Решение (о возложении обязанности по установке ограждений)



Дело № 2-1507/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2012 года г. Корсаков Сахалинской области

Корсаковский городской суд в составе

председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой,

при секретаре А.Н. Андреевой,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсаковского городского прокурора к МОУ «СОШ с. Чапаево», комитету по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ о возложении обязанности по установке ограждений,

УСТАНОВИЛ

22 ноября 2011 года Корсаковский городской прокурор обратился с иском к МОУ «СОШ с. Чапаево» и к комитету по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ с иском, в котором указал, что Корсаковской городской прокуратурой в результате проведенной проверки установлено, что территория МОУ «СОШ с. Чапаево» г. Корскова, не ограждена забором, что является нарушением требований СанПиН.

Просит возложить на ответчиков обязанность установить ограждение территории общеобразовательного учреждения забором в соответствии с требованиями п. 3.1 Сан Пин 2.4.2.2821-10 до 1 сентября 2012 года.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Борисенко Л.А. поддержала исковые требования.

Представитель второго ответчика - комитета по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ и третьего лица - администрации МО Корсаковский городской округ Кресик В.Г. в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что комитет по управлению имуществом не является учредителем школы и получателем денежных средств на её финансирование, мэром Корсаковского городского округа утвержден план мероприятий по обустройству ограждений школ, согласно которому возведение ограждения школы в с. Чапаево планируется в 2016 году путем заключения муниципального контракта, заказчиком по которому будет выступать отдел капитального строительства администрации МО КГО.

Представитель МОУ «СОШ с. Чапаево» директор школы А. суду пояснила, что школа является финансируемым из бюджета учреждением, собственных денежных средств на возведение ограждения не имеет, из бюджета на эти цели деньги не перечислялись.

Выслушав лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» обязанность по созданию здоровых условий обучения возложена на образовательное учреждение.

Согласно статье 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52 юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 28 этого же закона требования санитарного законодательства должны исполняться образовательными учреждениями независимо от их организационно-правовых форм.

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением главного государственного врача РФ от 29.12.2010 года № 189, содержит требования по ограждению и озеленению территории общеобразовательного учреждения (п. 3.1 Сан ПиН 2.4.2.2821-10).

В соответствии со ст. 11.1 ФЗ «Об образовании» государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ в редакции от 8.05.2010 г. типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные учреждения.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 года № 94-ФЗ в редакции от 20.04.2007 г. и от 8.05.2010 г. настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.

Согласно пункту 1 статьи 4 этого же Федерального закона государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.

По смыслу статьи 9 этого же Федерального закона под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд.

Как видно из приведенных норм и с учетом статьи 6 Бюджетного кодекса, определяющей содержание понятий «получатель бюджетных средств» и «казенное учреждение», потребности в услугах для образовательного учреждения могут быть обеспечены за счет средств муниципального бюджета путем заключения муниципального контракта на выполнение этих услуг между организацией – получателем бюджетных средств, уполномоченным на заключение контракта от имени муниципального образования.

Как видно из устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Чапаево» Корсаковского городского округа Сахалинской области, утвержденного 7 октября 2011 года, школа является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем которого является департамент социального развития администрации Корсаковского городского округа, а также имеет статус юридического лица.

Школа не является казенным учреждением, особенности правового положения которого установлены статьей 161 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с п. 7.7 данного устава источниками формирования имущества бюджетного учреждения являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления; средства, выделяемые учредителем на приобретение имущества; доходы бюджетного учреждения от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения; иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

Согласно п.п. 7.20 и 7.21 финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на возмещение нормативных затрат по оказанию муниципальных услуг физическим (или) юридическим лицам, в виде субсидий из бюджета Корсаковского городского округа.

Исходя из положений пункта 2 статьи 3 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», под нуждами самих бюджетных учреждений в отличие от муниципальных нужд понимаются потребности, которые обеспечиваются бюджетным учреждением самостоятельно.

Как видно из устава, финансово-хозяйственная деятельность школы охватывается муниципальным заданием и финансируется из бюджета.

Таким образом, содержание и обустройство территории школы является одним из элементов деятельности по организации предоставления общего образования на территории муниципального образования и относится к муниципальным нуждам.

Распоряжением комитета по управлению имуществом МО Корсаковского района от 27.05.2005 г. за МОУ СОШ с. Чапаево на праве оперативного управления закреплено здание школы, постановлением мэра Корсаковского городского округа от 13.07.2011 г. за школой закреплен земельный участок.

Распоряжением губернатора Сахалинской области Хорошавина А.В. от 16.06.2011 года № 402-р главам муниципальных образований рекомендовано в срок до 1 октября 2011 года разработать планы мероприятий по устройству ограждений территорий, прилегающих к образовательным учреждениям.

В Корсаковском городском округе такой план разработан и утвержден мэром КГО 29.09.2011 года, согласно этому плану стоимость установления ограждения территории школы в с. Чапаево Корсаковского района составляет 4086340 рублей, выполнение работ согласно плану в 2016 году.

Как видно из письма мэра Корсаковского городского округа в адрес министра образования Сахалинской области от 29.09.2011 года, в бюджете Корсаковского городского округа не хватает денежных средств, в связи с чем в письме содержится просьба о выделении денежных средств на условиях софинансирования, однако письмом от 11.10.2011 года в выделении денежных средств отказано.

Из пояснений сторон, переписки, имеющейся в материалах дела, суд усматривает, что ответчики не являются получателями бюджетных средств на цели возведения ограждения территории школы, и не уполномочены на заключение соответствующего муниципального контракта на выполнение услуг для муниципальных нужд.

При таких обстоятельствах иск прокурора удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Корсаковсаого городского прокурора о возложении обязанности на МОУ СОШ с. Чапаево Корсаковского района и комитет по управлению имуществом администрации МО Корсаковского городского округа установить ограждение территории общеобразовательного учреждения в срок до 1 сентября 2012 года – оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Меркулова.

Решение принято в окончательной форме 16 января 2012 года.