Именем Российской Федерации 08 августа 2012 года город Корсаков Сахалинской области Корсаковский городской суд под председательством судьи Т. Ю. Беспаловой, с участием помощника военного прокурора Н.Ю. Киселева, при секретаре А.Х. Матвиец, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску 318 военной прокуратуры гарнизона в интересах государства в лице Федерального государственного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» (далее – ФГУ «Востокрегионжилье») к ЛИСИЧКИНУ В. В. и И. о выселении из служебного жилого помещения, у с т а н о в и л: 02 июля 2012 года 318 военная прокуратура гарнизона в интересах государства в лице ФГУ «Востокрегионжилье» обратилась с иском к Владимиру В. Л., Ларисе Н. Л., А. и Л. о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование требований в иске указано, что в 2005 году В.В. Лисичкину и членам его семьи в период прохождения военной службы в войсковой части 36225 было выделено названное выше жилое помещение. В связи с увольнением с военной службы 22 мая 2008 года В.В. Лисичкину на состав семьи из четырех человек выдан государственный жилищный сертификат, который реализован им 26 декабря 2008 года по избранному месту жительства – <адрес>. 22 февраля 2006 года ответчиками было подписано заявление-обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения после получения и реализации государственного жилищного сертификата. Однако, несмотря на приобретение жилого помещения по государственному жилищному сертификату, семья Лисичкиных до настоящего времени зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении, в установленном порядке его не передала представителю собственника. 10 января 2012 года ФГУ «Востокрегионжилье» направляло ответчикам предупреждение об освобождении жилого помещения в добровольном порядке, которое не исполнено до настоящего времени. ФГУ «Востокрегионжилье», как представитель собственника, лишено возможности распорядиться служебной квартирой, находящейся в государственной собственности. В ходе судебного разбирательства военный прокурор отказался от иска в части выселения И.В. Лисичкина и П.В. Лисичкина, поскольку они снялись с регистрационного учета и освободили спорное жилое помещение. Производство по делу в этой части прекращено. ФГУ «Востокрегионжилье» своего представителя для участия в деле не направило. В.В. Лисичкин и Л.Н. Лисичкина иск не признали и пояснили, что жильем обеспечены не в полном объеме - им на семью положена квартира общей площадью 72 кв.м, а на полученные по государственному жилищному сертификату средства они смогли купить только двухкомнатную квартиру площадью 47,3 кв. м. Кроме того, Лисичкина не утратила связь с Министерством обороны. Представитель ответчиков Б. возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что ФГУ «Востокрегионжиллье» не может обращаться с таким иском, так как отсутствуют доказательства о передаче жилого фонда в оперативное управление названного учреждения. Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1871 от 17 декабря 2010 года жилищный фонд передан в оперативное управление Федерального бюджетного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Обязательство об освобождении занимаемой квартиры не является основанием для выселения ответчиков. Спорная квартира не относится к числу служебных. Выслушав объяснения участвующего в деле помощника военного прокурора Г., поддержавшего заявленные требования, ответчиков и их представителя, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего – гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В силу пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на жилище осуществляется путем выдачи им жилищных сертификатов. Праву на получение жилищного сертификата сопутствует обязанность по сдаче занимаемого жилого помещения (пункт 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153). Пунктом 45 названных Правил предусмотрено, что исполнение обязательства о сдаче (передаче) занимаемого жилого помещения должно осуществляться в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Таким образом, обязательным условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, имеющим право на их получение, является предоставление этими гражданами и совершеннолетними членами их семей обязательства о сдаче (передаче) занимаемого жилого помещения в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Как следует из материалов дела (поквартирных карточек, Списка распределения жилых помещений по войсковой части 35391), в 2005 году В.В. Лисичкину и членам его семьи: жене Л.Н. Лисичкиной и двум сыновьям – И.В. Лисичкину и П.В. Лисичкину, была выделена служебная трехкомнатная квартира, общей площадью 61,1 кв. м, в том числе жилой – 45,2 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с В.В. Лисичкиным был заключен договор найма № на срок до 2010 года. 06 декабря 2005 года на указанной жилой площади зарегистрировались наниматель В.В. Лисичкин с супругой, а с 31 января 2006 года – их сыновья. 19 мая 2009 года И.В. Лисичкин и П.В. Лисичкин снялись с регистрационного учета по данной квартире. 22 мая 2008 года В.В. Лисичкин, как участник подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы», в Анивской квартирно-эксплуатационной части получил с учетом трех членов семьи государственный жилищный сертификат о предоставлении субсидии в размере 2021760 руб. на приобретение жилого помещения на территории Московской области (№), выданный Минобороны России 22 апреля 2008 года, что подтверждается корешком государственного жилищного сертификата. Согласно выписке из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов по Минобороны России по государственному жилищному сертификату от 22 апреля 2008 года (№), выданному В.В. Лисичкину, 26 декабря 2008 года были перечислены средства субсидии в счет оплаты договора от 25 декабря 2008 года о приобретении квартиры в городе <адрес>, общей площадью 47,3 кв. м, и была произведена государственная регистрация права собственности на приобретенное жилье (л. д. 10). 22 февраля 2006 года В.В. Лисичкин и члены его семьи подписали обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, занимаемого ими жилого помещения на основании ордера от 24 ноября 2005 года, выданного Анивской квартирно-эксплуатационной частью, находящегося в федеральной собственности, согласно которому ответчики приняли на себя обязательство в двухмесячный срок с даты реализации государственного жилищного сертификата освободить и сдать указанное жилое помещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 10 января 2012 года К. направлялось заместителем начальника ФГУ «Востокрегионжилье» предупреждение с требованием освободить занимаемое жилое помещение и в срок до 15 февраля 2012 года представить в ФГУ «Востокрегионжилье» справку о сдаче квартиры, а также с разъяснением последствий невыполнения требований, а именно: о возможном выселении в судебном порядке. Ответчики, реализовав свое право на получение жилья по вновь избранному месту жительства, использовали предоставленный им государственный жилищный сертификат, однако, взятое на себя обязательство по передаче занимаемого ими жилого помещения в двухмесячный срок после приобретения жилого помещения за счет государственной субсидии не выполнили. При таких обстоятельствах, поскольку В.В. Лисичкин и член его семьи Л.Н. Лисичкина жилым помещением по избранному ими месту жительства обеспечены и приобрели в собственность жилое помещение на выделенную им государством субсидию, следовательно, утратили право пользования спорной квартирой. В соответствии с частью 1 статьей 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда. Вследствие утраты Лисичкиными права пользования спорным жилым помещением, они обязаны освободить жилое помещение, то есть подлежат выселению. В силу части 1 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Именно такое соглашение и было фактически достигнуто в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы». В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. В силу приведенной правовой нормы Лисичкины самостоятельно определили судьбу своих прав в отношении спорной квартиры, обязавшись освободить ее после реализации государственного жилищного сертификата. Утверждение ответчиков о том, что обязательство освободить занимаемое жилое помещение было составлено ими под влиянием заблуждения, ничем не подтверждено. Обязательство подписано дееспособными лицами, оснований для сомнения в действительности их волеизъявления при подписании обязательства не имеется. Довод ответчиков о том, что они не в полной мере реализовали свои жилищные права, приобретя на предоставленную субсидию квартиру меньшей площади, чем им положено (47,3 кв. м вместо 72, из расчета 18 кв. м на каждого члена семьи), поэтому у них не возникла обязанность освободить занимаемое жилое помещение, несостоятелен. В соответствии с пунктом 15 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы», при расчете размера социальной выплаты для граждан – участников подпрограммы, указанных в подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил (военнослужащих, увольняемых с военной службы) применяется норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации. Согласно пункту 16 названных Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается, в частности, по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. Как следует из материалов дела, В.В. Лисичкину и трем членам его семьи выделена субсидия на приобретение 72 кв. м общей площади жилого помещения по нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения в размере 23400 руб. на сумму 2021760 руб. Таким образом, социальная выплата произведена Лисичкиным в полном объеме. Федеральной целевой программой «Жилище» не предусмотрена выдача субсидии из расчета рыночной стоимости жилья. Поскольку В.В. Лисичкин стал участником этой программы, значит, согласился на такие условия. Довод о том, что ФГУ «Востокрегионжилье», в интересах которого заявлен иск прокурором, не обладает правом на обращение в суд с настоящим иском, суд признает необоснованным. Так, в соответствии с Уставом ФГУ «Востокрегионжилье», утвержденным 29 июля 2010 года Министром обороны Российской Федерации, его учредителем является Министерство обороны Российской Федерации. ФГУ «Востокрегионжилье» создано в целях организации работы по обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации. Для реализации указанной цели ФГУ «Востокрегионжилье» осуществляет, в частности: заключение, изменение и расторжение договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда; заключение, изменение и расторжение в установленном порядке договоров социального найма жилых помещений на основании решений, принимаемых Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации; выдачу справок о сдаче военнослужащими или гражданином, уволенным с военной службы, жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации; учет жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации. Исходя из цели организации работы ФГУ «Востокрегионжилье», оно вправе обращаться с иском о выселении граждан, занимающих жилые помещения, находящиеся в собственности Министерства обороны Российской Федерации. Вместе с тем, суд находит заслуживающим внимание довод ответчиков о том, что занимаемая ими квартира не является служебной. Постановлением мэра города и района администрации Корсаковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в число служебных жилых помещений» жилое помещение в <адрес> было включено в число служебных и закреплено за Анивской КЭЧ. Но постановлением главы муниципального образования администрации муниципального образования Корсаковского района от 20 апреля 2006 года № постановление главы муниципального образования от 25 февраля 2002 года № «О включении в число служебных жилых помещений» отменено. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. № 1330-р военный городок <адрес> исключен из числа закрытых военных городков. Однако, данное обстоятельство не освобождает ответчиков от обязательств освободить спорное жилое помещение. Также не имеет правового значения для данного дела то обстоятельство, что Л.Н. Лисичкина работает в Федеральном бюджетном учреждении, относящемся к Министерству обороны Российской Федерации. Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: иск 318 военной прокуратуры гарнизона в интересах государства в лице Федерального государственного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» УДОВЛЕТВОРИТЬ. Выселить Лисичкина В. В. и И. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца после принятия в окончательной форме. Судья Т.Ю. Беспалова Решение в окончательной форме принято 05 сентября 2012 года.