗ, применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу указанного Федерального закона, и референдумов, инициатива проведения которых выдвинута после дня вступления в силу Федерального закона от 22.04.2010 N 63-ФЗ. Следовательно, часть 9 статьи 45 Устава Корсаковского городского округа подлежит признанию недействующей со дня вступления в законную силу Федерального закона № 63-ФЗ от 22 апреля 2010 года «О внесении измений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации», а именно с 27 мая 2010 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Заявление Корсаковского городского прокурора удовлетворить. Признать часть 9 статьи 45 Устава муниципального образования «Коросаковский городской округ» Сахалинской области, принятого решением районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 29 января 2009 года № 110, противоречащей федеральному закону и недействующей с 27 мая 2010 года. Решение может быть обжаловано в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение 10 дней после его вынесения в окончательной форме. Судья Л.Ф.Шустова Решение в окончательной форме вынесено: 07 октября 2011 года. Судья Л.Ф.Шустова