Дело № 2-309/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Корсаков 30 марта 2011 года
Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе
председательствующего судьи А.В. Мешалкина,
с участием
истца А.И. Рослякова,
представителя ответчика К.С. Ким,
при секретаре О.К. Ермишиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рослякова А.И. к государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Корсаковскому району Сахалинской области (далее- ГУ-УПФР по Корсаковскому району) об установлении юридического факта и возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии,
установил:
15 февраля 2011 года Росляков А.И. обратился в суд с иском, в котором просил признать за ним стаж работы в Корсаковской автоколонне Южно-Сахалинской автобазы Облрыболовпотребсоюза (ОРПС) в период с 30 июля 1974 года по 05 мая 1975 года и обязать ГУ-УПФР по Корсаковскому району произвести перерасчет и увеличить размер назначенной ему пенсии с применением размера районного коэффициента 1,4 по отношению к заработной плате.
В обоснование иска Росляков А.И. указал, что с 08 мая 2009 года является пенсионером по старости. При назначении пенсии как лицу, проработавшему в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, в стаж его работы не был включен период работы в Корсаковской автоколонне ОРПС с 30 июля 1974 года по 05 мая 1975 года, поскольку запись в трудовой книжке о периоде данной работы не была заверена печатью работодателя, вследствие чего стаж его работы в указанных местностях составил менее 20 лет, а размер пенсии был назначен с применением районного коэффициента 1,2, а не 1,4, как лицу, имеющему для этого необходимый стаж работы, что нарушает его право на получение пенсии согласно отработанному времени. Исправить допущенное работодателем нарушение правил ведения трудовых книжек не представляется возможным в связи с прекращением деятельности работодателя и отсутствием в архивах соответствующей документации предприятия, а ответчик отказывается зачесть спорный период в льготный стаж его работы.
ГУ -УПФР по Корсаковскому району представило письменный отзыв на иск, в котором указало, что на день обращения истца за назначением ему досрочной трудовой пенсии по достижении 50 лет за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее- МПКС), его страховой стаж работы составил 32 года 0 месяцев 10 дней, а за работу в МПКС в календарном исчислении- 19 лет 05 месяцев 7 дней. Поскольку в соответствии с законом Росляков А.И. по состоянию на 1.01.2002г. не проживал в МПКС, а в стаж его работы в указанных местностях не был включен период работы в Корсаковской автоколонне с 30 июля 1974 года по 05 мая 1975 года, так как запись в трудовой книжке об этом не заверена печатью предприятия и подписью руководителя либо инспектора отдела кадров предприятия. Соответственно начисление размера пенсии истцу было произведено с применением районного коэффициента 1,2, как не имеющему 20 летнего льготного стажа работы в МПКС.
Истец Росляков А.И. в судебном заседании уточнил заявленные требования и просил суд установить факт его работы в Корсаковской автоколонне Южно-Сахалинской автобазы ОРПС в спорный период и обязать ответчика произвести перерасчет размера назначенной пенсии с момента ее назначения – 08.05.2009г. с учетом районного коэффициента 1,4.
Представитель ответчика Ким К.С. в судебном заседании поддержала доводы отзыва на исковое заявление. Не возражала против его удовлетворения, прояснив, что органы пенсионного фонда не вправе сами устанавливать факты работы заинтересованных в получении пенсии лиц, если представленные ими в подтверждение необходимых для назначения пенсии условий документы, не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, в связи с чем ответчик своими действиями право истца на получение пенсии в истребуемом им размере не нарушал.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.1 статьи 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с п.3 указанной статьи при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно Правилам ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (ред. от 19.05.2008) "О трудовых книжках", основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка, в которую вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждении за успехи в работе, а при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника (п.2, 4 и 35 Правил).
Пунктом 29 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (ред. от 17.10.2009) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" установлен порядок подтверждения страхового стажа, согласно которому при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.
Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.
В подтверждение факта работы в спорный период истцом представлена трудовая книжка на его имя, в которой имеется запись за № от 30 июля 1974г. о принятии его на работу водителем автокрана в Корсаковскую автоколонну Южно-Сахалинской автобазы ОРПС. (л.д.8)
В качестве основания внесения записи в трудовую книжку имеется ссылка на приказ № от 29.07.1974г.
Следующая запись в книжке за № от 05 мая 1975 года свидетельствует, что истец был уволен с работы в данном предприятии в связи с призывом в ряды Советской Армии.
Какие-либо подписи руководителя предприятия или его инспектора отдела кадров, заверяющих данные записи о работе истца в указанный период, в трудовой книжке отсутствуют.
Следующими записями за № и № в трудовой книжке подтверждается, что истец вновь был принят на то же предприятие, что и до призыва его на срочную военную службу, 31 мая 1977 года и о его увольнении с данного предприятия 17 апреля 1986 года. Данные записи, в отличие от прежних, заверены печатью Южно-Сахалинской автобазы ОРПС и подписью старшего инспектора отдела кадров предприятия.
При таких обстоятельствах, когда стаж работы истца в спорный период, имевший место до регистрации истца в качестве застрахованного (на территории Сахалинской области- с 1999 года), факт его работы в Корсаковской автоколонне автобазы ОРПС мог быть подтвержден представлением в органы пенсионного фонда личного дела истца, приказов о принятии и увольнении с работы и т.п.
Однако, согласно объяснениям истца и фактическим обстоятельствам дела, Южно-Сахалинская автобаза ОРПС прекратила свое существование и устранение допущенных нарушений при ведении трудовой книжки в настоящее время невозможно.
Отсутствуют документы данного предприятия и в архивах г. Корсакова и г.Южно-Сахалинска, что подтверждается справкой от 6.12.2010г. архивного отдела администрации Корсаковского городского округа и письменным отзывом ответчика, содержащим указание на отсутствие данных о месте нахождения архива Южно-Сахалинской автобазы ОРПС (л.д.6, 19)
Следовательно, истец при указанных обстоятельствах вправе доказывать факт своей работы в спорный период путем свидетельских показаний лиц, работавших совместно с ним в указанный период у того же работодателя.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Че Дюн Син показал, что с 1967 года по 1993 год работал водителем в Корсаковской автоколонне Южно-Сахалинской автобазы ОРПС. В середине 1970-х годов в эту же автоколонну устроился работать водителем автокрана истец Росляков А.И. и работал на предприятии немного, после чего ушел в армию. После службы в армии истец вновь устроился на прежнее место работы крановщиком. Данные обстоятельства он помнит хорошо, так как предприятие было небольшое, водители подменяли друг друга в случае ухода в отпуск и т.п., и вообще хорошо знали друг друга.
В подтверждении факта своей работы в спорный период на то же предприятии, что истец, свидетель представил трудовую книжку, где подтверждающие тому записи имеются. (л.д.40)
Свидетель Сыч П.Ф. показал, что работал водителем в Корсаковской автоколонне Южно-Сахалинской автобазы ОРПС с января 1971 года до ухода на срочную военную службу. В 1973 году по возвращении из армии он вновь устроился работать на то же предприятие и работал в данной автоколонне до 1993 года. Примерно через год после его (Сыч) возвращения из армии, в автоколонну пришел работать водителем истец Росляков, который работал в ней до ухода на срочную военную службу, а после возвращения из армии вновь устроился работать в эту автоколонну.
Также в подтверждение своей работы в Корсаковской автоколонне Южно-сахалинской автобазы ОРПС, переименованной затем в АОЗТ «Сахкооптранс», представил трудовую книжку.
При таких обстоятельствах, когда помимо самой незаверенной надлежащим образом записью в трудовой книжке, время работы истца в период с 30 июля 1974 года по 05 мая 1975 года в Корсаковской автоколонне Южно-сахалинской автобазы ОРПС подтверждается как объяснениями истца, так и свидетельскими показаниями, в отсутствие возражений ответчика по существу заявленных требований, суд находит установленным факт работы истца в указанном предприятии в данный период.
Поскольку время работы истца в период с 30 июля 1974 года по 05 мая 1975 года в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, судом установлен, данный период его трудовой деятельности подлежит включению в стаж работы в МПКС в календарном исчислении, в связи с чем в календарном исчислении данный стаж составит более 20 лет, и у истца имеется право на отношение его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации с применением районного коэффициента 1,4.
Начисление размера пенсии с применением коэффициента 1,4 по обстоятельствам дела истец имел на день назначения ему пенсии по старости- 8 мая 2009 года (л.д.12), тогда как размер его пенсии был рассчитан с применением коэффициента 1,2, в связи с чем начисленная истцу пенсия подлежит перерасчету по коэффициенту 1,4 с даты назначения истцу пенсии.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194,196,198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Рослякова А.И. удовлетворить.
Установить факт его работы в Корсаковской автоколонне Южно-Сахалинской автобазы Облрыболовпотребсоюза в период с 30 июля 1974 года по 05 мая 1975 года.
Обязать государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Корсаковскому району Сахалинской области произвести перерасчет назначенной Рослякову А.И. трудовой пенсии с применением районного коэффициента 1,4 к его заработной плате с даты принятия решения о назначении ему данной пенсии- с 08 мая 2009 года.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней.
Судья А.В. Мешалкин