ДЕЛО № 2-165/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2011 года г.Корсаков
Корсаковский городской суд Сахалинской области
Под председательством судьи Л.Ф.Шустовой,
При секретаре Т.А.Чайка
С участием:
Прокурора О.П.Улитиной,
Истца А.И.Изюмовой,
Представителя истца Н.А.Останиной,
Представителя ответчика В.Г.Кресика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корсаковского городского прокурора к администрации муниципального образования «Корсаковский городской округ»,
У С Т А Н О В И Л :
Корсаковский городской прокурор 27 января 2011 года обратился в суд в защиту интересов Изюмовой А.И. с исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Корсаковского городского округа по постановке Изюмовой А.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование искового заявления указано, что 07 июля 2010 года Изюмова А.И. обратилась в администрацию МО «Корсаковский городской округ» с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как вдове участника Великой Отечественной войны. По результатам рассмотрения данного обращения администрацией городского округа ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что на момент обращения она была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. 13 сентября 2010 года Изюмова А.И. вновь обратилась в администрацию Корсаковского округа с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В постановке Изюмовой А.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении администрацией Корсаковского городского округа было отказано со ссылкой на ст. 53 Жилищного кодекса РФ. В результате прокурорской проверки установлено, что Изюмова А.И. была зарегистрирована в двухкомнатной квартире, площадью 41,8 кв.м. по адресу: <адрес> 06 февраля 1998 года по 06 февраля 2010 года, хотя по указанному адресу никогда не проживала, не является членом семьи собственника этого жилого помещения. 06 августа 2010 года Изюмова А.И. перерегистрировалась в неблагоустроенную квартиру барачного типа по <адрес>, общей площадью 32,7 кв.м.. В данной квартире ранее также были зарегистрированы собственник О. и Б. Изменение места регистрации Изюмовой А.И. не ухудшило жилищных условий, поскольку Изюмова А.И. фактически проживала и до настоящего времени проживает в <адрес> в г.Корсаков, не являясь членом семьи собственника этого жилого помещения. Полагая, что отказ администрации МО «Корсаковский городской округ» в постановке Изюмовой А.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения благоустроенного жилья является незаконным, прокурор просит обязать администрацию МО «Корсаковский городской округ» поставить Изюмова А.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Улитина О.П. поддержала исковые требования.
Изюмова А.И. и её представитель Останина Н.А., действующая на основании доверенности поддержали исковые требования.
Представитель администрации Корсаковского городского округа Кресик В.Г., действующий на основании доверенности, против исковых требований возражал, утверждая, что Изюмова А.И. была обеспечена благоустроенным жилым помещением по месту регистрации. Изменив регистрацию, она намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью предоставления другого жилого помещения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Изюмова А.И. имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен погибших участников Великой Отечественной Войны, что подтверждено удостоверением Министерства социальной защиты Сахалинской области от 18 мая 2010 года.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" Постановлением Администрации Сахалинской области от 13.08.2009 N 316-па (ред. от 15.02.2011) утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, проживающим в Сахалинской области" (вместе с "Положением о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, проживающим в Сахалинской области"))
Настоящее Положение устанавливает порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, проживающим в Сахалинской области (далее - Положение), распространяется на граждан, проживающих в Сахалинской области, перечисленных категорий, в том числе - членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Очередность устанавливается в соответствии со сводным списком, сформированным министерством социальной защиты Сахалинской области в порядке, установленном статьей 3 Закона Сахалинской области от 25.05.2006 N 51-ЗО "О форме и порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим в Сахалинской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем".
Для получения субсидии граждане, имеющие право на ее получение, или их законные представители представляют в министерство социальной защиты Сахалинской области (далее - Министерство) в числе указанных документов заверенную администрацией муниципального образования копию распорядительного документа органа местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу статей 2 и 14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Как указано в исковом заявлении и подтверждено представленными документами, 07 июля 2010 года Изюмова А.И. обратилась в администрацию Корсаковского городского округа с заявлением о предоставлении жилого помещения как вдове участника Великой Отечественной войны.
29 июля 2010 года администрацией Корсаковского городского округа Изюмовой А.И. дан ответ № об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как она обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Согласно части 4 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом(ч.5).
Решением Районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 10.08.2006 N 60 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в муниципальном образовании Корсаковского района" учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 кв. м общей площади на одного человека.
По информации МУП «Расчетно-кассовый центр по обработке платы за жилое помещение и коммунальные услуги» от 19 января 2011 года, подтвержденной сведениями, содержащимися в поквартирных карточках форм А и Б, в <адрес> в г.Корсаков с 06 февраля 1998 года по 18 июня 2010 года была зарегистрирована только Изюмова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С 18 июня 2010 года в квартире зарегистрировались: М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Р., ДД.ММ.ГГГГ. С 06 августа 2010 года Изюмова А.И. выписана и зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Двухкомнатная <адрес>, общей площадью 41,8 кв.м., приобретена Н. по договору купли-продажи от 13 сентября 1995 года, представленному по запросу суда ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».
Из поквартирных карточек следует, что Изюмова А.И. по прибытии из <адрес> 06 февраля 1998 года была зарегистрирована по адресу: <адрес> качестве члена семьи собственника (ч.2 ст. 53 ЖК РСФСР).
02 июля 2009 года Н. подарила М. принадлежащую ей по праву собственности квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. В договоре дарения названной квартиры, представленном Управлением Росреестра по Сахалинской области по запросу суда, отражено, что в указанной квартире зарегистрирована и сохраняет право пользования Изюмова А.И..
В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как пояснили в судебном заседании прокурор, истец, представитель истца и опрошенная в качестве свидетеля Н., Изюмова А.И. проживала в поселке Пихтовое Корсаковского района до 1997 года. В связи с обветшанием жилого дома и невозможностью его поддержания в исправном состоянии по возрасту Александра Ивановна вынуждена была переехать в г.Корсаков, ближе к родственникам. Для того, чтобы получать пенсию и медицинскую помощь ей была необходима регистрация в г.Корсаков. Поскольку в собственности дочери имелась квартира по адресу: <адрес> Александра Ивановна была зарегистрирована по данному адресу. Фактически она проживала в <адрес> в г.Корсаков, принадлежащей на праве собственности её зятю О..
Свидетель Н. уточнила, что <адрес> в г.Корсаков не сразу была оформлена в собственность О. для регистрации в ней Изюмовой А.И. требовалось согласие всех проживающих граждан, тогда как предыдущего владельца не могли найти, поэтому она разрешила зарегистрировать мать в <адрес> в г.Корсаков, приобретенной для дочери, которая проживает в этой квартире со своей семьей более шести лет.
Справкой Озерского Управления администрации Корсаковского городского округа от 06 августа 2010 года № 164 подтверждено, что Изюмова А.И. проживала в селе Пихтовое Корсаковского района Сахалинской области с 1973 года до 1997 года. В 1997 году убыла на постоянное место жительства в г.Корсаков Сахалинской области.
Общеизвестным фактом, не требующим доказывания является отдаленность пос. Пихтовое от г.Корсаков и то, что, в связи с ликвидацией Лепромхоза это селение не имеет перспективного развития.
Актом от 20 ноября 2010 года, составленным гражданами, проживающими в <адрес> в <адрес> подтверждено, что Изюмова А.И., 1921 года рождения, не вселялась и никогда не проживала в <адрес>.
В акте от 20 ноября 2010 года, подписанном лицами, проживающими по ул. Невельской в г.Корсаков, отражено, что Изюмова А.И., 1921 года рождения, с 1998 года по настоящее время постоянно проживает в неблагоустроенной <адрес>.
Согласно информации Управления Росреестра по Сахалинской области, представленной по запросу суда, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Изюмовой А.И. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из совокупности установленных по делу обстоятельств следует, что Изюмова А.И. при обращении в администрацию Корсаковского городского округа 07 июля 2010 года не являлась и до настоящего времени не является нанимателем или собственником, а также членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения. Следовательно, она должна быть признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.1 части 1 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку требования об обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, на неё не распространяются.
Таким образом, отказ Администрации муниципального образования «Корсаковский городской округ» в постановке Изюмовой А.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, выраженный в ответе от 29 июля 2010 года № на её обращение от 07 июля 2010 года является незаконным.
На обращение Изюмовой А.И. от 13 сентября 2010 года Администрацией Корсаковского городскойго округа дан ответ от 11 октября 2010 года, из которого следует, что заявление Изюмовой А.И. о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не подлежит удовлетворению, так как она после отказа ей в постановке на учет зарегистрировалась в неблагоустроенном жилом помещении по адресу: <адрес>, собственником которого является О. В обоснование отказа Изюмовой А.И. в удовлетворении заявления указана статья 53 ЖК РФ.
Статьёй 53 ЖК РФ предусмотрены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Изюмова А.И. с 1998 года проживала по адресу: <адрес> свои жилищные условия не изменяла. Её регистрация по фактическому месту жительства не свидетельствует об ухудшении жилищных условий.
Так Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или её отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Поскольку судом установлено, что в результате регистрации по фактическому месту жительства Изюмова А.И. свои жилищные условия не изменила, вывод администрации Корсаковского городского округа о намеренном ухудшении Изюмовой А.И. своих жилищных условий не соответствует фактическим обстоятельствам и противоречит нормам жилищного законодательства. Следовательно, отказ администрации МО «Корсаковский городской округ» в постановке Изюмовой А.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным, в результате чего нарушены гарантированные статьями 40 и 42 Конституции Российской Федерации права на жилище и благоприятную среду обитания, а также на её социальную поддержку по обеспечению жильем, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий члена семи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной Войны.
Статья 54 ЖК РФ закрепила перечень оснований для вынесения органами местного самоуправления решения об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Законодатель установил всего три таких основания:
гражданином не представлены документы, предусмотренные п. 4 ст. 52 ЖК РФ;
гражданином представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
не истек пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.
Согласно п. 2 названной статьи орган местного самоуправления, принимая решение об отказе в принятии на учет гражданина, обязан указать конкретное нарушение со ссылкой на одно из перечисленных оснований.
В пункте 3 ст. 54 ЖК РФ законодатель обязал органы местного самоуправления выдать или выслать гражданину решение об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Такое решение должно быть выдано или выслано не позднее чем через три рабочих дня с даты его принятия.
Гражданин, в отношении которого принято решение об отказе в принятии на учет, вправе обжаловать указанное решение в судебном порядке.
Обращения Изюмовой А.И. рассмотрены администрацией Корсаковского городского округа с нарушением требований статьи 54 ЖК РФ. Так в ответах на обращения Изюмовой А.И. отсутствует ссылка на перечисленные в этой статье основания. Её заявления рассмотрены за пределами установленного срока, о чем свидетельствуют направленные заявителю ответы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Корсаковского городского прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Корсаковский городской округ» по постановке Изюмовой А.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию муниципального образования «Корсаковский городской округ» поставить Изюмову А.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение 10 дней после его вынесения в окончательной форме.
Судья Л.Ф.Шустова
Решение в окончательной форме вынесено: 28 марта 2011 года.
Судья Л.Ф.Шустова.