ДЕЛО № 2-82/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 февраля 2012 года г.Корсаков Корсаковский городской суд Сахалинской области под председательством судьи Л.Ф.Шустовой, при секретаре Т.А.Чайка, с участием: прокурора Я.К. Ким, представителей ответчиков: МБОУ «СОШ № 4» Т.А.Предеиной, Администрации Корсаковского городского округа Департамента социального развития третьего лица Комитета по управлению имуществом В.Г.Кресика, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корсаковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4», Администрации Корсаковского городского округа, Департаменту социального развития администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности обеспечить медицинский пункт школы необходимым набором помещений – процедурным кабинетом площадью 14 кв.метров в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, У С Т А Н О В И Л : Корсаковский городской прокурор 14 июля 2011 года обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением о возложении обязанности на муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»(далее МОУ «СОШ №4» обеспечить медицинский пункт школы необходимым набором помещений – процедурным кабинетом площадью 14 кв.м. в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами. В обоснование искового заявления указано, что в результате проведенной прокурорской проверки соблюдения прав детей на охрану здоровья в МОУ «СОШ № 4» выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выразившиеся в отсутствии процедурного кабинета в медицинском пункте школы. Свое обращение в суд с настоящим иском прокурор обосновал тем, что неисполнение МОУ «СОШ №4» требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, законодательства об образовании, создает угрозу жизни и здоровью воспитанников и сотрудников школы, что влечет нарушение их конституционных прав в целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов несовершеннолетних, принимать всевозможные меры для их защиты и благополучия в соответствии со ст. 45 ГПК РФ. Директором МОУ «СОШ №4» Прединой Т.А. представлено письменное возражение на исковое заявление. Не соглашаясь с исковыми требованиями прокурора, ответчик ссылается на то, что здание школы, 1967 года постройки, согласно экспликации к поэтажному плану здания медицинский пункт расположен в помещении № 38 и занимает площадь 15,9 кв.м., процедурный кабинет в техническом паспорте здания не предусмотрен. Все имеющиеся в школе помещения задействованы под учебный процесс, возможности освободить какое-либо из них под процедурный кабинет не имеется. Администрацией школы принимаются меры для организации проведения медицинских осмотров, прививочных мероприятий, для чего на период проведения медицинских осмотров предоставляется кабинет кулинарии. Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 10 декабря 2007 года медицинский кабинет, доврачебная помощь соответствует государственным стандартам санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности, на осуществление доврачебной помощи по сестринскому делу, стоматологии. Решением Корсаковского городского суда от 04 августа2011 года Корсаковскому городскому прокурору в удовлетворении иска к МОУ «СОШ № 4» муниципального образования «Корсаковский городской округ» о возложении обязанности обеспечить наличие в медицинском пункте школы процедурного кабинета площадью 14 кв.м. в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами отказано. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 04 октября 2011 года решение Корсаковского городского суда от 04 августа 2011 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Ким Я.К. настаивал на исковых требованиях. Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» Корсаковского городского округа Сахалинской области Предеина Т.А., действующая в силу должностных полномочий, против исковых требований возражала, утверждая, что школа не имеет возможности выделить помещение для размещения процедурного кабинета, хотя необходимость в этом имеется. Представитель привлеченных судом в качестве соответчиков: Департамента социального развития администрации, Администрации Корсаковского городского округа, а также третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа Кресик В.Г., действующий на основании доверенностей, полагал требования прокурора не обоснованными, поскольку проектом школы размещение в ней процедурного кабинета не предусмотрено, утверждая, что необходимую медицинскую помощь учащиеся школы получают. Доказательств полученного учащимися ущерба прокурором не представлено. Поскольку во время образовательного процесса проведение ремонтных работ в школе запрещено, просил суд, в случае удовлетворения исковых требований, установить срок для выполнения решения до 01 сентября 2012 года. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Согласно Уставу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» Корсаковского городского округа Сахалинской области(далее МБОУ «СОШ №4), утвержденному приказом департамента социального развития администрации Корсаковского городского округа от 06 октября 2011 года №188, МБОУ «СОШ №4»создано путем изменения существующего общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» Корсаковского городского округа Сахалинской области в соответствии с постановлением мэра Корсаковского городского округа от 14июня 2011 года № 612 «О создании муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений путем изменения типа существующих общеобразовательных учреждений» с сохранением основных целей деятельности и является правопреемником муниципального учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» Корсаковского городского округа Сахалинской области(п.1.2). Функции и полномочия учредителя, а также функции и полномочия собственника имущества бюджетного учреждения от имени Корсаковского городского округа осуществляет департамент социального развития администрации Корсаковского городского округа(п.п.1.5,1.6). Бюджетное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые для учета операций по исполнению доходов и расходов бюджета Корсаковского городского округа, средств, полученных от приносящей доход деятельности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации(п.п.1.8,1.9). В соответствии со ст. 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3.266-1 "Об образовании" финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. В силу пункта 4 статьи 51 указанного выше Закона медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Пунктом 7 статьи 51 Закона предусмотрена ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений должностных лиц образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В силу ст. 28 названного Закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 года № 44(редакция от 29 декабря 2010 года) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», на которые сослался истец, утратили силу согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные ПостановлениемГлавного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 29.06.2011) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях(п.1.1), устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, в числе перечисленного к размещению общеобразовательного учреждения; режиму образовательного процесса; организации медицинского обслуживания обучающихся; санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения; соблюдению санитарных правил(п.1.2). Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Настоящие санитарные правила распространяются на все общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и осуществляющие образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования(п.1.3). Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся(п.1.4). Пунктом 4.21 Правил предусмотрено, что в существующих зданиях общеобразовательных учреждений для медицинского обслуживания обучающихся должны предусматриваться на первом этаже здания помещения медицинского назначения, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14,0 м2 и длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0 м2. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся в соответствии с пунктами 2.1, 3.1 Устава МБОУ «СОШ №» является одной из основных целей деятельности бюджетного учреждения. Пунктом 3 Устава регламентирована организация учебного процесса, к которому в силу п.3.8 отнесена охрана здоровья учащихся, включающаяся в себя оказание первой медицинской помощи, оздоровление учащихся, пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни. Вопросы медицинского обслуживания учащихся определены пунктом 3.8.2 Устава, которым предусмотрено, что медицинское обслуживание учащихся в бюджетном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, который закреплен муниципальным органом здравоохранения за этим бюджетным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания учащихся. Бюджетное учреждение предоставляет соответствующее помещение с условиями для работы медицинского персонала. Медицинские осмотры учащихся в бюджетном учреждении организуются и проводятся в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В бюджетном учреждении организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний. При реализации образовательных программ бюджетное учреждение создает условия, обеспечивающие охрану здоровья учащихся и соответствующие гигиеническим требованиям к режиму образовательного процесса. Поскольку МБОУ «СОШ №4» несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, данное бюджетное учреждение является надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу. Определением Корсаковского городского суда от 13 декабря 2011 года по делу была назначена судебная экспертиза по вопросам о наличии в здании МОУ «СОШ №4» помещений, пригодных для размещения медицинского пункта, помещения медицинского назначения в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами и о возможности использования кабинета кулинарии, примыкающего к кабинету врача, для проведения медицинских осмотров, прививочных мероприятий после соответствующей подготовки. Проведение экспертизы было поручено Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в Корсаковском районе и порту Корсаков. В акте санитарно-эпидемиологического обследования от 19 января 2012 года главным специалистом-экспертом Территориального отдела управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в Корсаковском районе и порту Корсаков А. в присутствии вице-мэра, руководителя департамента социального развития администрации Корсаковского городского округа Густовой Н.А., начальника отдела образования Астаховой О.С., директора МБОУ СОШ №4» Предеиной Т.А. отражено, что количество обучающихся в школе 912 человек не превышает вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом от 1967 года(920 учащихся). Здание школы типовое, трехэтажное(без учета полуподвального – цокольного этажа). В МБОУ «СОШ№4» медицинское обслуживание: доврачебная помощь – оказание первичной медицинской помощи, профилактические прививки осуществляется фельдшером МБУЗ «Корсаковская ЦРБ» на договорной основе(Договор от 01 сентября 2010 г.). В течение учебного года выполняется около 1630 профилактических прививок, число обращений за медицинской помощью, в том числе процедурного характера(порезы, ушибы, носовое кровотечение и т.д.) составляет 500-600 обращений. При проведении профилактических медицинских осмотров(диспансеризации учащихся) – работает выездная бригада врачей МБУЗ «Корсаковская ЦРБ». Медицинское обслуживание: проведение инъекций, профилактических прививок, перевязок, прием учащихся по обращению за медицинской помощью осуществляется в одном помещении на 1 этаже, которое предусмотрено проектом в «Кабинете врача», площадью 16,0 кв.м. В кабинете врача условно выделена процедурная зона для проведения процедурных медицинских манипуляций, для чего поперек кабинета установлена низкая медицинская передвижная ширма, которая отгораживает только часть площади процедурной зоны и зоны приема пациентов. Существующее разграничение кабинета не обеспечивает соблюдение требований по площади и полной изоляции процедурной зоны от зоны приема пациентов, а также не обеспечивает условия для проведения противоэпидемического режима в процедурной зоне: обеззараживание воздушной среды и поверхностей предметов процедурной зоны и установки необходимого оборудования для работы в процедурном кабинете. Для проведения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации учащихся временно используется помещение кабинета врача и помещение рядом расположенного кабинета технологии(кулинарии), площадью 32,8 кв.м. Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы помещения медицинского назначения МБОУ «СОШ №4» от 20 января 2012 года по набору и площади помещение медицинского назначения не соответствует требованиям СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно п.4.21 Правил «В существующих зданиях общеобразовательных учреждений для медицинского обслуживания обучающихся должны предусматриваться на первом этаже здания помещения медицинского назначения, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14,0 м2 и длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0 м2». Использование кабинета технологии (кулинарии), примыкающего к кабинету врача, для проведения профилактических прививок и других инъекций, перевязок и прочих медицинских манипуляций возможно при условии: освобождения помещений данного кабинета от оборудования и инвентаря для использования занятий по технологии(кулинарии); проведения реконструкции и ремонтных работ в помещении кабинета технологии(кулинарии), в котором в дальнейшем будут проводиться только медицинское обслуживание(установления глухой перегородки с дверью, разделяющей один кабинет площадью 32,8 кв.м. на два помещения площадью не менее 14 кв.м.для оборудования кабинета приема пациентов и процедурного кабинете; установки в кабинетах раковины для мытья рук(кабинет приема), раковин для мытья рук и для мытья медицинских инструментов(процедурный кабинет) с подключением к системам водоснабжения и канализования; обеспечения горячего водоснабжения в процедурном кабинете; обеспечения кабинета приема и процедурного кабинета необходимым инвентарем и медицинским оборудованием, в том числе устройствами для обеззараживания воздуха; обеспечения кабинетов соответствующей внутренней отделкой поверхностей помещений, позволяющей проведение влажных уборок с применением дезинфекционных средств. При недостаточности помещений медицинского назначения во время проведения медицинских осмотров – диспансеризации учащихся использование других кабинетов возможно. Таким образом, доводы ответчиков о пригодности кабинета технологии(кулинарии) для его использования в качестве процедурного кабинета опровергнуты заключением экспертизы. Доводы, изложенные в заключении Департамента социального развития администрации Корсаковского городского округа от 02 августа 2011 года об отсутствии иной возможности оборудовать в здании школы процедурный кабинет в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями, в связи с занятостью всех помещений для образовательного процесса не подтверждены доказательствами и опровергнуты заключением экспертизы. Приведенными нормативными правовыми актами не установлены ограничения в применении вновь введенных в действие санитарных норм и правил к объектам недвижимости, спроектированным и построенным до их введения и переставшим соответствовать требованиям, установленным вновь введенными Санитарными нормами и Правилами, исполнение которых обязательно для всех использующих объекты недвижимости хозяйствующих субъектов, независимо от конструктивных особенностей здания, времени его проектирования и ввода в эксплуатацию. Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет понятие лицензии как специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (абзац второй статьи 2), то есть рассматривает лицензию как средство ограничения прав субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Ссылка директора МБУ «СОШ №4» на санитарно-эпидемиологическое заключение № от 10 декабря 2007 года о соответствии медицинского кабинета, доврачебной помощи государственным стандартам санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, согласно актам от 26 сентября 2007 года, 16 октября 2007 года, на лицензию на осуществление медицинской деятельности № от 27 декабря 2007 года на осуществление доврачебной помощи по сестринскому делу, стоматологии не опровергает установленных по делу обстоятельств о несоответствии медицинского пункта школы санитарно-эпидемиологическим правилам. При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет исковые требования и согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ, на основании ходатайства представителя соответчиков, учитывая невозможность проведения ремонтных работ во время учебного процесса, устанавливает срок исполнения решения до 01 сентября 2012 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковое заявление Корсаковского городского прокурора удовлетворить в части. Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» обеспечить медицинский пункт школы необходимым набором помещений – процедурным кабинетом площадью 14 кв.метров в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами в срок до 01 сентября 2012 года. В удовлетворении исковых требований к Администрации Корсаковского городского округа, Департаменту социального развития администрации Корсаковского городского округа Корсаковскому городскому прокурору отказать Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение одного месяца после его вынесения в окончательной форме. Судья Л.Ф.Шустова