Дело № 2-1236/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 сентября 2011 года г.Корсаков Корсаковский городской суд Сахалинской области под председательством судьи Л.Ф.Шустовой, при секретаре Т.А.Чайка, с участием представителей: заявителей В.Е.Баевского, Межведомственной комиссии В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Толкачева С.С. и Толкачева А.С. об оспаривании решений, действий(бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих, У С Т А Н О В И Л : Толкачев С.С. и Толкачев А.С. 08 сентября 2011 года обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия председателя межведомственной комиссии по оценке(признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания(далее Межведомственной комиссии) Б. по вынесению решения, предусмотренного п.47 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции незаконными и о возложении обязанности на межведомственную комиссию администрации Корсаковского городского округа вынести решение по результатам обследования жилого помещения по адресу: <адрес>. В обоснование заявления указано, что 19 июля 2011 года Толкачев С.С. обратился в межведомственную комиссию по оценке (признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания с заявлением об обследовании помещения на предмет пригодности либо непригодности для проживания. Письмом председателя межведомственной комиссии Б. от 16 августа 2011 года заявителю было сообщено, что из-за отсутствия жилого помещения по адресу: <адрес>, межведомственная комиссия не имеет возможности принять одно из решений, предусмотренных Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Полагая ответ председателя межведомственной комиссии об отсутствии дома не соответствующим закону, заявители отметили, что около 15 лет назад работники администрации г.Корсаков обследовали их дом и обещали в скором времени расселить жильцов. В 2007 году в их доме произошел пожар. При тушении пожара в квартире №, где они проживали, были сломаны кухня и зал, но они продолжали жить в этом доме. В их отсутствие, в день приезда на Сахалин Президента России Медведева Д.А., работниками коммунальных служб в их квартире были снесены кухня, зал и тамбур, а здание по периметру закрыли толем. Жить в квартире стало невозможно, и они вынуждены были снимать жилье. Весной 2011 года барак был снесен. Отдельным жильцам дома были предоставлены благоустроенные квартиры, а они остались без жилья. Бездействием межведомственной комиссии по вынесению законного решения по результатам обследования жилья нарушаются их права на получение жилья во внеочередном порядке. В судебном заседании представитель заявителей Баевский В.Е., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования. Заявители, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассматривать дело в их отсутствие, с участием представителя Баевского В.Е. В судебном заседании представитель Межведомственной комиссии по оценке(признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания В., действующий на основании доверенности, возражал против заявленных требований, ссылаясь на отсутствие жилого помещения, как объекта обследования. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно частям 3 и 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с данными полномочиями Правительство Российской Федерации Постановлением от 28.01.2006 N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции(далее Положение), установив требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания, основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу (пункт 1 Положения). В силу п.6 Положения многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Как указано заявителями и подтверждено ордером на жилое помещение и выпиской из поквартирной карточки, с 1985 года они жили в многоквартирном доме барачного типа по адресу: <адрес>. Пунктом 7 Положения определено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. В силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления. Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Разделом П Положения установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, согласно п.33 Положения является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции(п.34 Положения). В силу п. 38 Положения жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу. Разделом 1У Положения установлен порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции(п.42 Положения). Определенная пунктом 44 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией). Согласно п.46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению. По окончании работы согласно п.48 Положения комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1. Письменный ответ председателя Межведомственной комиссии Б. об оставлении без рассмотрения заявления Толкачева С.С. ввиду отсутствия жилого помещения по адресу: <адрес> противоречит Положению. По смыслу приведенного выше Положения поступившее заявление рассматривается комиссией, которая в результате обследования, с привлечением специализированной организации, в течение 30 дней с даты регистрации заявления принимает решение (в виде заключения). Отказ в рассмотрении заявления гражданина об обследовании жилого помещения и выдаче заключения комиссии Положением не предусмотрен. Из материалов дела следует, что по заявлению Толкачева С.С. обследование жилого дома № по <адрес> специализированной организацией, межведомственной комиссией не проводилось, заключение о непригодности дома для постоянного проживания, о признании многоквартирного дома аварийным и необходимости его сноса Межведомственной комиссией не выдавалось, что свидетельствует о нарушении порядка принятия решения по существу вопроса. Как указано в заявлении, в 2007 году <адрес> была повреждена пожаром, впоследствии работниками коммунальных служб часть жилых помещений в квартире были снесены, а весной 2011 года был снесен полностью дом, остался только фундамент. Пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям предусмотрена проверка его фактического состояния. Аргумент председателя и представителя межведомственной комиссии об отсутствии жилого дома, как объекта обследования, то есть о прекращении его эксплуатации соответствующими документами не подтвержден. Согласно выписке из поквартирной карточки от 30 апреля 2010 года Толкачев С.С. и Толкачев А.С. проживают и зарегистрированы в данном жилом помещении с 1985 года, на это жилое помещение заведен лицевой счет №. В указанных документах сведений об отсутствии жилого помещения не содержится. Отказывая Толкачеву С.С. в рассмотрении его заявления об обследовании помещения, председатель Межведомственной комиссии необходимые документы не истребовал, рассмотрение заявления по существу на обсуждение Межведомственной комиссии не вынес, чем нарушены требования закона и жилищные права заявителей. Более того, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (п.5) при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Как пояснил представитель Межведомственной комиссии в судебном заседании, органом местного самоуправления Положение о Межведомственной комиссии не принималось, в своей деятельности Межведомственная комиссия руководствуется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 46. Однако, данное Положение не предусматривает единоличное вынесение решений председателем, в том числе об оставлении заявлений граждан без рассмотрения. Следовательно, председатель Межведомственной комиссии Б. не имела полномочий на принятие решения по заявлению Толкачева С.С. об обследовании жилого помещения Межведомственной комиссией и выдаче заключения. Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"). Удовлетворяя заявление суд признает незаконным бездействие председателя Межведомственной комиссии, выразившееся в не вынесении комиссионного решения, предусмотренного Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и возлагает на Межведомственную комиссию обязанность провести обследование и вынести решение по результатам обследования жилого помещения по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Заявление Толкачева С.С. и Толкачева А.С. удовлетворить. Признать бездействие председателя межведомственной комиссии по оценке (признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания Б., выразившееся в не вынесении решения, предусмотренного Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, незаконным. Обязать межведомственную комиссию по оценке(признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания провести обследование и вынести решение по результатам обследования жилого помещения по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Решение может быть обжаловано в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение 10 дней после его вынесения в окончательной форме. Судья Л.Ф.Шустова Решение в окончательной форме вынесено 21 сентября 2011 года. Судья Л.Ф.Шустова