Решение (о включении в наследственную массу жилого дома с подсобными помещениями, признании права собственности и о государственной регистрации перехода к нему в порядке наследования права собственности на жилой дом с подсобными помещениями)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2012 года город Корсаков Сахалинской области

Корсаковский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи Т.Ю.Беспаловой,

при секретаре А.Х. Матвиец,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КОЦ А. В. к комитету по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа о включении в наследственную массу жилого дома с подсобными помещениями, признании права собственности и о государственной регистрации перехода к нему в порядке наследования права собственности на жилой дом с подсобными помещениями,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ А.В. Коц обратился с иском к комитету по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа о включении в состав наследства, оставшегося после смерти матери, А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилого дома с подсобными помещениями, расположенными по адресу: <адрес>, <...> км автодороги <...>, район озера <...>, и признании за ним права собственности на указанный жилой дом в порядке наследования.

В обоснование своих требований указал, что в 1999 году его мама купила у комитета по управлению имуществом администрации <адрес> жилой дом, расположенный в <адрес> на базе отдыха «<...>», поселилась в нем и проживала там вплоть до своей смерти. Впоследствии адрес места нахождения жилого дома изменился на: <адрес>, <...> км автодороги <...>, район озера <...>. После смерти мамы выяснилось, что свое право собственности на дом она не зарегистрировала в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Более того, с ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование Корсаковский городской округ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) значится собственником вышеуказанного жилого дома. Несмотря на то, что мама купила дом и проживала в нем длительное время, он, являясь единственным наследником, не может оформить свое право на наследство.

В ходе судебного разбирательства истец дополнил требования и просил произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилой дом с подсобными помещениями, по поводу которого возник спор, от муниципального образования «Корсаковский городской округ» к нему, как к правопреемнику А..

В судебном заседании А.В. Коц доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал и просил его удовлетворить.

Представитель комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа Г. возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что у комитета по управлению имуществом не было права распоряжаться спорным имуществом.

Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной регистрационной службы по <адрес>, представило письменный отзыв, в котором указало, что рассмотрение вопроса о включении имущества в наследственную массу отнесено к компетенции суда; при удовлетворении любого из заявленных требований судебный акт будет являться основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРП. Просило рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Нотариус Корсаковского нотариального округа Д., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не явилась.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно части 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав (пункт 11) разъяснено, что наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в ЕГРП, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.

Как следует из материалов дела, постановлением мэра города и района от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче пионерского лагеря «<...>», базы отдыха «<...>», клуба «<...>» АООТ «<...>» в муниципальную собственность» во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» на комитет по управлению имуществом администрации <адрес> была возложена обязанность принять в муниципальную собственность с последующей передачей на баланс муниципальному предприятию «<...>» комплекс зданий и сооружений, в том числе базу отдыха «<...>» с земельным участком. На муниципальное предприятие «<...>» возлагалась обязанность обеспечить содержание и эксплуатацию указанного объекта.

По Акту от ДД.ММ.ГГГГ произведен прием – передача базы отдыха «<...>», год ввода в эксплуатацию – <...>, включающую здание бани-котельной и двух домов отдыха, от акционерного общества открытого типа «<...>» муниципальному предприятию «<...>».

Согласно выписке из Реестра муниципальной собственности, расположенной на территории муниципального образования <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <...> км автодороги <...>, район озера <...>, является объектом муниципальной собственности, реестровый .

В этой связи доводы представителя ответчика о том, что комитет по управлению имуществом не вправе был распоряжаться спорным имуществом, несостоятельны.

Как следует из Акта от ДД.ММ.ГГГГ, согласованному с вице-мэром города и района, председателем комитета по управлению имуществом и утвержденному управляющим муниципальным предприятием «<...>», после обследования комплекса базы отдыха «<...>» комиссия пришла к выводу о необходимости ликвидации данного объекта в связи со значительным износом основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов зданий и отсутствием денежных средств на восстановление для использования по назначению (л. д. 46 – 47).

Из справки идентификации от ДД.ММ.ГГГГ , предоставленной комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования <адрес> в Корсаковский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес>, следует, что объект - жилой дом, площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, <...> км автодороги <...>, район озера <...> (согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ), и дом отдыха «<...>», указанный в постановлении мэра города и района от ДД.ММ.ГГГГ и в акте от ДД.ММ.ГГГГ, является одним объектом.

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ комитет по управлению имуществом <адрес> в лице вице-мэра, председателя комитета по управлению имуществом Е. (продавец), продал А. (покупатель) жилой дом с подсобными помещениями в <адрес> на базе отдыха «<...>», общей площадью <...> кв. м, в том числе жилой – <...> кв. м, по остаточной стоимости - за 12200 руб.

Пунктом 4 договора установлено, что покупатель приобретает право собственности на жилой дом с подсобными помещениями после полной оплаты стоимости, регистрации договора в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и бюро технической инвентаризации <адрес> и составления акта приема-передачи данного объекта.

Произвести оплату покупатель должен был на расчетный счет муниципального предприятия «<...>» (пункт 3 договора).

К договору приложен Акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, по которому муниципальное предприятие «<...>» передало А. жилой дом с подсобными помещениями.

В подтверждение внесения оплаты по договору купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ в размере 12200 руб. представлена справка за подписью управляющего и главного бухгалтера муниципального предприятия «<...>».

Договор купли-продажи спорного имущества не был оспорен и не признан недействительным. Следовательно, А. на законных основаниях приобрела право собственности на имущество, по поводу которого возник спор, но не произвела государственную регистрацию договора купли-продажи и перехода к ней права собственности. В этом случае правоустанавливающими документами для ее правопреемника являются: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Акт приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ и справка о внесении оплаты стоимости имущества.

По сведениям, представленным нотариусом Корсаковского нотариального округа Д., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ А.В. Коц является единственным наследником, обратившимся к нотариусу.

При таких обстоятельствах жилой дом с подсобными помещениями подлежит включению в наследственную массу, оставшуюся после смерти А., а за А.В. Коц подлежит признанию право собственности в порядке наследования на спорное имущество.

Как следует из выписки 1272 из Единого реестра объектов капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ в составе комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, <...> км автодороги <...>, район озера <...>, находится жилой дом, лит. А, с пристройкой, лит. а, площадью – 76,4 кв. м, в том числе лит. А – 69,0 кв. м, лит. а – 7,4 кв. м. В примечании указано, что был произведен снос межкомнатных перегородок и снос шкафов.

ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП произведена государственная регистрация права собственности муниципального образования «Корсаковский городской округ» <адрес> () на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <...> км автодороги <...>, район озера <...>, общей площадью <...> кв. м. Произведенная регистрация является одним из этапов для государственной регистрации перехода права собственности к А.В. Коц.

В силу статей 17 и 28 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решение суда является основанием для внесения в ЕГРП сведений о государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом с подсобными помещениями к А.В. Коц.

Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

иск Коц А. В. УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом с подсобными помещениями, расположенный по адресу: <адрес>, <...> км автодороги <...>, район озера <...>.

Признать право собственности в порядке наследования Коц А. В. на жилой дом с подсобными помещениями, расположенный по адресу: <адрес>, <...> км автодороги <...>, район озера <...>.

Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилой дом с подсобными помещениями, расположенный по адресу: <адрес>, <...> км автодороги <...>, район озера <...>, к Коц А. В..

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца после принятия в окончательной форме.

Судья Т.Ю. Беспалова

Решение в окончательной форме принято 02 августа 2012 года.