Решение (ст.20.4 КоАП РФ)



Дело №12-61/12

Р Е Ш Е Н И Е

16 апреля 2012 года город Корсаков

Сахалинской области

Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Е.В.Мурынчик, при секретаре Ермишиной О.К., рассмотрев в судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу Пятилетова А.А. на постановление главного государственного инспектора Корсаковского района по пожарному надзору В. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности по ч.8 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора Корсаковского района по пожарному надзору В. от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – заместитель отдела капитального строительства администрации Корсаковского городского округа Пятилетов А.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 8000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ на данное постановление Пятилетовым А.А. подана жалоба, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, как незаконное.

В обоснование жалобы указано, что на момент возбуждения дела об административном правонарушении в его компетенцию не входило осуществление контроля за соблюдением норм пожарной безопасности подрядными организациями. Кроме того, МБУ «УКС» администрации Корсаковского городского округа (ранее – ОКС), в которой он работает, не является организацией, выполнявшей работы по возведению ограждения вокруг территории «МБОУ СОШ », соответственно он не является лицом, допустившим вменяемое ему административное правонарушение. Привлекая его к административной ответственности, административный орган не выяснил полно и всесторонне обстоятельства данного дела и привлек его к административной ответственности, не установив его вину. Также указывает, что в протоколе об административном правонарушении, составленным в отношении него, отсутствуют сведения о времени совершения административного правонарушения, что согласно п.4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005г. №5 является существенным недостатком протокола об административном правонарушении.

В судебном заседании Пятилетов А.А. присутствовал, жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, просил отменить оспариваемое постановление, поскольку оно вынесено в отношении ненадлежащего лица,

Защитник Пятилетова А.А. – Кресик В.Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , поддержал жалобу, дополнительно пояснив, что вина Пятилетова А.А. в совершении вменяемого ему административного правонарушения не доказана, имеются обстоятельства, исключающие состав административного правонарушения. Так, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что земельный участок, который огораживал ОКС – является объектом социального строительства. В материалах дела также отсутствует муниципальный контракт, на который ссылается лицо, вынесшее постановление. При разговоре с заместителем руководителя управления архитектуры и градостроительства Д., последний пояснил, что объяснение, имеющееся в материалах дела, было дано преждевременно, что противопожарный проезд к существующему зданию не предусмотрен. Данный участок был огорожен согласно решения Корсаковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Пожарный проезд не был предусмотрен изначально. Собственник здания в свое время не оформил земельный участок, он должен был своевременно позаботиться о наличии противопожарного проезда к существующему зданию. В этой связи ОКС всего лишь получил заказ и построил ограждения, а противопожарный проезд не был предусмотрен схемой, кроме того, данный проезд сделать невозможно по техническим причинам.

Представитель Корсаковского района ТО НД УНД ГУ МЧС России по Сахалинской области Б. в судебном заседании полагала, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно. ОКС заключило муниципальный контракт на выполнение подрядных работ по объекту: «Капитальный ремонт школ, МОУ «СОШ » Обустройство металлических ограждений территории» от ДД.ММ.ГГГГ. Территориальный отдел обращался к отделу капитального строительства о соблюдении при строительстве ограждения требования ст.67 Федерального закона от 22.07.2008 года №123 –ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», но они проигнорировали это обращение.

Выслушав мнения Пятилетова А.А., его защитника Кресик В.Г., представителя Б., допросив свидетеля Е., проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О пожарной безопасности» на руководителей организации возложены, в том числе обязанности:

по разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности;

по обеспечению доступа должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий.

Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О пожарной безопасности» также установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 23 указанных Правил установлено, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

Согласно пункту 6 статьи 67 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров.

Частью 8 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, и влечет наложение административного штрафа, в том числе на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Поскольку диспозиция данной статьи является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные требования были нарушены или не выполнены.

Противоправные деяния выражаются в форме бездействия (невыполнение) должностных лиц и граждан.

При установлении административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности выделяется, в том числе в качестве субъекта: должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения указанных требований на вверенном им участке работы; юридические лица. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п.

Нарушение требований пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Судом установлено, что решением Корсаковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность на МОУ СОШ Корсаковского городского округа и Комитет по управлению муниципальной собственностью Корсаковского городского округа установить ограждение территории общеобразовательного учреждения забором в соответствии с требованиями пункта 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу л.д. 62-65). Во исполнение указанного решения суда ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт на выполнение подрядных работ по обустройству металлическим ограждением территории МОУ СОШ (л.д. 73-77). Контракт был заключен между Отделом капитального строительства администрации Корсаковского района (ОКС) и ООО «<...>». В соответствии с п. 4.1.5. и п. 4.1.6. в обязанности заказчика входило осуществление функций технического надзора и надзора за качеством выполненной работы. В рамках указанного контракта Департаментом городского хозяйства выдано разрешение (ордер) от ДД.ММ.ГГГГ на производство земляных работ по объекту МОУ СОШ по обустройству металлическим ограждением территории (л.д. 110). Руководителем управления архитектуры и градостроительства З. разработан Ситуационный план земельного участка и передан ОКС, а также, заместителем главного архитектора Д. согласован проект работ.

В соответствии с приказом -П от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Корсаковского городского округа Отдела капитального строительства «о Пятилетове А.А.» в целях соблюдения сроков строительства, качества строительно-монтажных работ Пятилетов А.А. назначен ответственным за осуществление строительного контроля (л.д. 16).

В соответствии со ст. 53 Градостроительного Кодекса РФ, установлено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

П. 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением правительства РФ от 21.06.2010 года № 468, предусмотрено, что строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов

Таким образом, в соответствии с приказом о возложении на Пятилетова А.А. строительного контроля, в его обязанности входило осуществлять контроль за обустройством металлического ограждения МОУ СОШ , расположенной по адресу <адрес>, в рамках соблюдения проектной документации и сроков выполнения работ на объекте МОУ СОШ г. Корсакова. Обязанностей по обеспечению требований пожарной безопасности к объекту (зданию) по <адрес> на Пятилетова А.А. не возлагались.

Оценивая все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие в действиях Пятилетова А.А. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.20.4 КоАП РФ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу Пятилетова А.А. - удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора Корсаковского района по пожарному надзору В. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности заместителя отдела капитального строительства администрации Корсаковского городского округа Пятилетова А.А. по ч.8 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отменить, производство прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и (или) опротестовано прокурором в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья

Корсаковского городского суда Е.В. Мурынчик