Нарушение требований пожарной безопасности



Дело № 5-55\11

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Корсаков 1 апреля 2011 года

Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Мешалкин А.В., рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении:

Комитета по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ, расположенного по адресу: г. Корсаков ул. Советская д. 41.

У С Т А Н О В И Л:

18 марта 2011 г. в Корсаковский городской суд из ТО НД Корсаковского района Управления Государственного пожарного надзора Сахалинской области поступили материалы дела о привлечении комитета по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округа (далее – Комитет) к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 31 от 16 марта 2011 г., 15-16 марта 2011 г. в 10:00 в общежитии по ул. Свердлова д. 71 «а» в г. Корсакове, при проведении мероприятий по надзору за соблюдением правил пожарной безопасности, были выявлены нарушения Комитетом требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03 от 18.06.2003г.), а именно,:

- помещения общежития не заблокированы автоматической пожарной сигнализацией, согласно требованиям НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (табл. №1);

- в здании отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара в соответствии с требованиями НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»;

- отсутствуют световые табло «ВЫХОД», «Запасный ВЫХОД» (п. 61 ППБ 01-03);

- деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, отсутствуют акты проверки огнезащитной обработки (п. 36 ППБ 01-03);

- отсутствуют замеры сопротивления изоляции силовой осветительной сети п. 57 ППБ 01-03;

- к зданию общежития пристроено крыльцо из горючих материалов (п.п. 51, 53 ППБ 01-03);

- в помещениях общежития недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей) п. 108 прил. № 3 ППБ 01-03.

При составлении протокола об административном правонарушении законный представитель Комитета не присутствовал, его ходатайство о составлении протокола в другое время оставлено без удовлетворения, как заявленное без подтверждения уважительности причин невозможности явки для составления протокола.

В судебном заседании представитель Комитета Кресик В.Г. вину во вмененном административном правонарушении не признал. Пояснил, что административным органом незаконно был составлен протокол об административном правонарушении, тогда как законным представителем Комитета заявлялось ходатайство об отложении составления протокола на другое время. В материалах дела отсутствуют доказательства, что дом по ул.Свердлова 71 А является общежитием и является собственностью администрации Корсаковский городской округ. Полагал, что в силу п.7 Федерального закона № 189- ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указанное здание утратило статус общежития.

Старший инспектор ТО НД Корсаковского района УНД ГУ МЧС РФ по Сахалинской области Баранова И.В., составившая протокол об административном правонарушении, полагала необходимым наложить на Комитет наказание в виде приостановления деятельности по эксплуатации общежития, мотивируя тем, что перечень допущенных обществом нарушений является обширным, а их неустранение может привести в случае пожара в здании общежития к массовой гибели людей. Ранее она неоднократно запрашивала в администрации городского округа документы о статусе имевшихся в городе общежитий и Комитет предоставлял список, согласно которому здание по ул. Свердлова 71 «а» является общежитием. Комитету направлялось уведомление, что данное здание будет проверяться на предмет соблюдения правил пожарной безопасности именно как общежитие, но последний каких-либо возражений против этого не заявил, законный представитель Комитета для участия в проверке не прибыл, акт проверки Комитет не оспорил.

Исследовав представленные материалы, выслушав стороны, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа в размере от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется, в частности, в случае угрозы жизни или здоровью людей, назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности отношений между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 г.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно п 36 Правил нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться.

Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.

Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). ( п.51 Правил)

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости). (п.53 Правил)

Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (п. 57 Правил).

Объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели "Эвакуационный (запасный) выход", "Дверь эвакуационного выхода"), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии. (п.61 Правил)

Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения, в соответствии с п. 108 Правил.

Согласно требованиям Норм пожарной безопасности 110-03, а именно п. 6.1 таблица 1, независимо от площади общежития должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).

Кроме того, в соответствии с п.3.1 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03 управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации;

включением эвакуационных знаков безопасности;

связью пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения.

В силу п.8 таблицы 2 НПБ 104-03 гостиницы, общежития и кемпинги вместимостью до 50 человек и до 3-х этажей должны быть обеспечены 2 типом СОУЭ, более 50 человек и от 3 до 9 этажей- 3 типом СОУЭ, при этом жилые здания коридорного типа высотой до 10 этажей должны быть обеспечены 2 типом СОУЭ (п.19 таблицы).

Согласно п.4.1 таблицы 1 НПБ 104-03 второму типу СОУЭ соответствуют способы оповещения: звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.), световой- световые оповещатели «Выход», а третий тип- речевой (передача специальных сигналов) и световые оповещатели «Выход».

Общежитие, расположенное по адресу: ул. Свердлова, д. 71 «а» г. Корсаков Сахалинской области, 2-х этажное и 2-х подъездное, общей площадью 421,6 кв.м., является муниципальной собственностью Корсаковского городского округа, что следует из постановления № 30 от 21.01.94г. и справки к акту приема-передачи жилого фонда в хозяйственное ведение предприятия жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 21-22), в связи с чем довод защитника об обратном является несостоятельным.

Кроме того, независимо от того, является ли данное здание общежитием или нет, оно в силу своего коридорного типа и этажности должно быть оснащено в любом случае 2 типом СОУЭ, а требования об обязательной пропитке деревянных чердачных конструкций огнезащитным составом и запрет на оборудование эвакуационных путей (крыльцо, пристройка к подъезду) горючими материалами распространяются на все типы зданий, независимо от их функционального назначения.

Следовательно, Комитет, являясь собственником указанного общежития, обязан обеспечить соответствие данного здания и помещений в нем до начала и (или) во время его эксплуатации правилам и нормам пожарной безопасности, что согласно перечню выявленных в общежитии нарушений Комитетом не обеспечено.

Перечисленные нарушения Правил пожарной безопасности в здании общежития, подтверждаются протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра помещений здания от 15.02.2011 г. и другими материалами дела.

Так протоколом осмотра общежития, расположенного по адресу: ул. Свердлова д. 71 «а», г. Корсакова установлено, что здание является 2-х этажным, III степени огнестойкости. Крыша двускатная крытая шифером по деревянной обрешетке, здание 2-х этажное, 2-х подъездное. Отопление центральное. Освещение электрическое. В ходе внепланового мероприятия по надзору за выполнением требований пожарной безопасности в РФ, выявлены нарушения ППБ 01-03, а именно:

  1. помещения не заблокированы автоматической пожарной сигнализацией, что в случае возникновения пожара может стать причиной его позднего обнаружения и развития, что в свою очередь может привести к причинению вреда здоровью и жизни людей, к крупному материальному ущербу;
  2. отсутствует система оповещения людей о пожаре и управления эвакуационными потоками, данная система направлена на предотвращение паники в случае возникновения пожара и на эффективную эвакуацию людей, предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара;
  3. отсутствуют световые табло «выход» и «запасный выход», что в случае возникновения пожара и задымления затруднит эвакуацию людей из здания и продлит время воздействия опасных факторов на их здоровье;
  4. деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, отсутствует акт проверки состояния огнезащитной обработки, что может способствовать распространению огня по деревянным конструкциям;
  5. отсутствуют замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети. Кроме того, проводка здания не была рассчитана на установку дополнительных электроприборов (печи, эл. чайники, телевизоры, стиральные машины и др.);
  6. к зданию пристроено крыльцо из горючих материалов, что на путях эвакуации может помешать эвакуации людей и создать дополнительную горючую нагрузку на путях эвакуации;
  7. помещения общежития не обеспечены в достаточном количестве первичными средствами пожаротушения (площадь общежития приблизительно 250 м2, 2 огнетушителя марки ОП-4, не проверены на массу заряда).

Доказательств устранения перечисленных нарушений и соответствие принятых мер предъявляемым требованиям, подтвержденных ТО НД Корсаковского района, законный представитель Комитета не представил.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм при возбуждении производства по делу об административном правонарушении, собирании доказательств и составлении протокола об административном правонарушении не усматриваю.

О составлении протокола об административном правонарушении 16 марта 2011г. в 16:00 законный представитель Комитета был извещен заблаговременно- 11 марта 2011г. (л.д.7)

Ходатайство законного представителя Комитета, поступившее в административный орган по факсимильной связи 16.03.2011г. в 16:12, не содержит в себе указаний на уважительность причин невозможности явки его и (или) защитника Комитета для составления протокола по делу об административном правонарушении. (л.д.16)

Как следует из протокола об административном правонарушении, данное ходатайство административном органом было рассмотрено, и в его удовлетворении было отказано по основанию непредставления Комитетом доказательств уважительности причин невозможности явки законного представителя Комитета, его защитника для составления протокола в обозначенные в уведомлении место и время, что соответствует требованиям ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ.

Согласно экспертному заключению ГУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «испытательная пожарная лаборатория» по Сахалинской области» от 03 марта 2011 года перечисленные нарушения правил пожарной безопасности не могут привести к возникновению пожара, но представляют угрозу жизни, здоровью людей при его возникновении. (л.д.10-11)

Определяя вид назначаемого Комитету наказания, суд принимает во внимание, что выявленные нарушения правил и норм пожарной безопасности не могут сами по себе привести к возникновению пожара, а приостановление деятельности по эксплуатации самого здания общежития его собственником (предоставление жилых помещений по договорам социального найма) и собственниками жилых помещений в нем повлечет отселение всех проживающих в общежитии лиц, и применяет в данном случае наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст., 29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Комитет по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ подвергнуть по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ административному наказанию в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей, который подлежит перечислению по следующим реквизитам:

УФК по Сахалинской области (ГУ МЧС по Сахалинской области), ИНН 6501154161 КПП 650101001, код ОКАТО 64401000000, БИК 046401001, счет № 40101810900000010000, код бюджетной классификации 17711627000010000140, административный штраф по постановлению суда № 5-55\11 от 1.04.2011 г.

Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и (или) опротестовано прокурором в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.В.Мешалкин