Дело №2-1215/2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 сентября 2011 года город Корсаков Сахалинской области Корсаковский городской суд Сахалинской области под председательством судьи А.А. Русецкой, при секретаре судебного заседания Е.В.Романенко, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лабунец В.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Корсаковскому району Сахалинской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии и увеличить ее размер, У С Т А Н О В И Л: Лабунец В.А. была назначена пенсия по старости в 2000 году. В связи со вступлением с 1 января 2002 года в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Корсаковском районе (далее ГУ-УПФ РФ) произвело ему с января 2002 года перерасчет пенсии, исходя из районного коэффициента к заработной плате 1,4. Лабунец В.А. обратился в суд с исковым заявлением о необоснованном применении районного коэффициента 1,4, полагая, что при исчислении ему пенсии необходимо исходить из районного коэффициента 2,0, который применялся к заработной плате работников, находившихся в море за 200-мильной зоной от Берингова пролива до Антарктиды, где он работал и заработал право на пенсию по старости. В мае 2011г. обратился к ответчику с просьбой произвести перерасчет пенсии, но последним было отказано в применении районного коэффициента 2,0. Просил возложить на ответчика обязанность произвести с 01 июня 2011 года перерасчет пенсии и увеличить ее размер исходя из районного коэффициента 2,0. Истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований. Представитель ответчика – Шумакова Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований. Свидетель Б. пояснил, что работал в ОАО Холдинговая компания «Корсаковская база океанического рыболовства», ходил в море только на разных судах, не вместе с ответчиком. Пояснить, какой коэффициент применялся к его заработной плате свидетель не смог. Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено при рассмотрении дела, истец на 09.03.2000г. имел общий трудовой стаж 48 лет 08 месяцев 05 дней, из которых он проработал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 22 года 04 месяца 28 дней. Пенсия по старости ему установлена с 02.04.2000г. В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливалась мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Статья 31 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 (с дальнейшими изменениями) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" также предусматривает, что лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией. С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии с п. 2 ст. 5 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: базовой части, страховой части, накопительной части. Оценка пенсионных прав застрахованного лица осуществляется по правилам ст. 30 указанного Федерального закона. В п. 2 ст. 30 данного Федерального закона приведена формула определения расчетного размера трудовой пенсии: РП = СК x ЗР/ЗП x СЗП, где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период. При этом законодатель установил, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Однако для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате более высокое, а именно: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше. Применение при определении размера повышенного отношения заработков районного коэффициента, установленного органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти обусловлено тем, что при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, применяются правила, действовавшие до дня вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановлением от 1 июня 1999 г. N 11 утвердило разъяснение N 2 "О порядке применения статьи 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и статей 30, 31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласованное с Пенсионным фондом Российской Федерации. Согласно п. 1 разъяснения N 2 при установлении пенсий в соответствии со ст. 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и ст.ст. 30, 31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" применяется единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате, утверждаемый централизованно для данного района. До утверждения указанного коэффициента применяются районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, установленные Правительством Российской Федерации либо ранее утвержденные Правительством СССР и продолжающие действовать в настоящее время. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Данное разъяснение сохраняет действие, несмотря на то, что ст. 112 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратила силу. Однако эти положения фактически воспроизведены в разъяснении N 3, утвержденном постановлением Минтруда России от 22 апреля 2003 г. N 22, "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и областей". Государственные пенсии в Российской Федерации в 2000 - 2001 годах устанавливались в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью исчислялась по установленным нормам из среднемесячного заработка. Исчисление и увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы в стране регулировалось ст. 7 данного Закона. Статьей 7 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который утратил силу с 1 января 2002 года, было установлено, что при определении индивидуального коэффициента пенсионера лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в тех же размерах, что и было впоследствии установлено в п. 2 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Трудовой кодекс РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривает оплату труда с применением коэффициентов. При этом размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом (ст. 316 Трудового кодекса РФ). Федерального закона, который бы установил размеры районных коэффициентов к заработной плате, в настоящее время не принято. Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в ст.ст. 10, 30, 31 также признает за лицами, работающими и проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение районного коэффициента к заработной плате и учета его в размере трудовой и социальной пенсии. Однако указанный Закон также не установил районные коэффициенты к заработной плате. В соответствии со ст. 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Изданные до введения в действие Трудового кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Как видно из материалов дела, истец работал в должностях плавсостава в качестве члена экипажа судов флота рыбной промышленности в ОАО Холдинговая компания «<...>» и получал заработную плату с применением районного коэффициента 1,6, который был установлен только к заработной плате работников: Сахалинской области - Ногликского района; г. Оха с территорией, находящейся в административном подчинении Охинского горсовета на основании постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Согласно же указанному Постановлению на территории Сахалинской области, относящейся к районам Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, применяется районный коэффициент 1,4. Изложенное подтверждается и информационными письмами Министерства труда и социального развития РФ, Пенсионного фонда РФ, согласно которым на всей территории Сахалинской области применяется районный коэффициент к заработной плате 1,4. Согласно информации ГУ-УПФ РФ именно коэффициент 1,4, централизованно установленный для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, применяется для расчета трудовых пенсий и социальных пособий. Указанный коэффициент и был применен ответчиком при исчислении истцу пенсии со 02.04.2000г. Вступившим в силу с 01.01.2004г. Федеральным законом от 29.11.2003г. №154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что размер базовой части трудовой пенсии гражданам, проживающим в указанных районах (местностях), определяется с применением соответствующего районного коэффициента по непроизводственной сфере на весь период проживания. В Корсаковском районе Сахалинской области применяется районный коэффициент по непроизводственной сфере – 1,4. Согласно п.2 ст. 28 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ при отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям используется Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029, с последующими дополнениями и изменениями. Данный Перечень предусматривает конкретные территории городов, районов, островов. Моря и океаны не предусмотрены вышеназванным Перечнем. При таких обстоятельствах оснований для определения трудовой пенсии с индексом отношения заработков выше чем 1,4, не имеется, а значит, исковые требования Лабунец В.А. не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Лабунец В.А. отказать. Решение суда может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме 07 октября 2011г. Судья Корсаковского городского суда А.А. Русецкая