Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 октября 2011 года город Корсаков Сахалинской области Корсаковский городской суд под председательством судьи Т.Ю.Беспаловой, с участием прокурора К. В. Беломаз, при секретаре Е.С.Клейменовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсаковского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности организовать вывоз твердых бытовых отходов из мест несанкционированного хранения мусора, у с т а н о в и л: Сахалинская областная общественная организация клуб «<...>» в период с 28 мая по 21 июня 2011 года провела обследование морского побережья южной части острова Сахалин на предмет обнаружения несанкционированных мест хранения отходов. В ходе обследования было выявлено 20 свалок, находящихся в пределах водоохраной зоны моря (500 м). По результатам проверки 18 августа 2011 года Корсаковский городской прокурор обратился к администрации Корсаковского городского округа с иском о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов в городе Корсакове с пяти земельных участков несанкционированных мест хранения отходов, расположенных вдоль правой стороны дороги в южном направлении от города Корсакова на расстоянии 400 м и 350 м от <адрес> с координатами: N 46?33.268? Е 142?73.336?; N 46?33.2681? Е 142?43.336?; N 46?33.268? Е 142?43.336?; N 46?36.303? Е 142?47.349?; N 46?36.723? Е 142?46.793?, и с прилегающих к ним территорий в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что земельные участки, на которых обнаружены несанкционированные свалки, находятся в пределах границ муниципального образования «Корсаковский городской округ». Несанкционированными свалками наносится значительных вред окружающей природной среде - происходит загрязнение почвы и водоохраной зоны моря, атмосферного воздуха, повреждение зеленых насаждений, создается угроза экологии береговой линии водного объекта и здоровью населения, опасная эпидемиологическая обстановка. В соответствии с Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относится организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно Уставу муниципального образования Корсаковского района на администрацию Корсаковского городского округа возложена обязанность организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Вследствие бездействия администрации Корсаковского городского округа допущено несанкционированное складирование твердых бытовых отходов на указанных выше земельных участках. Представитель администрации Корсаковского городского округа Ганькевич В. Н. иск не признал, ссылаясь на то, что у мусора есть собственник, в обязанности которого входит его вывоз. Но прокурором не предпринято никаких мер по установлению собственника отходов, то есть, не установлен факт отсутствия собственника. Отходы поступают в собственность органа местного самоуправления только в том случае, если собственник этих отходов не установлен. Прокурор также не доказал, что нарушаются чьи-то права. Выслушав объяснения участвующего в деле прокурора Беломаз К. В., поддержавшей исковые требования, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно статьям 14 и 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения городского округа – организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Нормами статей 4 и 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территория муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Анализ приведенных норм права свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Из материалов дела (актов обследования южного побережья острова Сахалин на предмет несанкционированных мест хранения отходов (свалок) от 04 июня 2011 года и от 10 августа 2011 года) усматривается, что в границах Корсаковского городского округа обнаружено пять несанкционированных свалок, в которых складировано стекло, остатки строительного мусора, емкости из-под горюче–смазочных материалов, автомобильные покрышки, пластиковые и стеклянные бутылки, бытовой мусор, арматура, мусор от разборки зданий и другой мусор (месторасположение свалок в актах обозначено географическими координатами северной широты и восточной долготы, определенными при помощи навигатора). Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией Корсаковского городского округа требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных федеральных законов не исполнены. Неисполнение администрацией Корсаковского городского округа требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о незаконном бездействии администрации Корсаковского городского округа в части непринятия должных мер к организации сбора и вывоза отходов на территории муниципального образования «Корсаковский городской округ» и организации утилизации и переработки отходов, вывозимых с территории муниципального образования. Доводы представителя ответчика о том, что согласно акту проверки по факту обнаружения несанкционированных мест хранения отходов на морском побережье Корсаковского городского округа от 10 августа 2011 года, составленному помощником Корсаковского городского прокурора, специалистами Роспотребнадзора по Сахалинской области и департамента городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа, из пяти обнаруженных Сахалинской областной общественной организации клуб «Бумеранг» 04 июня 2011 года несанкционированных свалок в наличии имеются только две, несостоятельны. Как пояснила участвующий в деле прокурор Беломаз К. В., в акте от 10 августа 2011 года указаны несанкционированные свалки, которые удалось найти по фотографиям, сделанным Сахалинской областной общественной организацией клуб «Бумеранг». Поскольку фотографии были сделаны за два месяца до прокурорской проверки, за это время выросла трава и кусты, а навигатор у проверяющих отсутствовал, поэтому удалось подтвердить соответствие фотографиям только два несанкционированных места хранения отходов на морском побережье. Исходя из изложенного, утверждать о том, что остальных свалок нет в наличии, у представителя ответчика оснований не имеется. Ссылка представителя ответчика на то, что прокурором не приняты меры для установления собственников мусора, а пока этого не сделано, у администрация Корсаковского городского округа не возникло обязанности по организации ликвидации несанкционированных свалок, несостоятельны в силу того, что на прокурора законом такая обязанность не возложена. Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Иск Корсаковского городского прокурора УДОВЛЕТВОРИТЬ. Обязать администрацию Корсаковского городского округа организовать вывоз твердых бытовых отходов в городе Корсакове с земельных участков несанкционированных мест хранения отходов, расположенных вдоль правой стороны дороги в южном направлении от города Корсакова на расстоянии 400 м и 350 м от <адрес> с координатами: N 46?33.268? Е 142?73.336?; N 46?33.2681? Е 142?43.336?; N 46?33.268? Е 142?43.336?; N 46?36.303? Е 142?47.349?; N 46?36.723? Е 142?46.793?, и с прилегающих к ним территорий в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 дней после принятия в окончательной форме. Судья Т. Ю. Беспалова Решение в окончательной форме принято 21 октября 2011 года