Решение (об оспаривании отказа органа регистрационного учета в снятии гражданина с регистрационного учета по месту жительства)



Дело № 2-1264/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2011 года г.Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

Под председательством судьи Л.Ф.Шустовой,

При секретаре С.И.Шумаковой,

С участием:

Представителя заявителей А.В.Верхотурова,

рассмотрев заявление об оспаривании отказа органа регистрационного учета в снятии гражданина с регистрационного учета по месту жительства,

У С Т А Н О В И Л :

Грицук А.И. и Грицук А.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании отказа действий(бездействия) Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Сахалинской области в Корсаковском районе(далее ОУФМС) в снятии с регистрационного учета по месту жительства сына ФИО3, в связи с осуждением к лишению свободы.

В обоснование заявления указано, что Грицук А.И. и В. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и намерены её продать. 16 сентября 2011 года они обратились в паспортный стол УФМС по Сахалинской области в Корсаковском районе с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства сына ФИО3, в связи с тем, что он был осужден <...> городским судом 07 июля 2010 года и в настоящее время отбывает наказание в колонии. Указанное заявление у них не приняли, устно заявив, что для снятия с регистрационного учета ФИО3 им необходимо решение суда, в противном случае с регистрационного учета его не снимут. Полагая отказ ответчика незаконным, нарушающим их права распорядиться собственным имуществом, просят обязать ОУФМС по Сахалинской области в Корсаковском районе снять с регистрационного учета по месту жительства ФИО3 по адресу: <адрес>, в связи с его осуждением к лишению свободы.

В судебном заседании представитель заявителей Верхотуров А.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, уточнив, что заявители обращались к паспортисту Муниципального унитарного предприятия «Расчетный кассовый центр» с заявлением о снятии сына с регистрационного учета по месту жительства, в связи с осуждением к лишению свободы, но получили отказ и разъяснение, что в этом случае требуется решение суда.

Представитель Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Сахалинской области в Корсаковском районе в судебное заседание не явился. В письменном отзыве исполняющий обязанности начальника ОУФМС по Сахалинской области в Корсаковском районе Г., отметив, что Грицук А.А. и Грицук А.И. в ОУФМС России по Сахалинской области в Корсаковском районе не обращались, сослалась на Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, согласно которым, ответственность за вселение в жилые помещения граждан лежит на должностных лицах жилищных организаций. По вопросу снятия с регистрационного учета с указанного заявителями адреса им следует обратиться в МУП «РКЦ» г.Корсаков.

Выслушав объяснения представителя заявителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Данное положение согласуется со ст. 245 ГПК, предусматривающей, что вышеуказанная категория дел подлежит рассмотрению в суде.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Статьей 249 ГПК РФ установлены особенности распределения обязанностей доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений.

В соответствии с частью 1 названной статьи обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) соответствующих органов или лиц возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Имея в виду общие положения искового производства об обосновании истцом факта либо угрозы нарушения его прав, свобод или законных интересов и необходимости приведения им же доказательств, подтверждающих эти обстоятельства (статья 131 ГПК), указанный порядок доказывания сохраняется и при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 3).

Во исполнение требований законодателя Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 июля 1995 г. N 713 утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которые регулируют порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета.

Право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», подпунктом «в» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации в регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, пунктом 13 Приказа ФМС РФ от 20.09.2007 N 208 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" - снятие с регистрационного учета без непосредственного участия гражданина производится в случае осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда.

Право собственности Грицук А.А. и Грицук А.И. на 1/2 долю жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права, выданными каждому из собственников Управлением Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области 17 марта 2010 года.

В выписке из домовой книги от 21 сентября 2011 года указано, что собственниками

жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> являются Грицук А.И. и Грицук А.А.. В указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован сын собственников – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как указано в рассматриваемом заявлении, 16 марта Грицук А.И. и Грицук А.И. обратились в паспортный стол ОУФМС по Сахалинской области в Корсаковском районе с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства сына ФИО3, осужденного Корсаковским городским судом 07 июля 2010 года и отбывающего наказание в колонии.

Однако в предварительном судебном заседании установлено и в возражениях ответчика на заявление подтверждено, что заявители непосредственно в ОУФМС по Сахалинской области в Корсаковском районе не обращались. Представитель заявителей пояснил, что Грицук А.А. и Грицук А.И. обратились в установленном порядке с заявлением о снятии сына с регистрационного учета по месту жительства в паспортный отдел МУП «РКЦ», где им было отказано в принятии заявления и рекомендовано обратиться в суд.

Таким образом, доводы заявителей о том, что отказ в принятии заявления о снятии сына с регистрационного учета последовал от должностных лиц ОУФМС по Сахалинской области в Корсаковском районе не нашли подтверждения в судебном заседании. Заявителями оспорены действия должностных лиц, к которым они не обращались. Отказ в принятии заявления о снятии с регистрационного учета ФИО3 должностными лицами ОУФМС по Сахалинской области в Корсаковском районе не допускался. Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется. Применение в данном случае ст. 41 ГПК РФ о замене ненадлежащего ответчика на - надлежащего, не допускается, поскольку влечет изменение и предмета и основания заявления, что Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

В соответствии с положениями, закрепленными в статьях 1, 8, 9, 10, 12 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", к федеральным государственным служащим относятся граждане, осуществляющие на основании контракта профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (федеральной государственной гражданской службы, военной службы, правоохранительной службы), учрежденных федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, входящих в Реестр должностей федеральной государственной службы, утвержденный Президентом Российской Федерации, и получающие вознаграждение за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 1 Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденного вышеназванным Постановлением Правительства РФ, должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.

В силу пункта 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются, в числе указанных, должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п. 7 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.

В случае несогласия с действиями должностных лиц муниципального унитарного предприятия «Расчетный кассовый центр» заявители вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Заявление Грицук А.И. и Грицук А.А. о признании незаконным отказа Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Сахалинской области в Корсаковском районе о снятии с регистрационного учета по месту жительства ФИО3 в связи с его осуждением к лишению свободы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение 10 дней.

Судья Л.Ф.Шустова