ДЕЛО № 2-444/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 апреля 2012 года г.Корсаков Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Л.Ф.Шустовой, при секретаре Т.А.Александровой, с участием представителей ответчика: В.Е.Кресика, А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Масловой Л.Г. к Администрации Корсаковского городского округа об оспаривании заключения Межведомственной комиссии и о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Маслова Л.Г., собственник 1/2 доли трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с заявлением об оспаривании неправомерных действий Межведомственной жилищной комиссии администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области. В обоснование заявления указано, что в связи с прошедшим 29 июля 2010 года циклоном на территории Г.Корсакова произошло затопление жилых домов, в том числе дома, в котором находится принадлежащая ей и её дочери квартира, вследствие чего её семья: дочь Б., внук В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и она лишились своего жилья и имущества, так как за 10-15 мин. вода поднялась в квартире до 1,3 м. Дом находился в воде больше суток, что привело к его деформации, а значит – стал непригодным для проживания. На её обращение в Межведомственную комиссию с заявлением от 06 октября 2010 года об обследовании жилого помещения, в проведении обследования было отказано, поскольку указанное ею жилое помещение не является объектом муниципальной собственности. Данный отказ Сахалинским областным судом был признан незаконным. На орган местного самоуправления возложена обязанность провести комиссионную оценку жилого помещения. Межведомственной комиссией выдано заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о пригодности жилого помещения для проживания после капитального ремонта, тогда как жилье её соседей признано непригодным для проживания и им предоставлено другое жилое помещение. Согласно проверке Государственной жилищной инспекции Сахалинской области, а также акту технического обследования жилья ООО «<...>», вернуться в барак не представляется возможным, так как условия не соответствуют безопасным и гигиеническим требованиям. Полагая действия Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений, выразившиеся в признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для проживания незаконным и нарушающим права Масловой Л.Г. и членов её семьи, заявитель просила обязать Межведомственную комиссию администрации Корсаковского городского округа устранить нарушение её конституционных прав и прав её внука и дочери на жилье взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ и в этих целях признать незаконным и необоснованным решение Межведомственной жилищной комиссии. В судебном заседании Маслова Л.Г. уточнила, что в случае признания Межведомственной комиссией её жилого помещения непригодным для проживания, она имела бы право на внеочередное предоставление жилья. Согласно акту ООО «<...>» дом изношен на 90% и не подлежит капитальному ремонту и не может быть признан пригодным для проживания. Усматривая из указанных заявителем обстоятельств и заявленных требований наличие индивидуального спора о праве, не вытекающего из публичных правоотношений, суд рассмотрел дело в порядке искового производства. В дополнении от ДД.ММ.ГГГГ к ранее заявленным требованиям Маслова Л.Г. просила обязать администрацию Корсаковского городского округа предоставить ей жилье взамен утраченного, в связи с затоплением в результате прошедшего циклона на территории г.Корсаков ДД.ММ.ГГГГ, а также назначить независимую комиссию по оценке(признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания. Определением от ДД.ММ.ГГГГ суд привлек к участию в деле в качестве ответчика администрацию Корсаковского городского округа и, учитывая мнение истца, произвел замену ненадлежащего ответчика Межведомственной комиссии на надлежащего - Администрацию Корсаковского городского округа. В последнее судебное заседание истец не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в её отсутствие не просила. Дело рассмотрено в отсутствие истца согласно ч.З ст. 167 ГПК РФ. Представитель Администрации Корсаковского городского округа Кресик В.Г., действующий на основании доверенности, против исковых требований возражал, полагая их необоснованными, так как Маслова Л.Г. и члены её семьи на учете нуждающихся в жилом помещении не состоят, в установленном порядке малоимущими не признаны, следовательно, основания для предоставления им жилого помещения по договору социального найма отсутствуют, независимо от признания указанного жилого помещения пригодным или непригодным для проживания. Председатель Межведомственной комиссии по оценке(признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания А. в судебном заседании пояснила, что заключение Межведомственной комиссии, в состав которой вошли специалисты, основано на обследовании жилого помещения, в результате которого установлено, что принадлежащее истцу жилое помещение заброшено, захламлено, в нем никто не проживает. Собственники жилого помещения не приняли никаких мер к просушиванию, приведению в порядок собственного жилья. В заключении комиссии было выражено общее мнение о возможности проведения капитального ремонта квартиры и проживания в ней после капитального ремонта. Представитель ООО «<...>», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие. Выслушав объяснения представителей ответчика, изучив материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению иска. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Маслова(Тюкина) Л.Г. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником <...> доли квартиры <адрес>, что подтверждено договором, а также свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. Другая <...> доля указанного жилого помещения принадлежит на праве общей долевой собственности дочери истца Б.. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 N 1328-0-0, Федеральный законодатель для случаев признания в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Законом Сахалинской области от 01.12.2005 N 87-30 (ред. от 04.07.2007) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (принят Сахалинской областной Думой 17.11.2005) установлен единый порядок ведения органами местного самоуправления городских округов Сахалинской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2). Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Законом Сахалинской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма^предусмотрено, что для принятия на учет гражданин подает заявление по установленной форме, подписанное всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи. Наряду с иными необходимыми документами к заявлению прилагается решение уполномоченного органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим(ст.2). Законом Сахалинской области «О порядке определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» от 6 декабря 2005 года № установлено, что признание семьи малоимущей в целях По сообщению Комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа от 02 апреля 2012 года Маслова Л.Г. и члены её семьи не состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Корсаковского городского округа и не признавались малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в Г.Корсакове. Объективная нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения никакими доказательствами не подтверждена. В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно- эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. Согласно п. 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п. 43 приведенного выше постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. В соответствии с п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Заключением Межведомственной комиссии по оценке(признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, назначенной постановлением мэра Корсаковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, N 52 от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по результатам обследования жилого помещения по адресу: <адрес> и на основании акта Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N 52, установлено, что жилое помещение пригодно для проживания после проведения капитального ремонта в соответствии с п.43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. При проверке технического состояния жилого помещения по адресу: <адрес> и имущества, пострадавшего в результате прошедшего циклона на территории Корсаковского городского округа с 28 по ДД.ММ.ГГГГ было выявлено следующее: затопление помещений до уровня 130 см., отклеивание обоев, вспучивание полового покрытия, местами отваливается штукатурный слой; воды на момент проверки в квартире нет, на полу остатки грязи, что подтверждается актом комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным мэром Корсаковского городского округа и согласованным начальником Управления ГОЧС. В акте технического обследования <адрес>, составленном комиссией в составе специалистов ООО «<...>» ДД.ММ.ГГГГ, указано, что нарушены и изношены основные строительные конструкции: перекошены дверные и оконные проемы, половое покрытие; наружные рамы на 86% сгнили; наружные стены(нижние венцы) - разрушены; разрушение фундаментальных блоков, трещины. Комиссия считает, что <адрес> требует капитального ремонта. Вместе с тем, в Акте отмечено, что согласно Постановлению Госстроя № производить капитальный ремонт в домах, износ которых 90% - запрещено. Однако, указанная степень износа в Акте ничем не обоснована. По данным технической инвентаризации <адрес>, проведенной Корсаковским отделом Сахалинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на 24 декабря 2010 года физический износ здания составляет 52%. В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции в РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г. N 1086, органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, инженерного оборудования, а также за санитарным состоянием помещений жилищного фонда. На основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя Государственной жилищной инспекции Сахалинской области от 24 мая 2011 года № главным государственным инспектором инспекторского отдела Государственной жилищной инспекции Сахалинской области Д. проведена проверка по адресу: <адрес>, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражено, что все стены квартиры обшиты ДВП, отслоение обоев на уровне от 1 до 1,5 м. от пола - уровень подтопления водой. Под ДВП проложен слой теплоизоляционного материала. Допущена порча теплоизоляционного слоя. Отслоение штукатурного слоя в местах затопления и следы черных плесневелых пятен по периметру квартиры. Наблюдается деформация фундаментных - ленточных блоков(трещины, разрушения с южной стороны дома. Печь в нерабочем состоянии. На потолке отслоение штукатурного слоя до деревянной дранки на площади 1x1 м. Следы гниения деревянной обшивки всего дома. Нарушение крепления обшивки по периметру на расстоянии 0,5 м. от фундамента. На момент проверки жильцы квартиры № не проживают из-за неудовлетворительного технического состояния после наводнения. В акте обследования помещения Межведомственной комиссией по оценке (признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ также отмечено, что жилое помещение находится в нежилом состоянии, полы в комнатах завалены бытовым мусором. Со слов собственника, в жилом помещении не проживают более года, в некоторых комнатах был проведен ремонт. Наблюдается частичный прогиб пола при входе в квартиру, перекосов межкомнатных и дверных проемов не наблюдается; на кухне наблюдается обвал штукатурного потолочного Выводы межведомственной комиссии о возможности использования данного жилого помещения после проведения капитального ремонта не противоречат данным о состоянии жилого дома, изложенным в акте инспекционного обследования, проведенного Государственной жилищной инспекцией по Сахалинской области. При этом заключение Межведомственной комиссии от 07 октября 2011 года о необходимости и возможности проведения капитального ремонта обследуемого жилого помещения, соответствует пункту 47(абз.2) Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Доказательств нарушений, допущенных при принятии Межведомственной комиссией данного решения, истцом суду не представлено. Дополнительное требование истца о назначении независимой комиссии по оценке(признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания заявлено без указания обстоятельств, на которых оно основано и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства. Истцом не указано, какой независимой комиссии следует поручить проведение оценки, по каким вопросам и за чей счет. Доводы истца о том, что заключение Межведомственной комиссии № от 07 октября 2011 года, выданное по её заявлению, отличается от заключения № от 08 октября 2010 года, выданного соседям из 1-ой квартиры о непригодности их жилого помещения для проживания, не опровергают установленных по делу обстоятельств. Поскольку жилой дом, в котором находится спорное жилое помещение, на момент рассмотрения дела, в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции не признан, истец и члены её семьи не состоят на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения и в установленном порядке не признаны малоимущими, оснований, предусмотренных ст. 87 ЖК РФ, для предоставления истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ : Масловой Л.Г. в удовлетворении искового заявления к Администрации Корсаковского городского округа о признании незаконным решения Межведомственной жилищной комиссии и о предоставлении жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение одного месяца после его вынесения в окончательной форме. Судья Л.Ф.Шустова
данном случае Администрацией Корсаковского городского округа.
предоставления ей(семье) по договору социального найма жилого помещения из муниципального жилищного фонда принимаются во внимание доходы каждого члена семьи за прошедший календарный год на основании представленных ими по установленному перечню документов(ст.2-4).
перекрытия площадью 1 кв.м., в спальне на стене выше плинтуса наблюдается серая сухая плесень; оконные рамы требуют подгонки для обеспечения свободного хода закрытия и открытия их.