№ дела 5-71/11 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Корсаков 5 мая 2011 года Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Мешалкин А.В., рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении: ОАО «Сахалинское морское пароходство», расположенного по адресу: г. Холмск ул. Победы д. 18 «а», У С Т А Н О В И Л: 16 ноября 2010 года при таможенном оформлении т\х «Пионер Сахалина» (судовладелец ОАО «Сахалинское морское пароходство») на приход из порта Пусан (Ю. Корея) в порт Корсаков (Россия) и груза, находящегося на борту, администрацией судна таможенному органу были представлены документы, содержащие перечень ввозимых товаров, генеральная декларация, коносаменты, грузовой манифест. При пересчете груза, находящегося на борту т\х «Пионер Сахалина», и сверке его количества и наименования с представленными администрацией судна документами установлено, что согласно коносаменту № SASC1025ND019K от 10.11.2010 г. на таможенную территорию прибыл вилочный погрузчик «Hyundai», без каких либо товаров, находящихся в нем. Однако в ходе таможенного досмотра установлено, что фактически в кабине указанного погрузчика находится товар – две картонные коробки, внутри которых находятся масляные, воздушные и топливные фильтры иностранного производства, канистры с маслом, набор инструментов, техническая литература, рабочий комбинезон, краска в аэрозольных баллонах, а также два колеса с дисками из черных металлов, не указанные в товаросопроводительных документах представленных администрацией судна таможенному органу. По данному факту государственным таможенным инспектором ОСТП КТП Лавровым М.Е. вынесено определение о возбуждении дела в отношении судовладельца т\х «Пионер Сахалина» ОАО «Сахалинское морское пароходство» по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, однако при изучении документов послуживших поводом к возбуждению дела установлено, что действия перевозчика следует квалифицировать по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. На товар, как на предмет административного правонарушения, наложен арест по протоколу ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 16.11.2010 г. Товар передан на ответственное хранение на СВХ ООО «Сахалин Кастомс» (г. Корсаков ул. Вокзальная д. 22). В судебном заседании защитники ОАО «СМП» Коткина А.Н.и Энгельманд Н.С. вину общества в совершении административного правонарушения не признали. Пояснили, что согласно грузовым сопроводительным документам к перевозке был принят указанный вилочный погрузчик. О том, что в его кабине находятся две коробки с товаром и колеса, отправитель груза капитану судна не сообщил. По характеру содержащихся в коробках предметов (набор ключей для ремонта и обслуживания, комбинезон, шланги, фильтры и машинное масло, два колеса разных размеров, как у вилочного погрузчика) полагали, что они являются комплектом поставки к указанному погрузчику. Пояснили, что при погрузке в порту техника портовым краном грузилась непосредственно в трюм судна, который затем был опечатан, в связи с чем у старшего помощника капитана судна при приемке груза к перевозке не было возможности убедиться в отсутствии каких-либо вложений товара в кабину погрузчика, не указанного в перевозочных документах. Уполномоченный по ОВД отделения административных расследований Корсаковского таможенного поста Сахалинской таможни Аникин А.Н., составивший протокол об административном правонарушении, представляющий также на основании доверенности интересы Сахалинской таможни в судах общей юрисдикции, полагал вину общества во вмененном административном правонарушении материалами дела доказанной, а обнаруженный в погрузчике товар- запасными частями к нему, не предусмотренными его заводской комплектацией, и не размещенными на предназначенных для этого штатных местах. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, прихожу к следующему. Статьей 16.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при перемещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использования для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам. В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 4 ТК ТС перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств. Согласно требованиям подпункта 2 п. 1 ст. 159 ТК ТС при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию таможенного союза при международной перевозке водными судами перевозчик обязан представить таможенному органу документы, в том числе транспортные (перевозочные) документы, а также сведения, в том числе о наименовании, общем количестве и описании товаров, о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров. По смыслу данных норм перевозчик товара, под которым понимается и лицо, ответственное за использование морского судна, обязано сообщить таможенному органу о товаре, который прибыл на таможенную территорию на указанном судне, и наличие которого на борту судовладелец в состоянии был обнаружить при погрузке товара на борт судна или в процессе его перевозки, независимо от оформления или не оформления такой перевозки в установленном порядке. В противном случае становится бессмысленным требование к перевозчику о сообщении таможенному органу достоверных сведений о перевозимом товаре, в случае если товар на судне перевозится без его оформления. При этом, в силу ч.1 ст. 16 Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978г., если в коносаменте содержаться данные, касающиеся общего характера, основных марок, числа мест или предметов, веса или количества груза, в отношении которых перевозчик или другое лицо, выдающее коносамент от его имени, знает или имеет достаточные основания подозревать, что они не точно соответствуют фактически принятому, либо у него не было разумной возможности проверить такие данные, перевозчик или такое другое лицо должен внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на эти неточности, основания для подозрений или отсутствие разумной возможности проверки. Факт обнаружения не задекларированных в установленном порядке масляных, воздушных и топливных фильтров иностранного производства, набора инструментов, технической литературы, рабочего комбинезона, краски в аэрозольных баллонах, и двух колес с дисками из черных металлов подтверждается грузовым манифестом (л.д. 20-28), декларацией о личных вещах экипажа судна (л.д. 29), декларацией о судовых припасах (л.д. 31), общей декларацией (л.д. 33), показаниями капитана судна Черныша Д.В., согласно которым он сам лично груз не проверял, а помощник его в известность о товарах в погрузчике не ставил (л.д.68-70), старшего помощника капитана судна Филиппова О.А., который пояснил, что пересчитал грузовые места, сравнив их количество с представленными отправителями коносаментами, но в кабину погрузчика не заглядывал, так как не предполагал, что в ней могут находиться незаявленные к перевозке товары (л.д.65-67), государственного таможенного инспектора КТП Лаврова М.Е. об обстоятельствах обнаружения им в кабине погрузчика товаров (л.д.62-64) и другими материалами дела. Представленный в материалах дела коносамент на перевозку вилочного погрузчика не содержит каких-либо оговорок перевозчика о невозможности проверки перевозимого погрузчика на предмет содержащихся внутри него товаров либо о неточностях сведений, изложенных в коносаменте, поскольку в его кабине находится товар в коробках, содержимое которых перевозчик проверить не может. (л.д.34) Как пояснил свидетель Аман Р.В., логист ООО «Мир машин», указанный вилочный погрузчик был поставлен в рамках контракта с корейским партнером. На погрузчик по электронной почте были направлены в адрес общества коносамент, инвойс и упаковочный лист, в которых не содержалось сведений о поставке вместе с погрузчиком запасных частей к нему и инструментов для его обслуживания, перечень которых контрактом не оговаривается. Ранее в их адрес также приходила различная техника от корейского партнера, в которой были вложения запасных частей и комплектующих материалов без указания на их наличие в сопроводительных документах на технику. По данному делу по запросу общества поставщиком погрузчика был передан упаковочный лист на обнаруженный в нем таможенным органом товар. (л.д.130-133, 169) Допрошенный в судебном заседании таможенный инспектор Лавров М.Е. показал, что досматривал в трюме т/х «Пионер Сахалина» прибывший на судне груз, в том числе вилочный погрузчик, подход к которому был свободный, а его кабина была открыта для визуального просмотра. Данная кабина практически является стеклянной и, встав на ступеньку погрузчика, он через стекла кабины увидел лежащие за сиденьем водителя две картонных коробки, а также лежащие в кабине два колеса на металлических дисках. Кто-то из членов экипажа судна принес от кабины погрузчика ключи, после чего товары, находящиеся в кабине, были им осмотрены и на них был наложен арест, поскольку о них отсутствовали сведения в перевозочных документах. По его мнению, данные товары являются комплектующими к погрузчику, но не входят в его заводскую комплектацию, так как не были расположены на штатных местах, как это имеет место быть на автомобильной технике (ключи, домкрат, запасное колесо и т.д.). Представленная в материалы дела стороной защиты фотография аналогичного погрузчика свидетельствует, что его кабина действительно является практически стеклянной со всех сторон и содержимое кабины легко просматривается визуально. Визуальная просматриваемость кабины вилочного погрузчика, в том числе как в момент его погрузки на судно, так и в процессе его перевозки, обстоятельства обнаружения незаявленного к перевозке в кабине погрузчика товара работником таможни путем визуального осмотра кабины погрузчика свидетельствуют о том, что у капитана судна, его помощников, а следовательно и у ООО «СМП», имелась возможность к обнаружению в кабине погрузчика товара, не заявленного к перевозке, при помещении погрузчика на борт судна и последующей его перевозке, в связи с чем должностные лица судна могли внести в грузовые документы соответствующую оговорку и тем самым соблюсти таможенные правила путем надлежащего оформления перевозочных документов (коносаментов), с последующим сообщением таможенному органу о данном товаре в установленном порядке. Действия лица, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации (ч.3 ст.16.1 КоАП РФ), предполагают вину данного лица в виде прямого умысла или неосторожности. В соответствии с п. 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Совокупностью исследованных материалов дела подтверждается, что общество осуществляло международную перевозку груза на территорию Таможенного союза. При пересечении таможенной границы общество представило таможенному органу товаросопроводительные документы, содержащие недостоверную информацию о количестве грузовых мест, поскольку не сообщило о них таможенному органу, хотя при должной внимательности и осмотрительности могло и должно был предвидеть, что указанный товар находится на борту судна, тем самым соблюсти требования таможенного законодательства. Согласно справке УРО Сахалинской таможни ОАО «Сахалинское морское пароходство» привлекалось 29.12.2009г. к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела, что в соответствии с п. 2 ст. 4.3 КоАП РФ, суд признает обстоятельством, отягчающим административную ответственность. (л.д.132) Таким образом, материалами дела подтверждается вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, в форме неосторожности, в связи с чем оно, с учетом формы вины, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, подлежит административному наказанию в виде конфискации предметов административного правонарушения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, П О С Т А Н О В И Л : Открытое акционерное общество «Сахалинское морское пароходство» подвергнуть по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ административному наказанию в виде конфискации товара: три канистры емкостью 4 литра каждая из синтетического материала с жидкостью и маркировкой на канистре HYUNDAY, ENGINE OIL GOLD, упакованные в картонную коробку; фильтр масляный в металлическом корпусе с маркировкой HYUNDAY, 2010/09/28 TRANSMISSION OIL FILTER, 1 штука; фильтр масляный в металлическом корпусе с маркировкой KUBOTA GENUINE PARTS, OIL FILTER, 1 штука; фильтр топливный в металлическом корпусе с маркировкой KUBOTA GENUINE PARTS, FUEL FILTER, HH166-43560, 1 штука; фильтр воздушный в металлической сетке в картонной коробке с маркировкой Р535770, торговая марка Donaldson, 1 штука; два аэрозольных баллона с жидкостью с маркировкой spray paint, HYUNDAY, емкостью 420мл каждый; два журнала в полиэтиленовой упаковке с маркировкой Forklift Truck, HYUNDAY; комбинезон зеленого цвета из текстильного материала с маркировкой HYUNDAY; брелок в виде подвеса на ключи с карабином у основания с маркировкой HYUNDAY; инструментальный набор в металлическом ящике синего цвета с 2 откидными крышками с 6 гаечными ключами внутри, разводным ключом, пассатижами с изолированными ручками красного цвета, приспособлением для снятия фильтров в виде металлической ручки с закрепленным на ней ремнем, 2 гаечными головками, техническим шприцем в комплекте с насадкой, гибким отводом для крепления к шприцу, ключом (головочный вороток), удлинителем к данному ключу, упакованные в картонную коробку; пневматическое колесо с маркировкой 8.15-15, KUMHO- 1 штука; пневматическое колесо с маркировкой 6.50-10, KUMHO- 1 штука, находящегося на складе временного хранения «Сахалин Кастомс» в <адрес>. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и (или) опротестовано прокурором в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии. Судья А.В.Мешалкин