Решение (о признании права собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 апреля 2012 года город Корсаков Сахалинской области

Корсаковский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи Т.Ю.Беспаловой,

при секретаре А.Х. Матвиец,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КРАВЧЕНКО В.С., КРАВЧЕНКО З.И., БЕЛЯКОВОЙ И.В. и Б. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» (далее – ФГУ «Востокрегионжилье») и Федеральному бюджетному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФБУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России) о признании права собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение,

у с т а н о в и л:

В.С. Кравченко является нанимателем по договору социального найма жилого помещения в <адрес>. Совместно с ним на данной жилой площади зарегистрированы в качестве членов семьи нанимателя: жена З.И. Кравченко, сын А.В. Кравченко, дочь И.В. Белякова, невестка Р.П. Кравченко и несовершеннолетний внук Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ В.С. Кравченко, З.И. Кравченко, И.В. Белякова и Б. обратились с иском к ФГУ «Востокрегионжилье» и ФБУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России о признании за ними права общей долевой собственности в порядке приватизации на указанное жилое помещение в равных долях – по 1/4 доли на каждого.

В обоснование своих требований указали, что занимаемая ими квартира находится в оперативном управлении ФГУ «Востокрегионжилье». В конце 2011 года они обратились с заявлением о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Но ДД.ММ.ГГГГ получили отказ по мотиву того, что решение данного вопроса не находится в компетенции ФГУ «Востокрегионжилье», им предложено было обратиться в ФБУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России. Считают отказ незаконным, нарушающим их право на приватизацию. Другого жилья не имеют, жилищный фонд, в котором находится спорная квартира, исключен из списка военных городков.

В.С. Кравченко и его представитель В. иск поддержали и настаивали на его удовлетворении. З.И. Кравченко и И.В. Белякова просили рассматривать дело в их отсутствие.

Ответчики своих представителей для участия в деле не направили. ФБУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России представило письменный отзыв, в котором указало, что считает требования истцов не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что, являясь правообладателем спорного жилого помещения, ФБУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России не уполномочено передавать в собственность недвижимое имущество. Приватизировать жилое помещение можно только с согласия Министерства обороны Российской Федерации.

Определением <...> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, которое своего представителя не направило, письменных возражений не представило.

Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Согласно статье 2 названного Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу статей 6 и 7 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, В.С. Кравченко, подполковник в отставке, проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Уволен с военной службы в отставку по болезни, исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ <...> квартирно – эксплуатационная часть Дальневосточного военного округа выдала В.С. Кравченко и членам его семьи: жене, сыну и дочери, ордер на право занятия жилого помещения в трехкомнатной <адрес>. Указанное жилое помещение находится в собственности Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ , представленной абонентским участком РЭУ территориального филиала «Южно-Сахалинский» открытого акционерного общества «Славянка», а также поквартирных карточек Формы А и Б, А.С. Кравченко зарегистрирован в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, дочь И.В. Белякова – с ДД.ММ.ГГГГ, жена З.И. Кравченко – с ДД.ММ.ГГГГ, сын А.В. Кравченко, невестка Р.П. Кравченко – с ДД.ММ.ГГГГ, внук Б. – с ДД.ММ.ГГГГ.

А.В. Кравченко и Р.П. Кравченко от участия в приватизации отказались и оформили нотариальное согласие на передачу жилого помещения в общую долевую собственность истцов.

В.С. Кравченко обратился в ФГУ «Востокрегионжилье» с заявлением о передаче занимаемой квартиры в собственность, на которое ДД.ММ.ГГГГ получил ответ, из которого следует, что балансодержателем жилых помещений Министерства обороны Российской Федерации является ФБУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России; ФГУ «Востокрегионжилье» не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность гражданам, а осуществляет учет военнослужащих, подлежащих обеспечению жильем (л. д. 12).

Как следует из Устава ФБУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ оно реорганизовано путем присоединения к нему территориальных федеральных государственных учреждений, в том числе Федерального государственного учреждения «Анивская квартирно – эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство обороны. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны. Имущество учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, распоряжается этим имуществом с согласия собственника имущества.

Исходя из изложенного, жилое помещение, занимаемое истцами, находится в государственной собственности и закреплено за ФБУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России на праве оперативного управления.

По информации, предоставленной Корсаковским отделением Сахалинского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за В.С. Кравченко, З.И. Кравченко, Б. и И.В. Беляковой наличие недвижимого имущества не значится.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах истцов на объекты недвижимого имущества.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ , предоставленной <...> управлением администрации Корсаковского городского округа право на приватизацию жилого помещения истцы не использовали.

Справкой, выданной командиром 3 мотопехотной бригады ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено, что В.С. Кравченко сдал предоставленную ранее трехкомнатную квартиру, расположенную по <адрес>, квартирным органам Министерства обороны <...>.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р военный городок <адрес> исключен из числа закрытых военных городков. Занимаемая истцами квартира не имеет статуса служебного жилого помещения.

Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что истцы пользуются жилым помещение в <адрес>, находящейся в государственной собственности, на условиях договора социального найма, зарегистрированы и постоянно проживают на данной жилой площади, в приватизации ранее не участвовали, доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение относится к жилым помещениям, приватизация которых запрещена, в материалах дела не имеется, а ответчиками не представлено.

При таких обстоятельствах истцы обладают правом на приватизацию занимаемого ими жилого помещения. Осуществление этого права не может быть поставлено в зависимость от того, что ответчики не наделены собственником полномочиями по передаче жилых помещений гражданам в собственность. Отказ в передаче квартиры в собственность истцам нарушает их жилищные права, гарантированные Федеральным законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

иск Кравченко В.С., Кравченко З.И., Беляковой И.В. и Б. УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Признать за Кравченко В.С., Кравченко З.И., Беляковой И.В. и Б. право общей долевой собственности в порядке приватизации в размере по 1/4 доли каждого на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Ю. Беспалова

Решение в окончательной форме принято 10 мая 2012 года.