Решение (об оспаривании действий(бездействия) должностного лица)



ДЕЛО № 2-1252/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2012 года г.Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи Л.Ф.Шустовой,

при секретаре М.Ю.Солодковой,

с участием:

представителя заявителя В.Е.Баевского,

начальника Корсаковского отделения Управления

Росреестра по Сахалинской области В.,

рассмотрев заявление Брюханова М. П. об оспаривании действий(бездействия) должностного лица,

У С Т А Н О В И Л :

Представитель Брюханова М. П. - Баевский В. Е., действующий на основании доверенности, 04 октября 2011 года обратился в суд с заявлением об оспаривании действий государственного регистратора Корсаковского отдела Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области(далее Управление Росреестра) В. по вынесению уведомления о приостановлении государственной регистрации по истечении месячного срока, по не уведомлению заявителя в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав 21 сентября 2011 года в письменной форме и уведомлении представителя только 03 октября 2011 года, по отказу в выдаче уведомления о приостановлении государственной регистрации лично представителю 03 октября 2011 года с проставлением даты получения уведомления, по неполучению дополнительной информации в Корсаковском отделении Сахалинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по идентификации объекта, а также по проверке законности указания в кадастровом паспорте здания бытовых помещений склада в качестве жилого помещения - незаконными, о возложении обязанности на государственного регистратора Сахалинской области В. получить дополнительную информацию в Корсаковском отделении Сахалинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» по идентификации объекта, а также по проверке законности указания в кадастровом паспорте здания бытовых помещений склада в качестве жилого помещения, о взыскании с Управления Росреестра по Сахалинской области расходы по оплате услуг представителя за подготовку заявления об оспаривании действий(бездействия) государственных служащих и представительство в суде в сумме 10000 руб., судебные издержки за снятие ксерокопий в сумме 590 руб., за оплату госпошлины в сумме 200 руб.

В обоснование заявления указано, что решением Корсаковского городского суда от 07 мая 2002 года установлен факт владения Брюхановым М.П. на праве собственности зданием бытовых помещений склада в <адрес>, которое используется им для проживания. 21 августа 2011 года представитель Брюханова М.П. - Якушина Н.С. обратилась в Корсаковский отдел Управления Росреестра по Сахалинской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Брюханова М.П. на здание бытовых помещений склада в <адрес>. Документы на государственную регистрацию были у неё приняты ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания регистрации – ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок регистрация права произведена не была, приостановления государственной регистрации также не было. На обращение представителя Якушиной Н.С. в Корсаковское отделение Управления Росреестра по истечении месяца подачи документов, государственным регистратором В. ей был дан устный ответ, что государственная регистрация будет приостановлена, но несмотря на неоднократные обращения письменного уведомления о приостановлении регистрации выдано не было. ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор В. сообщила Якушиной Н.С. по телефону о необходимости получения уведомления о приостановлении государственной регистрации. Но когда Якушина Н.С. собиралась поставить дату получения уведомления в выдаче уведомления ей было отказано. После телефонного предупреждения Баевского В.Е. об обжаловании действий государственного регистратора в суд, уведомление было выдано Якушиной Н.С. Причиной приостановления регистрации явилось несоответствие назначения помещения. В решении суда за З. признано право собственности на здание бытовых помещений склада в <адрес>, тогда как в кадастровом паспорте от 26 июля 2011 года указано- жилой дом и у регистратора нет возможности идентифицировать данный объект недвижимого имущества. По мнению заявителя государственному регистратору необходимо было запросить Корсаковское отделение Сахалинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» является ли указанный в кадастровом паспорте жилой дом, тем строением, право собственности на которое признано судом за З.. Права и законные интересы Брюханова М.П. нарушаются тем, что он не может зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности на принадлежащее ему здание бытовых помещений склада в <адрес>.

В судебном заседании представитель Брюханова М.П. - Баевский В.Е., действующий на основании доверенности, настаивая на заявленных требованиях, предъявил дополнение к заявлению об оспаривании действий(бездействия) государственных служащих от ДД.ММ.ГГГГ, которым просил признать действия(бездействие) государственного регистратора Корсаковского отдела Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по <адрес> В.: по невыдаче Д. или его представителям уведомления о приостановлении государственной регистрации прав, вынесенное И., якобы по заявлению Якушиной Н.С.; по вынесению уведомления, якобы по заявлению Якушиной Н.С. о приостановлении регистрационных действий, незаконными и идущими вразрез с п.5 ст. 19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Уточнил, что незаконными действиями/бездействием/ государственного регистратора нарушены права Брюханова М.П. на своевременную регистрацию прав на недвижимое имущество, на получение информации о производимых регистрационных действиях, на оспаривание принятых государственным регистратором решений

Начальник Корсаковского отдела Управления Росреестра по <адрес> В., действующая от своего имени, как должностное лицо, действия которого оспариваются, а также представляющая по доверенности Управление Росреестра по <адрес>, в судебном заседании пояснила, что регистрационные действия по заявлению Брюханова М.П. приостанавливались в соответствии с требованиями ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ни каких негативных последствий для Брюханова М.П. в результате приостановления регистрационных действий не наступило.

В письменном отзыве руководителя Управления Росреестра по Сахалинской области Е. на заявление Брюханова М.П. указано, что нарушения сроков государственной регистрации государственным регистратором В. не допущено, её действия являются законными и обоснованными. Действиями государственного регистратора Ж. по вручению уведомления о приостановлении государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ права заявителя не нарушены и препятствий к осуществлению гражданином своих прав и свобод не создано, учитывая, что у заявителя имеется право обратиться в Управление с заявлением о приостановлении государственной регистрации в соответствии с п.3 ст. 19 Закона о регистрации в пределах трехмесячного срока. Заявитель не обосновал наступление негативных для него последствий, вызванных получением уведомления о приостановлении ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем его доводы в этой части являются необоснованными. Несостоятельным считает автор отзыва, и довод заявителя о непринятии государственным регистратором мер по получению дополнительных сведений с целью устранения имеющихся разночтений в представленных для регистрации документов, так как после приостановления государственной регистрации, 29 сентября 2011 года государственным регистратором Ж. направлен запрос в Корсаковский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» с целью устранения имеющихся противоречий.

Выслушав объяснения представителя заявителя, должностное лицо, действия которого оспариваются, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из принципа распределения бремени доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений, установленного ст. 249 ГПК РФ, должностным лицам, действия которых оспариваются, надлежит представить доказательства законности оспариваемых действий (бездействия). Гражданин, оспаривающий действия должностного лица, исходя из смысла ст. 255 ГПК РФ, обязан доказать, что его права и свободы нарушены действиями(бездействием) должностного лица.

Статьей 31 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрена ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, в соответствии с настоящим Федеральным законом за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в настоящем Федеральном законе, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Решением Корсаковского городского суда от 07 мая 2002 года, вступившим в законную силу 17 мая 2002 года, установлен факт владения Брюхановым М. П. на праве собственности зданием бытовых помещений склада в поселке <адрес>.

В силу статьи 17 названного Закона вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях (пункт 1 статьи 28 Закона).

Как установлено в судебном заседании, представитель Брюханова М.П.Якушина Н.С., действующая на основании доверенности, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Корсаковский отдел Управления Росреестра по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанное недвижимое имущество. В расписке о получении документов на государственную регистрацию дата окончания срока регистрации установлена ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 3 статьи 13 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом, а ипотеки жилых помещений - не позднее чем в течение пяти рабочих дней с указанного дня.

Согласно пунктам 7 и 8 статьи 16 названного Закона регистрационные действия начинаются со дня приема документов на государственную регистрацию прав. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в последовательности, определенной порядком приема документов. Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.

Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, является день получения таких заявления и документов соответствующим органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, за исключением случая представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества.

Из представленного государственным регистратором В. дела правоустанавливающих документов по заявлению Брюханова М.П. о регистрации прав на недвижимое имущество следует, что заявление представителя Брюханова М.П. Якушиной Н.С. о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества: жилой дом по адресу: <адрес> на основании решения Корсаковского городского суда от 07 мая 2002 года зарегистрировано в Корсаковском отделе Управления Росреестра по Сахалинской области 28 июля 2011 года в 16 час.17 мин., входящий номер . На данном заявлении имеются отметки государственного регистратора В., о приостановлении регистрации 21 сентября 2011 года и об отказе в государственной регистрации от 21 октября 2011 года.

Распиской в получении документов на государственную регистрацию подтверждено принятие документов 28 июля 2011 года и внесение в книгу учета входящих документов записи . Дата окончания срока регистрации указана 29 августа 2011 года.

Основания для приостановления государственной регистрации прав определены статьей 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в силу которой государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.

Государственная регистрация прав на основании судебного акта может приостанавливаться государственным регистратором только при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов.

В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц (не считая срока, указанного в пункте 3 статьи 13 настоящего Федерального закона).

В случае подачи правообладателем, стороной (сторонами) сделки или уполномоченным им (ими) на то лицом при наличии у него надлежаще оформленной доверенности письменного заявления о приостановлении государственная регистрация может быть приостановлена на срок, указанный в заявлении, но не более чем на три месяца (пункт 3 статьи 19 Закона). В заявлении согласно пункту 3 статьи 19 Закона также должны быть указаны причины приостановления, например, необходимость внесения изменений в представленные документы для устранения их несоответствия требованиям законодательства, необходимость получения дополнительных документов, служебная командировка, болезнь и иные уважительные для заявителя причины, наличие которых не позволяет ему, в частности, принять меры по представлению дополнительных документов, явиться в указанный при приеме документов срок за документами после проведения государственной регистрации и т.п.

В деле правоустанавливающих документов имеется заявление представителя Брюханова М.П. Якушиной Н.С. о приостановлении государственной регистрации на срок до одного месяца для сбора недостающих документов от 29 августа 2011 года.

Согласно расписке начальника отдела, данное заявление принято 29 августа 2011 года в 12:52, запись произведена в книге учета входящих документов , № записи . Дата окончания регистрации – 28 сентября 2011 года.

Уведомление о приостановлении государственной регистрации от 29 августа 2011 года Брюханову М.П., а также его представителям не вручалось. В материалах дела сведения о вручении уведомления, либо о направлении его почтой по просьбе заинтересованных лиц не имеется. Следовательно, государственным регистратором нарушены требования закона и права заявителя на своевременное получение информации о действиях государственного регистратора. Кроме того, в данном уведомлении указано какие действия и в какой срок необходимо выполнить заявителю, а также на какой срок приостанавливается государственная регистрация. В результате неполучения уведомления Брюханов М.П., а также его представители были лишены возможности выполнить указанные в уведомлении действия в определенный срок.

Пунктом 46 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184 (ред. от 19.01.2005) при возникновении у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений государственный регистратор в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. При этом рекомендуется принимать во внимание, что согласно пункту 1 статьи 19 Закона представление дополнительных доказательств наличия у заявителя (заявителей) оснований для государственной регистрации (в том числе недостающих документов), а также подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений является правом заявителя. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений (например, запросить указанные сведения, имеющиеся у уполномоченных органов (организаций), в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 8 Закона) и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.

По решению государственного регистратора государственная регистрация может быть приостановлена в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона, в частности, в случае непредставления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, какого-либо из документов, необходимых для проведения государственной регистрации в установленных законодательством Российской Федерации случаях (пункт 2 статьи 17 Закона).

Уведомление о приостановлении государственной регистрации от 21 сентября 2011 года получено Якушиной Н.С. 03 октября 2011 года, о чем имеется отметка в уведомлении, находящемся в материалах дела .

Из изложенного следует, что уведомление о приостановлении регистрации вручено представителю Брюханова М.П. по истечении 13 дней, вместо пяти, предусмотренных Законом, чем ущемлены права заявителя на своевременную регистрацию и получение информации о производимых государственным регистратором действиях.

Из объяснений Якушиной Н.С., опрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля, следует, что 03 октября 2011 года она пришла в Корсаковский отдел Управления Росреестра по Сахалинской области за уведомлением о приостановлении государственной регистрации. Ей было предоставлено уведомление от 21 сентября 2011 года. Она намеревалась поставить дату получения уведомления в экземпляре государственного регистратора, на что В. отказала ей в выдаче уведомления и заявила, что уведомление будет направлено почтой. По возвращении на работу, она сообщила об этом Баевскому В.Е. Только после того, как Баевский В.Е. по телефону заявил В., что её действия будут обжалованы, она выдала Якушиной Н.С. уведомление о приостановлении регистрационных действий.

Указанные обстоятельства В. в судебном заседании не оспаривались. Свои действия она объяснила тем, что уведомление было подготовлено к отправке почтой.

Действия государственного регистратора В. по отказу в выдаче уведомления представителю заявителя Якушиной Н.С. противоречат требованиям Закона о том, что уведомление о приостановлении государственной регистрации прав должно быть выдано заявителю или его представителю лично либо при наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя направлено посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении по указанному в таком заявлении или в требовании судебного пристава-исполнителя почтовому адресу. Данными действиями нарушены права заявителя на своевременное получение уведомления и на его оспаривание.

Требования Брюханова М.П. о признании незаконными действий(бездействия) государственного регистратора В. по вынесению уведомления о приостановлении государственной регистрации по истечении месячного срока не подлежат удовлетворению, поскольку приостановление государственной регистрации на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) сделки или уполномоченного им (ими) на то лица в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона прерывает течение месячного срока государственной регистрации. Течение срока приостановления начинается со дня подачи заявления о приостановлении. После окончания срока приостановления месячный срок государственной регистрации начинается заново. Срок, истекший до подачи указанного заявления, не засчитывается в новый срок, и после окончания срока приостановления государственной регистрации срок проведения государственной регистрации начинает течь заново.

Оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконными действий (бездействия) государственного регистратора В. по неполучению дополнительной информации в Корсаковском отделении Сахалинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по идентификации объекта и по проверке законности указания в кадастровом паспорте здания бытовых помещений склада в качестве жилого помещения также не имеется.

Поскольку Законом не предусмотрено иное, представленные на государственную регистрацию документы, в отношении которых у государственного регистратора возникли сомнения в их подлинности или в достоверности содержащихся в них сведений, могут быть направлены на подтверждение их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений (пункт 1 статьи 19 Закона) в издавший их орган государственной власти (орган местного самоуправления) или лицам, их подписавшим, удостоверившим.

29 сентября 2011 года государственным регистратором В. направлен запрос о назначении объекта недвижимости в Корсаковский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ». В запросе отмечено, что на государственную регистрацию представлен кадастровый паспорт на здание – жилой дом, выданный Сахалинским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ по состоянию на 26 июля 2011 года. В примечании данного кадастрового паспорта указано – на реконструкцию и переоборудование в жилой дом разрешение не представлено. Ссылаясь на требования п.1 ст. 18 Закона о регистрации государственный регистратор просит сообщить является указанный объект недвижимого имущества зданием бытовых помещений склада или же зданием – жилой дом.

На приведенный запрос начальником Корсаковского отделения Сахалинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» 30 сентября 2011 года дан ответ о том, что 16 сентября 2010 года в Корсаковское отделение поступило заявление Брюханова М.П. на проведение инвентаризации жилого дома. В качестве правоустанавливающих документов были представлены: Акт приема-передачи здания бытовых помещений склада в <адрес> от 18 июня 1997 года, решение Корсаковского городского суда от 07 февраля 2002 года. При проведении обследования 07 октября 2010 года установлено, что объект недвижимости расположенный по адресу: <адрес> является жилым домом. По результатам проведенной инвентаризации заказчику выдана техническая документация на объект индивидуального жилищного строительства – жилой дом.

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания и для удовлетворения требования заявителя о возложении на государственного регистратора обязанности получить дополнительную информацию в Корсаковском отделении Сахалинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по идентификации объекта, а также по проверке законности указания в кадастровом паспорте здания бытовых помещений склада в качестве жилого дома.

Дополнительные требования заявителя о признании действий (бездействия) государственного регистратора Корсаковского отдела Управления Росреестра по Сахалинской области В. по вынесению уведомления, якобы, по заявлению Якушиной Н.С. о приостановлении регистрационных действий, как противоречащие ст. 19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не подлежат удовлетворению

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Брюханову М. П. в удовлетворении заявления признании действия (бездействия) государственного регистратора Корсаковского отдела Управления Росреестра по Сахалинской области В. по приостановлению государственной регистрации от 23 августа 2012 года и о возложении обязанности зарегистрировать права собственности Брюханова М.П. на здание бытовых помещений склада в <адрес> - отказать

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение одного месяца после его вынесения в окончательной форме.

Судья Л.Ф.Шустова