Дело № 5-82\11 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Корсаков 27 апреля 2011 года Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Мешалкин А.В., рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении: Комитета по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ, расположенного по адресу: г. Корсаков ул. Советская д. 41. У С Т А Н О В И Л: 11 апреля 2011 г. в Корсаковский городской суд из ТО НД Корсаковского района Управления Государственного пожарного надзора Сахалинской области поступили материалы дела о привлечении комитета по управлению имуществом администрации МО Корсаковского городского округа (далее- Комитет) к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Согласно протоколу об административном правонарушении № 66 от 8 апреля 2011 г., с 9 по 21 марта 2011 года в 10:00 в общежитии по ул. Гвардейской д. 1 в г. Корсакове, принадлежащем Комитету, при проведении мероприятий по надзору за соблюдением правил пожарной безопасности, были выявлены нарушения Комитетом требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03 от 18.06.2003г.), а именно: При составлении протокола об административном правонарушении законный представитель Комитета, извещенный о времени и месте его составления надлежащим образом, не присутствовал. В судебном заседании представитель Комитета Кресик В.Г. вину во вмененном административном правонарушении не признал. Пояснил, что в материалах дела отсутствуют доказательства тому, что дом по ул. Гвардейской д. 1 является общежитием и является собственностью Комитета. Полагал, что в силу п.7 Федерального закона № 189- ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указанное здание утратило статус общежития, а в соответствии со ст.92 ЖК РФ Комитетом не принималось решение об отнесении жилых помещений в данном здании к специализированным жилым помещениям. В здании приватизированы уже 19 комнат, в связи с чем полностью здание не является собственностью Комитета, а лишь в части. Нарушения в виде соединения электропроводов в скрутку, отсутствие защитных колпаков на электролампах в коридорах здания допущены не Комитетом, а управляющей компанией, обслуживающей данное здание. Старший инспектор ТО НД Корсаковского района УНД ГУ МЧС РФ по Сахалинской области Баранова И.В., составившая протокол об административном правонарушении, полагала необходимым наложить на Комитет наказание в виде приостановления деятельности по эксплуатации общежития, мотивируя тем, что перечень допущенных обществом нарушений является обширным, а их неустранение может привести в случае пожара в здании общежития к массовой гибели людей. Дополнительно пояснила, что здание по ул.Гвардейской 1 пятиэтажное и имеет два выхода, но ключ от второй двери выхода находится у налоговой инспекции, которая расположена, в том числе, на первом этаже, и второй выход ведет через помещения инспекции, в связи с чем данный выход может считаться лишь аварийным, а не запасным. Само общежитие расположено на 2 и 3 этажах здания. В подтверждение своих доводов представила письменную характеристику указанного здания. Исследовав представленные материалы, выслушав стороны, прихожу к следующему. Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа в размере от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В силу ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется, в частности, в случае угрозы жизни или здоровью людей, назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 г. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности), запрещается устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир (п. 40, 51 Правил) На эвакуационных путях и выходах запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости). (п.53 Правил) Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (п. 57 Правил). При эксплуатации действующих электроустановок запрещается, в том числе эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п.60 Правил). Объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели "Эвакуационный (запасный) выход", "Дверь эвакуационного выхода"), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии. (п.61 Правил) Отверстия в местах пересечения электрических проводов и кабелей (проложенных впервые или взамен существующих) с противопожарными преградами в зданиях и сооружениях должны быть заделаны огнестойким материалом до включения электросети под напряжение (п.64 Правил) Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью) (п.89 Правил). Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку (п.91 Правил). Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения, в соответствии с п. 108 Правил. Согласно требованиям Норм пожарной безопасности 110-03, а именно п. 6.1 таблицы 1, независимо от площади общежития должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). Кроме того, в соответствии с п.3.1 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией: подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей; трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию; размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации; включением эвакуационных знаков безопасности; связью пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения. В силу п.8 таблицы 2 НПБ 104-03 гостиницы, общежития вместимостью до 50 человек и до 3-х этажей должны быть обеспечены 2 типом СОУЭ, более 50 человек и от 3 до 9 этажей- 3 типом СОУЭ. Согласно п.4.1 таблицы 1 НПБ 104-03 второму типу СОУЭ соответствуют способы оповещения: звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.), световой- световые оповещатели «Выход», а третьему типу- речевой (передача специальных сигналов) и световой- световые оповещатели «Выход». Общежитие, расположенное по адресу: ул. Гвардейская, д. 1 г. Корсаков Сахалинской области, располагается на 2 и 3 этажах 5-ти этажного дома, с одним эвакуационным выходом, является муниципальной собственностью Корсаковского городского округа, что следует Акта приема-передачи муниципальной собственности от 4.03.2003г. и письма руководителя Комитета от 18.09.2009 года № 10-8893, в связи с чем довод защитника об обратном является несостоятельным. (л.д.24, 26) Кроме того, независимо от того, является ли данное здание общежитием или нет, в нем должны соблюдаться требования Правил пожарной безопасности 01-03 поскольку они распространяются на все типы зданий, независимо от их функционального назначения. Следовательно, Комитет, являясь собственником указанного общежития, обязан обеспечить соответствие данного здания и помещений в нем до начала и (или) во время его эксплуатации правилам и нормам пожарной безопасности, что согласно перечню выявленных в общежитии нарушений Комитетом не обеспечено. Перечисленные нарушения Правил пожарной безопасности в здании общежития, подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки от от 21.03.2011г., фототаблицей и другими материалами дела.(л.д.3-4, 16-18, 19-21) Доказательств устранения перечисленных нарушений и соответствие принятых мер предъявляемым требованиям, подтвержденных ТО НД Корсаковского района, законный представитель Комитета не представил. Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм при возбуждении производства по делу об административном правонарушении, собирании доказательств и составлении протокола об административном правонарушении не усматриваю. Согласно экспертному заключению ГУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «испытательная пожарная лаборатория» по Сахалинской области» от 23 марта 2011 года перечисленные нарушения правил пожарной безопасности в части отсутствия замеров сопротивления изоляции силовой и осветительной сети, эксплуатации эл. ламп со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией лампы и эксплуатации электропроводки со скрутками, без должной изоляции, и распределительных коробок, незакрытых крышками, могут привести к возникновению пожара, а остальные- представляют угрозу жизни, здоровью людей при его возникновении, при этом установка дверей из комнат в коридор, открывающихся наружу,- носит «условный» характер. (л.д.8-12) Определяя вид назначаемого Комитету наказания, суд принимает во внимание, что выявленные нарушения правил и норм пожарной безопасности, которые могут привести к возникновению пожара, могут быть устранены в короткий срок и работы по их устранению не являются трудоемкими, а остальные- не могут сами по себе привести к возникновению пожара, что приостановление деятельности по эксплуатации самого здания общежития его собственником (предоставление жилых помещений по договорам социального найма) и собственниками жилых помещений в нем повлечет отселение всех проживающих в общежитии лиц, и применяет в данном случае наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст., 29.9, 29.10 КоАП РФ, П О С Т А Н О В И Л : Комитет по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ подвергнуть по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ административному наказанию в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей, который подлежит перечислению по следующим реквизитам: УФК по Сахалинской области (ГУ МЧС по Сахалинской области), ИНН 6501154161 КПП 650101001, код ОКАТО 64401000000, БИК 046401001, счет № 40101810900000010000, код бюджетной классификации 17711627000010000140, административный штраф по постановлению суда № 5-54\11 от 1.04.2011 г. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и (или) опротестовано прокурором в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии. Судья А.В.Мешалкин