Дело № 2-1295/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Корсаков 14 сентября 2012 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи А.В. Мешалкина, при секретаре В.Н. Кожевникове, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсаковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Корсаковское дорожно-строительное управление» о возложении обязанности обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, У С Т А Н О В И Л: 27 августа 2012 года Корсаковский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Корсаковское ДРСУ» о возложении обязанности обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. В обоснование заявленных требований указал, что по состоянию на 01.01.2012 года согласно штатному расписанию на предприятии работают 75 человек (20 человек АУП, 55- машинисты дорожно-строительной техники, водители автомобилей, дорожные рабочие и других профессий), лица, работающие с вредными условиями труда-33 человека. Статьей 37 Конституции Российской Федерации гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. В нарушение действующего законодательства ответчиком аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась, срок предыдущей очередной аттестации рабочих мест по условиям труда у ответчика истек 2 июля 2012 года. На момент проведения проверки документы по проведению очередной аттестации рабочих мест не разрабатывались, приказ о создании аттестационной комиссии не издавался, список рабочих мест, подлежащих аттестации, не утверждался, договор на проведение аттестации рабочих мест не заключался. Непроведение аттестации влечет нарушение прав и законных интересов работников на безопасные условия труда, создает угрозу повышенного производственного травматизма, способствует возникновению несчастных случаев на производстве в отношении как уже работающих на предприятии, так и лиц, которые будут работать в будущем. В судебном заседании старший помощник Корсаковского городского прокурора Зубкова Л.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что после проведения проверки ответчиком представлены доказательства совершения ряда действий, направленных на аттестацию рабочих мест, но доказательств безусловного обеспечения проведения требуемой аттестации рабочих мест, ответчиком не представлено. По условиям заключенного ответчиком договора о проведении аттестации рабочих мест ее проведение начнется лишь после внесения значительной суммы предоплаты. Доказательств того, что соответствующая оплата работ ответчиком произведена не представлено, в связи с чем полагать, что требования прокурора обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда исполнены ответчиком в добровольном порядке оснований не имеется. Представитель МУП «Корсаковское ДРСУ» Онищенко Г.А., действующая на основании доверенности, иск прокурора не признала. Пояснила, что в соответствии с новым порядком предприятиям запрещается самим проводить аттестацию рабочих мест. В поисках аттестующих предприятий с приемлемыми ценами на оказываемые услуги на момент проведения прокурором проверки такое предприятие найдено не было. При истекшем сроки предыдущей аттестации рабочих мест по условиям работы на предприятии, интересы и права работников ущемлены не были: выплачиваются надбавки за вредные условия труда; предоставляются дополнительные отпуска; выдается питание, спецодежда и обувь; моющие средства; производится стирка спецодежды; осуществляются мероприятия по приведению условий труда в соответствии государственными нормативами требований охраны труда. С 1 августа 2012г. на предприятии началась работа по аттестации рабочих мест: издан приказ о проведении аттестации рабочих мест; составлен список рабочих мест, подлежащих аттестации, который предоставлен в аттестующую организацию; заключен договор от 14.08.2012 о проведении аттестации рабочих мест. Пропуск срока очередной аттестации рабочих мест произошел в связи с проводимой реорганизацией предприятия. Оплата работ аттестующей организации ответчиком еще не произведена в связи с уточнением реквизитов и порядка платежа. Представила письменный отзыв на иск. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, Данному праву корреспондирует обязанность работодателей обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, что предусмотрено ст. 22 Трудового кодекса РФ. Согласно ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок), устанавливающий требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011г. № 342н. Пунктом 2 Порядка определено, что аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов, разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, оценки профессионального риска, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя, а аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. (Пункт 4 Порядка) Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. (Пункт 8 Порядка) В соответствии с п.12 Порядка аттестационная комиссия: составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением N 1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест <*> и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений; по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Из представленных стороной ответчика приказа «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» № 51 от 03.08.2012г. и договора «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ответчиком совершен ряд действий, направленных на проведение очередной аттестации рабочих мест. Вместе с тем, данные действия лишь свидетельствуют о намерении провести аттестацию рабочих мест, но не свидетельствуют, что ее проведение ответчиком обеспечено, о чем заявлено требование прокурора. Действительно, в соответствии с п.8 Порядка за дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Однако данное положение лишь определяет начало совершения соответствующих действий, и само по себе не свидетельствует ни о фактическом проведении аттестации рабочих мест, ни тем более об обеспеченности ее проведения. Кроме того, помимо издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии для начала проведения аттестации необходимо издание графика аттестации, который стороной ответчика суду не представлен. План мероприятий по охране и улучшению безопасности труда ответчика от ДД.ММ.ГГГГ не является графиком аттестации. В соответствии с п.12 Порядка план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда разрабатывается лишь по результатам аттестации. Более того, пунктом 2.1 и 3.2 договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ответчиком и аттестующей организацией ООО «<...>», предусмотрено, что начало выполнения работ по аттестации рабочих мест ответчика определяется моментом поступления авансового платежа в размере 50% от общей суммы оказываемых услуг (165550 рублей) и предоставления ответчиком необходимых исходных материалов по форме согласно Приложению №1. К договору имеется Приложение №1 «Общие сведения об организации», в котором указаны лишь банковские реквизиты ответчика, его юридический и фактический адреса, а также реквизиты руководителей предприятий- сторон договора. Тогда как согласно содержанию Приложения № 1 Порядка в указанном приложении должны быть сведения не только о реквизитах сторон, но и по установленной форме перечень рабочих мест предприятия, подлежащих аттестации. Указанный перечень (Приложение №1) стороной ответчика суду не представлен. Следовательно, фактически сама аттестация как таковая у ответчика еще не началась. Доказательств того, что ответчиком совершены какие-либо действия по началу исполнения указанного договора последним суду не представлено, в связи с чем, с учетом, что в настоящее время ни одно рабочее место у ответчика не аттестовано, так как срок предыдущей аттестации истек 02.07.2012 года, требования прокурора об обязании ответчика обеспечить проведение аттестации рабочих мест обосновано и подлежит удовлетворению. В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО «Корсаковский городской округ» в размере 4000 рублей, от уплаты которой прокурор освобожден. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Корсаковского городского прокурора удовлетворить. Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Корсаковское дорожно-строительное управление» обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Корсаковское дорожно-строительное управление» государственную пошлину в бюджет муниципального образования Корсаковский городской округ» в размере 4000 рублей. Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня его принятия. Судья А.В. Мешалкин