Решение (о возложении обязанности составить акт согласования аварийной и технологической брони и согласовать его )



Дело № 2-1157/2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2011 года г. Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи А.А. Русецкой,

при секретаре судебного заседания Е.В. Романенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корсаковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Центральная районная котельная» (далее – МУП «ЦРК») о возложении обязанности составить акт согласования аварийной и технологической брони и согласовать его с открытым акционерным обществом «Сахалинэнерго»,

УСТАНОВИЛ:

Корсаковский городской прокурор обратился в суд с иском к МУП «ЦРК» о возложении обязанности составить акт согласования аварийной и технологической брони и согласовать его с открытым акционерным обществом «Сахалинэнерго».

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что согласно Уставу МУП «ЦРК» предметом его деятельности является обеспечение работоспособности котельных, тепловых сетей, предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению населению г. Корсакова. В Приложении №6 к Постановлению Правительства РФ от 31.08.2006г. №530 указан Перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии). В настоящее время величина аварийной и технологической брони у потребителя МУП «ЦРК» не определена, акты аварийной и технологической брони в ОАО «Сахалинэнерго» не предоставлялись. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009г. №785 внесены изменения в Постановление №530, согласно которым гарантирующему поставщику предоставлено право при отсутствии установленной аварийной (технологической брони) вводить полное ограничение режима потребления электрической энергии в установленных случаях. В связи с чем, неисполнение ответчиком вышеуказанных требований законодательства, по мнению прокурора, может привести к нарушению прав граждан на благоприятную среду обитания, создаст угрозу аварийных ситуаций, может повлечь нарушение прав граждан на получение коммунальных услуг в полном объеме и надлежащего качества. Просит возложить на МУП «ЦРК» обязанность составить акт согласования аварийной и технологической брони и согласовать его с ОАО «Сахалинэнерго» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании, участвующий в деле прокурор Бабицкая М.В., поддержала исковые требования.

Представитель ответчика - МУП «ЦРК» возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований. Считает, не доказан тот факт, в чем заключается значимость нарушения и в чем выражается негативное воздействие на неопределенный круг лиц от факта отсутствия акта согласования аварийной и технологической брони у МУП «ЦРК». В 2009 г. МУП «ЦРК» выступило инициатором по составлению актов аварийной и технологической брони по семи объектам предприятия с дальнейшим их отправлением на согласование в ОАО «Сахалинэнерго». Данные акты от подписания были отклонены по причине несоответствия их, по мнению ОАО «Сахалинэнерго», требованиям Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утвержденными Приказом Минпромэнерго РФ от 18.03.2008г. №124, в частности не на все объекты представлены ТУ на технологическое присоединение, справки о выполнении ТУ на технологическое присоединение в полном объеме, вместе с тем данное требование Правилами не предусмотрено. Бронь – это наименьшая нагрузка, даже при таких Актах ЦРК нарушит подачу тепловой энергии.

Третье лицо – ОАО «Сахалинэнерго», извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.

Опрошенный в качестве специалиста А., в судебном заседании пояснил, что котельные Корсаковского района запитаны по линии 110 КВольт и относятся к III-ей категории электроприемников, и на каждом объекте имеются резервные источники питания. В случае установки на линии дизельного генератора, он необязательно сразу сработает. Если отключится линия мощностью 110 КВольт, невозможно что-либо будет сделать.

Выслушав участвующего в деле прокурора, представителя ответчика, специалиста А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2.2 Устава МУП «ЦРК», предметом и целью деятельности предприятия является обеспечение населения муниципального образования Корсаковского района услугами теплоснабжения.

Из материалов дела следует, что между МУП «ЦРК» (Покупатель) и ОАО «Сахалинэнерго» (Поставщик) 10 августа 2009г. заключен договор энергоснабжения №130486 (далее - Договор), по условиям которого Поставщик обязуется осуществлять продажу электроэнергии, а также самостоятельно или с привлечением третьих лиц оказывать услуги по передаче электроэнергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электроэнергией потребителей, а Покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления электроэнергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии, поддерживать требуемые параметры надежности и качества электрической энергии, обеспечивать соблюдение режимов потребления и значений соотношений потребления активной и реактивной энергии и мощности.

В соответствии с пунктом 9.1 Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует по 31.12.2009г. Договор считается ежегодно продленным на новый календарный год на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 (далее - Постановлении ) установлены правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также определены условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.

Согласно п.160 Постановления в отношении потребителя электрической энергии в случаях, предусмотренных данным нормативным актом, может быть введено полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии до уровня аварийной (технологической брони) и до полного ограничения согласно графику, предусмотренному актом согласования аварийной и технологической брони, а при отсутствии установленной аварийной (технологической) брони – до полного ограничения в случае наступления предусмотренных настоящим разделом обстоятельств.

В соответствии с п.161 Постановления ограничение режима потребления может быть введено в следующих случаях:

- неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем;

- прекращения обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю;

- выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;

- выявления неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;

-возникновения (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

- возникновения внерегламентных отключений;

- наличие обращения потребителя.

В силу п. 168 Постановления в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении . В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с п.п. 188, 189 настоящего документа, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).

Согласно пунктам 188, 189 Постановления в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к необратимому нарушению технологического процесса, устанавливается величина технологической брони. Порядок определения величины технологической брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с Правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утвержденными Приказом Минпромэнерго РФ от 18.03.2008 г. .

Пунктами 53, 54, 58, 59, 62 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утвержденных Приказом Минпромэнерго РФ от 18.03.2008 , предусмотрено, что:

- технологической броней электроснабжения являются наименьшая потребляемая мощность и продолжительность времени, необходимые потребителю для безопасного завершения технологического процесса, цикла производства, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств,

- технологическая броня электроснабжения устанавливается для потребителей - юридических лиц, использующих в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное прекращение которых вызывает опасность для жизни людей, окружающей среды и (или) необратимое нарушение технологического процесса,

- аварийной броней электроснабжения является минимальный расход электрической энергии (наименьшая мощность), обеспечивающий безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. К электроприемникам аварийной брони электроснабжения в целях настоящих Правил относятся: дежурное и охранное освещение, охранная и пожарная сигнализация, насосы пожаротушения, связь, аварийная вентиляция. Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима определяется в акте согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя, являющемся неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения.

Согласно п. 1.2.18 Правил устройства энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнергетики РФ от 08.07.2002 (далее - ПУЭ), в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

В соответствии с п.1.2.21 ПУЭ для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышает 1 суток.

В приложении Постановления закреплен исчерпывающий перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается и в отношении которых в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони. В указанный перечень не включены объекты теплоснабжения, к которым относится МУП «ЦРК», в связи с чем требования об установлении величины аварийной и технологической брони, в том числе составления Акта согласования аварийной и технологической брони электроснабжения потребителя, на МУП «ЦРК» не распространяются.

Пунктами 188, 189 Постановления 530 предусмотрено, что величина технологической и аварийной брони устанавливается по требованию потребителя.

В пункте 64 Правил, указано, что Акт может составляться как по инициативе потребителя, так и по инициативе энергосбрегающей (сетевой) организации. Составление акта согласования технологической и аварийной брони в обязательства потребителя по договору энергоснабжения не входит. В соответствии с п.п. 3.2.3, п. 3.2 договора энергоснабжения оформление совместно с Гарантирующим поставщиком акта является правом потребителя. Из приведенного выше следует, что потребитель имеет право на составление данного Акта, но это не является его обязанностью.

Пунктом 31 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 , обязанность потребителя электрической энергии по составлению Акта и направлению его сетевой организации в течение 3-х рабочих дней с даты заключения договора энергоснабжения только в том случае, если потребитель электрической энергии согласно требованиям нормативных правовых актов включен в перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается.

Установление величины технологической и аварийной брони предусматривает полную остановку технологического процесса в котельных, а следовательно прекращение подачи теплоснабжения со всеми вытекающими последствиями, так как пунктом 59 Правил установлены электроприемники аварийной брони электроснабжения, к которым не относится котельное оборудование, работа которого в период прохождения отопительного сезона должна быть постоянной. Наличие технологической брони предусматривает время на завершение технологического процесса, итогом чего является прекращение подачи тепла.

Из материалов дела следует, что между ОАО «Сахалинэнерго» (Гарантирующий Поставщик) и МУП «ЦРК» 08.09.2009г. был составлен Протокол согласования разногласий к договору энергоснабжения от 10.08.2009г., в результате которого согласовано принять п. 1.4 Договора в следующей редакции: «Электроснабжение объектов Покупателя, в отношении которых применяется специальный порядок введения и ограничения режима потребления, до выполнения технических условий на присоединение от 14.04.2003г.; от 26.07.2006г.; от 23.01.2003г.; от 08.09.2003г.; б/н от 20.12.2007г. и согласования актов технологической и аварийной брони электроснабжения, осуществляется по третьей категории надежности».

На основании изложенного и в связи с тем, что ответчик не входит в перечень потребителей, ограничение режима потребления, которых ниже уровня аварийной брони не допускается, составление акта согласования технологической и аварийной брони в обязательства потребителя по договору энергосбережения не входит, суд отказывает прокурору в удовлетворении заявленных требованиях в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Корсаковскому городскому прокурору в удовлетворении искового заявления в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Центральная районная котельная» о возложении обязанности составить акт согласования аварийной и технологической брони и согласовать его с открытым акционерным обществом «Сахалинэнерго», отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме 17 октября 2011 года.

Судья Корсаковского городского суда А.А. Русецкая