Нарушение требований пожарной безопасности



Дело № 5-53\11

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Корсаков 1 апреля 2011 года

Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Мешалкин А.В., рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении:

Комитета по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ, расположенного по адресу: г. Корсаков ул. Советская д. 41.

У С Т А Н О В И Л:

18 марта 2011 г. в Корсаковский городской суд из ТО НД Корсаковского района Управления Государственного пожарного надзора Сахалинской области поступили материалы дела о привлечении комитета по управлению имуществом администрации МО Корсаковского городского округа (далее– Комитет) к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 33 от 16 марта 2011 г., 15-16 марта 2011 г. в 10:00 в общежитии по ул. Гвардейской д. 33 в г. Корсакове, при проведении мероприятий по надзору за соблюдением правил пожарной безопасности, были выявлены нарушения КУИ АКГО требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03 от 18.06.2003г.), а именно:

- помещения общежития не заблокированы автоматической пожарной сигнализацией, согласно требований НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (табл. №1);

- в здании отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара в соответствии с требованиями НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»;

- отсутствуют световые табло «ВЫХОД», «Запасный ВЫХОД» (п. 61 ППБ 01-03);

- металлическая лестница запасного выхода не подвергнута эксплуатационным испытаниям (п. 41 ППБ 01-03);

- на путях эвакуации в коридоре второго этажа и возле двери запасного

- деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, отсутствуют акты проверки огнезащитной обработки (п. 36 ППБ 01-03);

- отсутствуют замеры сопротивления изоляции силовой осветительной сети (п. 57 ППБ 01-03);

- входная дверь в здание общежития не обеспечивает свободную эвакуацию людей (п.п. 51, 52, 53 ППБ 01-03);

- на путях эвакуации по лестничному маршу используются горючие материалы (п. 53, 55 ППБ 01-03);

- отсутствует второй эвакуационный выход со второго этажа здания (п. 6.13 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- в помещениях общежития недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей) п. 108 прил. № 3 ППБ 01-03.

При составлении протокола об административном правонарушении законный представитель Комитета не присутствовал, его ходатайство о составлении протокола в другое время оставлено без удовлетворения, как заявленное без подтверждения уважительности причин невозможности явки для составления протокола.

В судебном заседании представитель Комитета Кресик В.Г. вину во вмененном административном правонарушении не признал. Пояснил, что административным органом незаконно был составлен протокол об административном правонарушении, тогда как законным представителем Комитета заявлялось ходатайство об отложении составления протокола на другое время. В материалах дела отсутствуют доказательства, что дом по ул.Свердлова 71 А является общежитием и является собственностью администрации Корсаковский городской округ. Полагал, что в силу п.7 Федерального закона № 189- ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указанное здание утратило статус общежития.

Старший инспектор ТО НД Корсаковского района УНД ГУ МЧС РФ по Сахалинской области Баранова И.В., составившая протокол об административном правонарушении, полагала необходимым наложить на Комитет наказание в виде приостановления деятельности по эксплуатации общежития, мотивируя тем, что перечень допущенных обществом нарушений является обширным, а их неустранение может привести в случае пожара в здании общежития к массовой гибели людей. Ранее она неоднократно запрашивала в администрации городского округа документы о статусе имевшихся в городе общежитий и Комитет предоставлял список, согласно которому здание по ул. Свердлова 71 «а» является общежитием. Комитету направлялось уведомление, что данное здание будет проверяться на предмет соблюдения правил пожарной безопасности именно как общежитие, но последний каких-либо возражений против этого не заявил, законный представитель Комитета для участия в проверке не прибыл, акт проверки Комитет не оспорил.

Исследовав представленные материалы, выслушав стороны, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа в размере от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется, в частности, в случае угрозы жизни или здоровью людей, назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 г.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно п. 36 Правил нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться.

Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.

Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). (п.51 Правил)

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости). (п.53 Правил)

Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (п. 57 Правил).

Объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели "Эвакуационный (запасный) выход", "Дверь эвакуационного выхода"), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии. (п.61 Правил)

Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения, в соответствии с п. 108 Правил.

Согласно требованиям Норм пожарной безопасности 110-03, а именно п. 6.1 таблицы 1, независимо от площади общежития должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).

Кроме того, в соответствии с п.3.1 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации;

включением эвакуационных знаков безопасности;

связью пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения.

В силу п.8 таблицы 2 НПБ 104-03 гостиницы, общежития и кемпинги вместимостью до 50 человек и до 3-х этажей должны быть обеспечены 2 типом СОУЭ, более 50 человек и от 3 до 9 этажей- 3 типом СОУЭ, при этом жилые здания коридорного типа высотой до 10 этажей должны быть обеспечены 2 типом СОУЭ (п.19 таблицы).

Согласно п.4.1 таблицы 1 НПБ 104-03 второму типу СОУЭ соответствуют способы оповещения: звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.), световой- световые оповещатели «Выход», а третий тип- речевой (передача специальных сигналов) и световые оповещатели «Выход».

Общежитие, расположенное по адресу: ул. Гвардейская, д.33 г. Корсаков Сахалинской области, 2-х этажное, общей площадью 347 кв.м., является муниципальной собственностью Корсаковского городского округа, что следует из распоряжения № 20 от 20.05.1998 г. и справки № 12.2-292-В от 8.10.2007 г., и передано в хозяйственное ведение предприятия жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 29-30), в связи с чем довод защитника об обратном является несостоятельным.

Кроме того, независимо от того, является ли данное здание общежитием или нет, оно в силу своего коридорного типа и этажности должно быть оснащено в любом случае 2 типом СОУЭ, а требования об обязательной пропитке деревянных чердачных конструкций огнезащитным составом и запрет на оборудование эвакуационных путей горючими материалами распространяются на все типы зданий, независимо от их функционального назначения.

Следовательно, Комитет, являясь собственником указанного общежития, обязан обеспечить соответствие данного здания и помещений в нем до начала и (или) во время его эксплуатации правилам и нормам пожарной безопасности, что согласно перечню выявленных в общежитии нарушений Комитетом не обеспечено.

Перечисленные нарушения Правил пожарной безопасности в здании общежития, подтверждаются протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра помещений здания от 15.02.2011 г. и другими материалами дела.

Так протоколом осмотра общежития, расположенного по адресу: ул. Гвардейская д. 3, г. Корсакова установлено, что здание является 2-х этажным, III степени огнестойкости. Крыша двускатная крытая шифером по деревянной обрешетке. Здание имеет два эвакуационных выхода. Один расположен на 1-м этаже здания, второй эвакуационный выход на 2-м этаже здания и оборудован металлической лестницей. В ходе внепланового мероприятия по надзору за выполнением требований пожарной безопасности выявлены следующие нарушения ППБ 01-03:

  1. помещения общежития не заблокированы автоматической пожарной сигнализацией, что в случае возникновения пожара может стать причиной его позднего обнаружения и развития, что в свою очередь может привести к причинению вреда здоровью и гибели людей, крупному материальному ущербу;
  2. отсутствует система оповещения людей о пожаре и управления эвакуационными потоками. Данная система направлена на предотвращение паники и возникновения пожара и на эффективную эвакуацию людей из здания, предотвращение воздействия на здоровье людей опасных факторов пожара;
  3. отсутствует световое табло «выход» и «запасный выход», что в случае возникновения пожара и задымления затрудняет эвакуацию людей из здания и продлит время воздействия опасных факторов пожара на их здоровье;
  4. деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, отсутствует акт проверки состояния огнезащитной обработки, что может способствовать распространению огня по деревянным конструкциям;
  5. отсутствуют замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети. Кроме того, проводка здания не была рассчитана на установку дополнительного оборудования (печи, эл. чайники, телевизоры, холодильники, стиральные машины и др.), что может привести к перегрузке и возникновению пожара;
  6. металлическая лестница запасного выхода не подвергнута эксплутационным испытаниям, что может в случае возникновения пожара осложнить эвакуацию людей на данной лестнице;
  7. на путях эвакуации в коридоре 2-го этажа проложены трубы. В условиях пожара при задымлении это может осложнить эвакуацию людей, т.к. нельзя исключать возможность, что человек в условиях плохой видимости может споткнуться и упасть, создав тем самым угрозу жизни и здоровья себе и другим людям. Кроме того, это может осложнить работу пожарных по спасению людей;
  8. на входе в здание общежития на 1-м этаже устроена перегородка из горючих материалов (деревянная, окрашенная краской), что в случае возникновения пожара может отрезать жильцам путь к эвакуации;
  9. отсутствует металлическая лестница для выхода в чердачное помещение, что в случае возникновения пожара на крыше здания осложнит работу пожарных подразделений по ликвидации пожара;
  10. в общежитии недостаточное количество огнетушителей, огнетушители не перепроверены (площадь общежития примерно 250 м2 , а огнетушитель марки ОП-4 – 1 штука).

Доказательств устранения перечисленных нарушений и соответствие принятых мер предъявляемым требованиям, подтвержденных ТО НД Корсаковского района, законный представитель Комитета не представил.

Согласно актам о пожаре 6 марта 2011г. в общежитии дважды возникал пожар в квартире № 3, а 16 марта 2011 года в подъезде общежития горел почтовый ящик. (л.д.12-14)

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм при возбуждении производства по делу об административном правонарушении, собирании доказательств и составлении протокола об административном правонарушении не усматриваю.

О составлении протокола об административном правонарушении 16 марта 2011г. в 16:00 законный представитель Комитета был извещен заблаговременно- 11 марта 2011г. (л.д.7)

Ходатайство законного представителя Комитета, поступившее в административный орган по факсимильной связи 16.03.2011г. в 16:12, не содержит в себе указаний на уважительность причин невозможности явки его и (или) защитника Комитета для составления протокола по делу об административном правонарушении. (л.д.16)

Как следует из протокола об административном правонарушении, данное ходатайство административном органом было рассмотрено, и в его удовлетворении было отказано по основанию непредставления Комитетом доказательств уважительности причин невозможности явки законного представителя Комитета, его защитника для составления протокола в обозначенные в уведомлении место и время, что соответствует требованиям ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ.

Согласно экспертному заключению ГУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «испытательная пожарная лаборатория» по Сахалинской области» от 25 февраля 2011 года перечисленные нарушения правил пожарной безопасности не могут привести к возникновению пожара, но представляют угрозу жизни, здоровью людей при его возникновении. (л.д.9-11)

Определяя вид назначаемого Комитету наказания, суд принимает во внимание, что выявленные нарушения правил и норм пожарной безопасности не могут сами по себе привести к возникновению пожара, а приостановление деятельности по эксплуатации самого здания общежития его собственником (предоставление жилых помещений по договорам социального найма) и собственниками жилых помещений в нем повлечет отселение всех проживающих в общежитии лиц, и применяет в данном случае наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст., 29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Комитет по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ подвергнуть по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ административному наказанию в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей, который подлежит перечислению по следующим реквизитам:

УФК по Сахалинской области (ГУ МЧС по Сахалинской области), ИНН 6501154161 КПП 650101001, код ОКАТО 64401000000, БИК 046401001, счет № 40101810900000010000, код бюджетной классификации 17711627000010000140, административный штраф по постановлению суда № 5-53\11 от 1.04.2011 г.

Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и (или) опротестовано прокурором в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.В.Мешалкин