Нарушение требований пожарной безопасности



Дело № 5-83/11

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Корсаков 6 мая 2011 года

Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Мешалкин А.В., рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении:

Комитета по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ, расположенного по адресу: г. Корсаков ул. Советская д. 41.

У С Т А Н О В И Л:

13 апреля 2011 г. в Корсаковский городской суд из ТО НД Корсаковского района Управления Государственного пожарного надзора Сахалинской области поступили материалы дела о привлечении комитета по управлению имуществом администрации МО Корсаковского городского округа (далее- Комитет) к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 70 от 12 апреля 2011 г., с 9 по 21 марта 2011 года в 10:00 в общежитии по ул. Краснофлотской, д. 9 в г. Корсакове, принадлежащем Комитету, при проведении мероприятий по надзору за соблюдением правил пожарной безопасности, были выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03 от 18.06.2003г.), а именно:

  1. помещения общежития не заблокированы автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (табл. № 1);
  2. в здании отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара в соответствии с требованиями НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»;
  3. световые табло «ВЫХОД», «Запасный ВЫХОД» находятся в неисправном состоянии п. 61 ППБ 01-03;
  4. запасные выходы закрыты на замок п. 52 ППБ 01-03; п. 6.18* СНиП «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
  5. отсутствуют замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети п. 57 ППБ 01-03;
  6. эл. лампы эксплуатируются со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией лампы п. 60 ППБ 01-03;
  7. эл. проводка выполнена вскрутку, без должной изоляции п. 57 ППБ 01-03;
  8. пожарные краны не проверены на водоотдачу п.п. 89 ППБ 01-03;
  9. произведены изменения объемно-планировочных решений путей эвакуации, в результате которых ухудшается эвакуация людей (двери из комнат открываются наружу, тем самым ухудшая условия безопасной эвакуации людей) п.п 40, 51 ППБ 01-03; п. п. 6.26* и 6.27 СНиП «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
  10. в помещениях общежития недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей) п. 108 прил. № 3 ППБ 01-03;
  11. деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, отсутствуют акты проверки огнезащитной обработки п. 36 ППБ 01-03;
  12. отсутствуют межэтажные двери с уплотнителями в притворах, препятствующие распространению опасных факторов пожара, отделяющие поэтажные коридоры и лестничные клетки;
  13. на путях эвакуации, по лестничному маршу используются горючие материалы п. 53 ППБ 01-03;
  14. металлические лестницы запасных выходов не подвергнуты эксплуатационным испытаниям ППБ 01-03;
  15. отсутствуют индивидуальные спасательные устройства (комплект спасательного снаряжения или лестница навесная спасательная) из расчета 1 устройство на каждые 30 человек, находящихся на пятом этаже здания (п. 129 ППБ 01-03).

При составлении протокола об административном правонарушении законный представитель Комитета, извещенный о времени и месте его составления надлежащим образом, не присутствовал.

В судебном заседании представитель Комитета Кресик В.Г. вину во вмененном административном правонарушении не признал. Пояснил, что в силу п.7 Федерального закона № 189- ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» здание по ул.Краснофлотской 9 в г.Корсакове здание утратило статус общежития, а собственником (Комитетом) жилых помещений в нем не принималось решение о присвоении им статуса общежитий. Отметил, что в настоящее время в данном здании приватизировано 73 жилых помещения, ранее относившихся к общежитию. Полагал, что обязанность по надлежащему содержанию здания в соответствии с требованиями пожарной безопасности лежит на управляющей компании данным зданием- МУП «Наш дом» в силу положений ст.161 ЖК РФ.

Старший инспектор ТО НД Корсаковского района УНД ГУ МЧС РФ по Сахалинской области Баранова И.В., составившая протокол об административном правонарушении, полагала необходимым наложить на Комитет наказание в виде приостановления деятельности по эксплуатации общежития, мотивируя тем, что перечень допущенных обществом нарушений является обширным, а их неустранение может привести в случае пожара в здании общежития к массовой гибели людей. Ранее она неоднократно запрашивала в администрации городского округа документы о статусе имевшихся в городе общежитий и Комитет предоставлял список, согласно которому здание по ул. Краснофлотской д. 9 является общежитием. Комитету направлялось уведомление, что данное здание будет проверяться на предмет соблюдения правил пожарной безопасности именно как общежитие, но последний каких-либо возражений против этого не заявил, законный представитель Комитета для участия в проверке не прибыл, акт проверки Комитет не оспорил.

Исследовав представленные материалы, выслушав стороны, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа в размере от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется, в частности, в случае угрозы жизни или здоровью людей, назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 г.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно п. 36 Правил нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться.

Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.

Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.

В силу п. 40 ППБ в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) (п. 51 Правил).

В силу п. 52 ППБ, двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (п. 57 Правил).

Объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели "Эвакуационный (запасный) выход", "Дверь эвакуационного выхода"), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии. (п.61 Правил).

Согласно п. 89, 91 ППБ, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.

Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения, в соответствии с п. 108 Правил.

Согласно требованиям Норм пожарной безопасности 110-03, а именно п. 6.1 таблицы 1, независимо от площади общежития должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).

Кроме того, в соответствии с п.3.1 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации;

включением эвакуационных знаков безопасности;

связью пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения.

В силу п.8 таблицы 2 НПБ 104-03 гостиницы, общежития и кемпинги вместимостью до 50 человек и до 3-х этажей должны быть обеспечены 2 типом СОУЭ, более 50 человек и от 3 до 9 этажей- 3 типом СОУЭ, при этом жилые здания коридорного типа высотой до 10 этажей должны быть обеспечены 2 типом СОУЭ (п.19 таблицы).

Согласно п.4.1 таблицы 1 НПБ 104-03 второму типу СОУЭ соответствуют способы оповещения: звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.), световой- световые оповещатели «Выход», а третий тип- речевой (передача специальных сигналов) и световые оповещатели «Выход».

Общежитие, расположенное по адресу: ул. Краснофлотская д. 9 г. Корсаков Сахалинской области, 5-ти этажное, общей площадью примерно 5135,4 кв.м., является муниципальной собственностью Корсаковского городского округа, что следует из постановления № 121 от 24.02.1994 г. (л.д. 24), акта приема передачи муниципальной собственности (л.д.26), письма Комитета от 18.09.2009г. (л.д.28), в связи с чем довод защитника об обратном является несостоятельным.

Кроме того, независимо от того, является ли данное здание общежитием или нет, оно в силу своего коридорного типа и этажности должно быть оснащено в любом случае 2 типом СОУЭ, а требования о запрете на оборудование выходов из него горючими материалами распространяются на все типы зданий, независимо от их функционального назначения.

Следовательно, Комитет, являясь собственником указанного общежития, обязан обеспечить соответствие данного здания и помещений в нем до начала и (или) во время его эксплуатации правилам и нормам пожарной безопасности, что согласно перечню выявленных в общежитии нарушений Комитетом не обеспечено.

Перечисленные нарушения Правил пожарной безопасности в здании общежития, подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки от 21.03.2011г., фототаблицей и другими материалами дела.(л.д.3-4, 16-17, 19-21)

Доказательств устранения перечисленных нарушений и соответствие принятых мер предъявляемым требованиям, подтвержденных ТО НД Корсаковского района, законный представитель Комитета не представил, равно как и письменного договора Комитета с управляющей компанией МУП «Наш дом», обслуживающей здание общежития.

Вместе с тем в силу подпункта 2 п. 3 ст.162 ЖК РФ перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также перечень коммунальных услуг, которая предоставляет управляющая организация, должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом с собственниками помещений в таком доме. В отсутствие в договоре указаний на обязанность управляющей организации оборудовать места общего пользования средствами пожарной сигнализации их дальнейшему содержанию, содержанию иных средств оповещения людей о пожаре либо содержанию средств пожаротушения, приведению путей эвакуации людей в соответствие с привалами и нормами пожарной безопасности, исполнение данной обязанности возлагается на собственников зданий и помещений в нем, а также лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться ими.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм при возбуждении производства по делу об административном правонарушении, собирании доказательств и составлении протокола об административном правонарушении не усматриваю.

Согласно экспертному заключению ГУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «испытательная пожарная лаборатория» по Сахалинской области» от 23 марта 2011 года перечисленные нарушения правил пожарной безопасности в части отсутствия замеров сопротивления изоляции силовой и осветительной сети, эксплуатации эл. ламп со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией лампы и эксплуатации электропроводки со скрутками, без должной изоляции могут привести к возникновению пожара, а остальные- представляют угрозу жизни, здоровью людей при его возникновении, при этом установка дверей из комнат в коридор, открывающихся наружу,- носит «условный» характер. (л.д.8-12)

Определяя вид назначаемого Комитету наказания, суд принимает во внимание, что выявленные нарушения правил и норм пожарной безопасности, которые могут привести к возникновению пожара, могут быть устранены в короткий срок и работы по их устранению не являются трудоемкими, а остальные- не могут сами по себе привести к возникновению пожара, что приостановление деятельности по эксплуатации самого здания общежития его собственником (предоставление жилых помещений по договорам социального найма) и собственниками жилых помещений в нем повлечет отселение всех проживающих в общежитии лиц, и применяет в данном случае наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст., 29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Комитет по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ подвергнуть по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ административному наказанию в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей, который подлежит перечислению по следующим реквизитам:

УФК по Сахалинской области (ГУ МЧС по Сахалинской области), ИНН 6501154161 КПП 650101001, код ОКАТО 64401000000, БИК 046401001, счет № 40101810900000010000, код бюджетной классификации 17711627000010000140, административный штраф по постановлению суда № 5-54\11 от 1.04.2011 г.

Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и (или) опротестовано прокурором в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.В.Мешалкин