Дело № 2-887/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 января 2012 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой, с участие прокурора С.А. Кириченко, при секретаре А.Н. Андреевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омельченко А. В. и Омельченко Е. А. к Барвину В. В.чу о выселении из жилого помещения и встречным искам Барвина В. В.ча к Омельченко А. В., Омельченко Е. А., войсковой части 35390 <адрес>, 199 Военной автомобильной инспекции, ФГУ «Анивская КЭЧ» Минобороны России о признании незаконными договора, списка и протокола предоставления жилья, и о признании его права на проживание в жилом помещении, УСТАНОВИЛ: Омельченко А.В. и Омельченко Е.А. обратились в суд с иском, в котором просили выселить Барвина В.В. из квартиры по адресу <адрес>, <адрес> <адрес>, вселить их в эту квартиру. В обоснование своих требований указали, что данная квартира была им предоставлена решением жилищной комиссии 199 ВАИ, утвержденным начальником Южно-Сахалинского гарнизона, а впоследствии с ними заключен договор найма спорного жилья, однако ответчик препятствует их вселению в квартиру, так как сам проживает в ней без законных оснований. Барвин В.В. с данным иском не согласился и ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд со встречным иском в котором просил признать незаконным и недействительным протокол № от ДД.ММ.ГГГГ решения жилищной комиссии 199 военной автомобильной инспекции о предоставлении жилья Омельченко, список от ДД.ММ.ГГГГ распределения жилья семье Омельченко, договор № от ДД.ММ.ГГГГ найма служебного жилого помещения. Кроме того, Барвин В.В. обратился в суд со встречным иском, в котором просил признать его право на проживание в спорном жилом помещении. В обоснование своих требований Барвин В.В. указал, что у жилищной инспекции 199 ВАИ не было полномочий распределять данную квартиру, так как ВАИ не уполномочена распределять жилой фонд войсковой части 35390, данная квартира утратила статус служебной, в то же время в ноябре 2010 года утратил силу Приказ МО РФ №от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жилищные комиссии войсковых частей были наделены полномочиями по распределению жилья, Анивская КЭЧ также утратила свой статус балансодержателя жилья, данное жилье принадлежит территориальному управлению департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, находящемуся в <адрес>, в связи с чем распределение квартиры Омельченко не могло быть утверждено в 2011 году, Анивская КЭЧ не вправе была заключать договор найма жилого помещения. Кроме того, Барвин В.В. указывает, что спорная квартира была предоставлена ему решением жилищной комиссии войсковой части 35391 в 2000 году, с ним был заключен договор найма, все эти документы находились в Анивской КЭЧ и войсковой части 35391 и утрачены в связи с неоднократными реорганизациями, считает, что он длительное время добросовестно и открыто проживает в спорной квартире, исполняет обязанности нанимателя, что свидетельствует о фактически сложившихся отношениях найма жилого помещения. В судебном заседании Омельченко А.В. и Омельченко Е.А. свои исковые требования поддержали, от исковых требований в части своего вселения в квартиру отказались, производство по делу в этой части прекращено. Барвин В.В. о рассмотрении дела извещен, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил, дело рассмотрено в его отсутствие. Представитель войсковой части 35390 Иващенко В.В. в судебном заседании со встречным иском Барвина В.В. не согласился, суду пояснил, что жилищная комиссия Южно-Сахалинского гарнизона передала спорную квартиру для распределения 199 ВАИ, входящей в зону ответственности гарнизона по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, жилищная комиссия 199 ВАИ в пределах своей компетенции распределила квартиру семье Омельченко, список распределения и договор в силу постоянной служебной занятости самих Омельченко и должностных лиц, ответственных за оформление документов, были оформлены только в 2011 году, в то же время Барвин В.В. спорной квартирой пользовался без законных оснований, войсковая часть 35391 ему эту квартиру не распределяла. Представитель 199 ВАИ Богданович Р.В. в судебном заседании со встречным иском Барвина В.В. также не согласился, указал, что 199 ВАИ состоит на довольствии в войсковой части 35390, своего жилья нет, поэтому при обращении Омельченко с рапортом о предоставлении жилья вопрос о распределении квартиры решался сначала жилищной комиссией гарнизона, затем квартиру распределили на заседании жилищной комиссии 199 ВАИ. ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, правопреемник ФГУ «Анивская КЭЧ», реорганизованного путем присоединения к ФГУ «ДТУ ИО» МО РФ, о рассмотрении дела извещено, представитель в судебное заседание не явился, с письменном отзыве указывают, что документы, связанные с жилфондом МО РФ в <адрес> отсутствуют, ФГУ «ДТУ ИО» МО РФ не является ответчиком по делу. Выслушав явившихся лиц, свидетелей, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 10 ЖК РФ Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; 3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; 4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; 5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; 6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей. В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. В соответствии с п. 1 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь, за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации Вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и настоящей Инструкцией. В соответствии с п. 37 этой же Инструкции распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Согласно положений пункта 40 этой же Инструкции для заселения в жилое помещение в квартирно-эксплуатационную часть района предоставляются утвержденный список распределения жилья, выписка из протокола заседания жилищной комиссии воинской части. Жилищные комиссии, уполномоченные на распределение жилья, создаются в порядке, установленном Примерным положением о жилищных комиссиях (Приложение № к Приказу МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), назначаются приказами соответственно начальника гарнизона и начальника воинской части. Данная Инструкция прекратила своё действие ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ порядок распределения жилья военнослужащим регулируется Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с этой Инструкцией жилье военнослужащим распределяется уполномоченным органом Министерства обороны после получения сведений о наличии освобожденного жилья, право Российской Федерации на которое зарегистрировано. Как видно из материалов дела, Омельченко А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился с рапортом на имя начальника 199 ВАИ о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что проживает в однокомнатной квартире площадью 30 кв.м. с семьей – женой Омельченко Е.А. и сыном Иваном ДД.ММ.ГГГГ г.р. Решением жилищной комиссии Территориального гарнизона <адрес> и местного Южно-Сахалинского от ДД.ММ.ГГГГ в составе председателя комиссии – заместителя начальника гарнизона по тылу, заместителя командира войсковой части 35390 по тылу У., членов комиссии: помощника начальника гарнизона по правовой работе А., врио начальника медицинской службы гарнизона, начальника ФГУ « военный госпиталь ДВО» начальника отделения Г., начальника жилищной группы Южно-Сахалинской КЭЧ З., заместителя командира войсковой части 49555 по тылу К., удовлетворено ходатайство начальника 199 ВАИ о распределении двухкомнатной квартиры по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес> фон<адрес> ВАИ. Решением жилищной комиссии 199 ВАИ от ДД.ММ.ГГГГ в составе председателя комиссии начальника 199 ВАИ Богдановича Р.В., членов комиссии – заместителя начальника Г., и Р., указанная квартира распределена Омельченко А.В. с членами семьи – женой Омельченко Е.А. и сыном Иваном 2007 года рождения. На основании указанных решений начальником Южно-Сахалинского военного гарнизона ДД.ММ.ГГГГ утвержден список распределения жилья, а ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Анивская КЭЧ района» МО РФ заключила с Омельченко А.В. типовой договор найма служебного жилого помещения № на указанную квартиру. Жилищная комиссия Южно-Сахалинского гарнизона создана на основании приказа начальника территориального гарнизона <адрес> и местного Южно-Сахалинского № от ДД.ММ.ГГГГ, состав которой сформирован из служащих, занимающих должности, определенные этим приказом. Жилищная комиссия 199 ВАИ образована на основании приказа начальника 199 ВАИ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно приложения № к этому приказу, где указаны члены комиссии. Из показаний Г. следует, что жилищная комиссия 199 ВАИ фактически рассматривала вопрос о распределении спорного жилого помещения Омельченко на основании его рапорта и представленных им документов. Границы Сахалинского территориального гарнизона согласно приказу командующего войсками восточного военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ совпадают с административными границами <адрес>, начальником гарнизона является командир войсковой части 35390, который осуществляет все полномочия в границах гарнизона. На момент заключения договора найма спорного жилого помещения жилфонд в <адрес> (бывший военный городок) был закреплен на праве оперативного управления за ФГУ «Анивская КЭЧ» распоряжением Министерства имущественных отношений №-рн от ДД.ММ.ГГГГ. Здания были внесены в реестр федеральной собственности, однако в органах регистрации прав на недвижимое имущество права на указанные жилые помещения до настоящего времени не зарегистрированы. Согласно Приказа Министра обороны РФ отДД.ММ.ГГГГ № года ФГУ «Анивская КЭЧ» в указанный период находилось в стадии реорганизации в форме присоединения к ФГУ «ДТУ ИО» МО РФ. Реорганизация завершена согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, до этого времени полномочия по заключению договоров найма жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны РФ, иным лицам не передавались. Доводы Барвина В.В. о том, что данное жилое помещение не является служебным, правового значения для дела не имеют. Ранее, согласно Жилищному кодексу РСФСР данному жилому помещению присвоен статус служебного органом местного самоуправления, однако впоследствии соответствующее постановление было отменено, так как с ДД.ММ.ГГГГ включение жилого помещения в число служебных относится к компетенции собственника. Министерством обороны РФ статус спорного жилого помещения не определен, что не исключает его передачу по договору социального найма военнослужащему, нуждающемуся в улучшении жилищных условий. Между тем, спорное жилое помещение было распределено военнослужащему компетентным органом, а именно – жилищной комиссией войсковой части (199 ВАИ) на основании решения жилищной комиссии гарнизона, уполномоченной на тот момент распоряжаться жилыми помещениями Министерства обороны РФ на подведомственной территории. Тот факт, что список распределения жилья утвержден начальником гарнизона только ДД.ММ.ГГГГ, не делает распределение незаконным, поскольку такое утверждение является лишь актом согласования уже состоявшегося распределения жилья жилищной комиссией. Сам список необходим только при заселении в жилое помещение для осуществления балансодержателем жилья – КЭЧ контроля за законностью заселения помещений. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания незаконным решения о предоставлении истцам спорного жилого помещения и заключения с ними договора социального найма. В то же время Барвин В.В. не представил доказательств приобретения права на спорное жилое помещение в установленном законом порядке. Так, из показаний Б. следует, что она работала начальником домоуправления Анивской КЭЧ в <адрес>, спорная квартира не была распределена, однако в ней числился фактически проживающим с разрешения командования гражданин Згурский, он уплачивал коммунальные платежи, в 2009 году она узнала, что в квартире фактически проживает Барвин, выясняла у него основания проживания, однако он не показал никаких документов, платежи вносил, сам указав себя в лицевом счете. Из показаний С. следует, что ранее до Барвина в спорной квартире проживали Кынчиковы, а затем выехали, от Згурского она слышала, что ему дали эту квартиру, когда его жилье стало непригодным для проживания, но уже 7 или 8 лет в квартире проживает Барвин В.В. Как видно из материалов дела, Южно-Сахалинский филиал ОАО «Славянка», управляющая организация, в январе 2011 года выставляла счета за коммунальные услуги по спорной квартире на З., однако ДД.ММ.ГГГГ Омельченко были зарегистрированы в спорной квартире, о чем сделаны записи в поквартирной карточке. Согласно выписке из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Южно-Сахалинским филиалом ОАО «Славянка», в <адрес> <адрес> <адрес> числится проживающим З. В судебное заседание Барвин В.В. представил письмо на его имя за подписью начальника Анивской КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что начальник Анивской КЭЧ уведомляет Барвина В.В., что на основании решения жилищной комиссии в/ч 35391 от ДД.ММ.ГГГГ № и договора найма от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между Барвиным и Анивской КЭЧ, Барвин является нанимателем спорного жилого помещения. Данное письмо суд находит противоречащим другим материалам дела, в том числе представленной ответчиком справке командира войсковой части 21527, с последнего места службы Барвина В.В. на Сахалине, где указано, что Барвин В.В. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, после чего убыл для дальнейшего прохождения военной службы в в/ч 54912 в <адрес>. Иных сведений о прохождении им службы в 2000 году в войсковых частях <адрес> и обращении в соответствующую жилищную комиссию с рапортом о предоставлении жилья, как и доказательств его предоставления, Барвин В.В. суду не представил. Между тем, до 1 марта 2005 года жилое помещение военнослужащему должно было предоставляться в порядке, установленном статьями 28, 42-43, 47 ЖК РСФСР и Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», то есть на основании решения соответствующей жилищной комиссии с выдачей ордера и последующим заключением договора найма, и регистрацией по месту жительства. Фактическое проживание не является основанием для приобретения права пользования жилым помещением. Поскольку договор найма до 1.03.2005 года на практике обычно не заключался, а ордер выдавался всегда, письмо от 7.07.2005 года, представленное Барвиным, должно было бы содержать ссылку на ордер, однако фактически содержит указание на основания вселения, установленные новым ЖК РФ с ДД.ММ.ГГГГ, что вызывает сомнение в достоверности представленного документа. Кроме того, согласно адресной справке, запрошенной судом, Барвин В.В. зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Барвин В.В. занимает жилое помещение, предоставленное Омельченко, без законных оснований, чем нарушает их права. По причине отсутствия правовой нормы, прямо регулирующей спорные правоотношения суд в соответствии с п. 3 ст. 11 ГПК РФ полагает необходимым применить статью 35 ЖК РФ, устанавливающую обязанность лица, не имеющего права пользования жилым помещением, освободить занимаемое жилое помещение (прекратить пользоваться им), то есть фактически выселиться. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с Барвина В.В. в пользу истцов понесенные по делу расходы, а именно – государственную пошлину в размере 200 рублей и 3000 рублей в возмещение расходов на оплату юридических услуг, которые согласно платежным документам понесла Омельченко Е.А. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Омельченко А. В. и Омельченко Е. А. к Барвину В. В.чу удовлетворить. Выселить Барвина В. В.ча из жилого помещения по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>. Исковые требования Барвина В. В.ча о признании незаконными решения жилищной комиссии 199 ВАИ от ДД.ММ.ГГГГ, списка распределения жилья от ДД.ММ.ГГГГ, договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ между Омельченко А.В. и Е.А. и ФГУ «Анивская КЭЧ», а также о признании права Барвина В.В. на проживание в жилом помещении по адресу <адрес>, <адрес> <адрес> – оставить без удовлетворения. Взыскать с Барвина В. В.ча в пользу Омельченко Е. А. 200 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины и 3000 рублей в возмещение расходов на оплату юридических услуг. Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.Н. Меркулова. Решение принято в окончательной форме 24 января 2012 года.