Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 сентября 2012 года город Корсаков Сахалинской области Корсаковский городской суд под председательством судьи Т.Ю.Беспаловой, с участием прокурора М.В. Бабицкой, при секретаре А.Х. Матвиец, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсаковского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности обеспечить оборудование светофорных объектов средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, у с т а н о в и л: 25 июня 2012 года Корсаковский городской прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности оборудовать светофорные объекты, расположенные в городе Корсакове на перекрестках <адрес>, улиц Краснофлотской и Октябрьской, в районе <адрес>, находящиеся в муниципальной собственности, средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройствами, регулирующими движение пешеходов через транспортные коммуникации, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения законов о социальной защите инвалидов установлено, что имеющиеся в городе светофоры не оборудованы средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройствами, регулирующими движение пешеходов через транспортные коммуникации. Вблизи светофоров расположены: детская площадка, муниципальное учреждение «Районный культурно - досуговый центр «Океан»», центральная площадь, общеобразовательные школы № № 1 и 3. Отсутствие указанных выше технических средств создает угрозу жизни и здоровью инвалидов, а также детей и детей-инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях, занимающихся в кружках в муниципальном учреждениеи «Районный культурно - досуговый центр «Океан»». В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования: просит возложить обязанность на администрацию Корсаковского городского округа обеспечить оборудование четырех светофорных объектов, в том числе расположенного на <адрес> в районе <адрес>, средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора. От иска в части возложения обязанности на ответчика оборудовать светофорные объекты устройствами, регулирующими движение пешеходов через транспортные коммуникации, прокурор отказался; производство по делу в этой части прекращено. В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, М.В. Бабицкая иск в уточненном виде поддержала и настаивала на его удовлетворении. Представитель администрации Корсаковского городского округа Б. иск не признала и пояснила, что прокурором не представлено доказательств нарушения прав инвалидов; того, что указанными пешеходными переходами регулярно пользуются инвалиды; обращений инвалидов в администрацию по данному вопросу не было; светофорные объекты переданы на обслуживание муниципальному унитарному предприятию (далее – МУП) «Корсаковское ДРСУ». Определением Корсаковского городского суда от 24 августа 2012 года МУП «Корсаковское ДРСУ» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Его представитель В. пояснила, что МУП «Корсаковское ДРСУ» заключено соглашение с департаментом городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа, по условиям которого предприятие осуществляет работы по содержанию и ремонту городских дорог. Обслуживание светофорных объектов этим соглашением не предусмотрено. Выслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителя ответчика, третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Государственные и муниципальные расходы на реализацию указанного закона должны ежегодно предусматриваться в бюджетах всех уровней. Правила применения технических средств организации дорожного движения (дорожных светофоров) регламентированы ГОСТ Р52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утвержден Приказом урегулирования от 15 декабря 2004 года № 120-СТ) и ГОСТ Р51648-2000 «Сигналы звуковые и обязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей». Согласно ГОСТу Р51648-2000 «Сигналы звуковые и обязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей» (раздел 1 «Область применения) названный стандарт распространяется на технические средства реабилитации слепых и слепоглухих людей и устанавливает параметры звуковых и обязательных сигналов, дублирующих сигналы светофора, предназначенного для регулирования движения пешеходов через проезжие части дорог и установленного на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слепоглухие пешеходы. В соответствии с пунктом 7.4.3 ГОСТа Р52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами. Как следует из материалов дела, на пешеходных переходах на автомобильных дорогах города Корсакова установлено четыре светофорных объекта, и ни один из них не оборудован техническими средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров. Светофор на улице Краснофлотской установлен напротив городской поликлиники, в которой на учете состоят 41 слабовидящих. Светофоры, расположенные на перекрестке улиц Краснофлотской и Окружной, и на улице Окружной в районе дома № 126, находятся вблизи общеобразовательных школ № № 1 и 3 соответственно. По информации, предоставленной директорами названных учебных заведений, в школе № 1 обучаются 42 слабовидящих ученика, а в школе № 3 – 86 учеников, один из которых инвалид по зрению, а трое – после операции на глазах. В районе действия светофора, установленного в центре города на перекрестке улицы Советской и переулка Молодежного, находится площадь имени В.И. Ленина, культурно - досуговый центр «Океан», где проходят городские культурно-массовые, общественно-политические и спортивные мероприятия, а также расположены здания администрации Корсаковского городского округа и главпочтамта, в котором находится Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда по Корсаковскому району и отделение Фонда социального страхования. В Корсаковском районе существует местная группа Сахалинской региональной организации общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени Общество слепых». Ее председатель А., опрошенный прокурором, пояснил, что является <...> бессрочно, относится к категории слабовидящих. Когда идет на работу, переходит два перекрестка со светофорами: в районе Дома культуры «Океан» и возле городской поликлиники. Наличие звукового сигнала светофора очень облегчило бы переход перекрестков. Хотел бы, чтобы в Корсакове появились светофоры со звуковыми сигналами такие, какие установлены на перекрестке возле главпочтамта в городе Южно-Сахалинске. На основании распоряжений комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования Корсаковского района от 20 октября 2008 года № 257 «О приеме в муниципальную собственность трех светофорных объектов» и от 27 декабря 1994 года № 43 «О приеме в муниципальную собственность светофорного объекта перекрестка улиц Краснофлотской – Октябрьской – Вокзальной» все городские светофоры находятся в муниципальной собственности. Распоряжением комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования Корсаковского района от 27 октября 2008 года три из них переданы в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия «Районные электрические сети». Таким образом, судом установлено, что в районе действия светофорных объектов, о необходимости оборудования которых звуковым сигналом указывает прокурор, расположены объекты социальной инфраструктуры, для посещения которых слабовидящие граждане регулярно пользуются регулируемыми пешеходными переходами. Данное обстоятельство является основанием для приведения светофорных объектов в соответствие с требованиями ГОСТов. Обязанность по обеспечению оборудования светофоров средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров, лежит на администрации Корсаковского городского округа, поскольку светофорные объекты находятся в муниципальной собственности. В нарушение положений статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» администрация Корсаковского городского округа не создала условия инвалидам для беспрепятственного пользования средствами информации. Довод представителя ответчика о том, что такая обязанность лежит на МУП «Корсаковское ДРСУ» не нашел своего подтверждения. Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 названного Федерального закона светофоры относятся к элементам обустройства автомобильных дорог. Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Постановлением мэра Корсаковского городского округа от 22 ноября 2010 года № 1156 утвержден Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения Корсаковского городского округа, в соответствии с которым организацию работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог осуществляет департамент городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа (пункт 4). Он же ежегодно осуществляет формирование сметного расчета на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог и на их ремонт (пункт 6). Пунктом 9 названного Порядка предусмотрено, что проведение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог осуществляется организациями, с которыми департаментом городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа заключено соглашение и (или) муниципальный контракт на содержание и ремонт автомобильных дорог. 01 января 2012 года департамент городского хозяйства Корсаковского городского округа заключил соглашение № 2 с МУП «Корсаковское ДРСУ» на предоставление в 2012 году субсидии из бюджета Корсаковского городского округа юридическим лицам – производителям работ (услуг) в целях возмещения (компенсации) затрат, связанных с содержанием и ремонтом автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах Корсаковского городского округа. Светофорные объекты не вошли в Перечень дорожных знаков (Приложение № 1 к соглашению), переданных на обслуживание МУП «Корсаковское ДРСУ». 03 июля 2012 года департамент городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа заключил муниципальный контракт № 31 с обществом с ограниченной ответственностью «Сахалинское монтажно-эксплуатационное предприятие» на оказание услуг по содержанию и выполнение работ по текущему ремонту технических средств организации дорожного движения (светофорные объекты). Данным контрактом работы по оборудованию светофорных объектов средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров, не предусмотрены. Исходя из изложенного, обязанность по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения при их содержании установленным стандартам лежит на департаменте городского хозяйства, являющимся одним из структурных подразделений администрации Корсаковского городского округа. Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: иск Корсаковского городского прокурора удовлетворить. Возложить на администрацию Корсаковского городского округа обязанность обеспечить оборудование светофорных объектов, расположенных в городе Корсакове: на перекрестке улицы Советской и переулка Молодежного; на перекрестке улиц Краснофлотской и Октябрьской; на улице Окружной в районе дома № 126 и на улице Краснофлотской в районе дома № 13, средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров, в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу. На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца после принятия решения в окончательной форме. Судья Т.Ю. Беспалова Решение в окончательной форме принято 25 сентября 2012 года.