Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)



Дело № 5-99/11

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Корсаков 15 июня 2011 года

Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Мешалкин А.В., рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении:

Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 11 «Колокольчик» (далее – МДОУ «Детский сад № 11 «Колокольчик»), расположенного по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

11 мая 2011 года в Корсаковский городской суд из Управления Росздравнадзора по Сахалинской области поступили материалы дела о привлечении МДОУ «Детский сад № 11 «Колокольчик» к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 43 от 6 мая 2011 г. в период с 5.05.2011 г. по 6.05.2011 г. при проведении контрольных мероприятий в отношении МДОУ «Детский сад № 11 «Колокольчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей Корсаковского городского округа Сахалинской области по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности по адресу: 694020, Сахалинская область, Корсаковский район, г. Корсаков, ул. Федько д. 3, установлено следующее:

- отсутствует свидетельство о государственной регистрации права на здание детского сада.

Нарушение, выявленное в ходе проверки, в соответствии с пп. «а-г», «е-з» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 является грубым нарушением лицензионных требований и условий, влекущими за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

При составлении протокола об административном правонарушении законный представитель учреждения – Скотаренко Л.А. пояснила, что у МДОУ отсутствует свидетельство о государственной регистрации прав на здание детского сада. Учредитель, которым является комитет по управлению имуществом КГО, дал обязательство оформить и выдать его до конца первого квартала 2012 года.

В судебном заседании защитник МДОУ «Детский сад № 11 «Колокольчик» Кресик В.Г. вину учреждения в совершении вмененного правонарушения не признал. Полагал, что законодательством о лицензирования медицинской деятельности не предусмотрено представление свидетельства о государственной регистрации права пользования соискателем лицензии зданиями, помещениями, необходимыми для выполнения работ, услуг в указанной сфере. Лицензия учреждению была выдана и является действующей. Заявил о нарушении контролирующим органом порядка проведения проверки деятельности учреждения, поскольку законный представитель учреждения не был извещен о предстоящей проверке в установленный законом срок, что влечет составленные по результатам проверки документы, а на их основании составленный протокол об административном правонарушении,- недействительными.

Исследовав представленные материалы, выслушав объяснения защитника, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) в виде административного штрафа от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Примечанием к данной статье установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля (надзора) за лицензируемыми видами деятельности.

Лицензированию подлежат лишь те виды деятельности, которые предусмотрены законодательством о лицензировании.

Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения, если такое разрешение обязательно.

С субъективной стороны правонарушение является умышленным либо совершенным по неосторожности.

Общие правовые вопросы регулирования в области лицензирования отдельных видов деятельности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 8.08.2011 г. № 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно ч. 1 ст. 9 указанного Закона к заявлению о предоставлении лицензии соискателем лицензии прилагаются на бумажном носителе или в форме электронного документа, в том числе копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Требования о лицензировании медицинской деятельности установлены в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 (ред. от 24.09.2010 г.).

В силу подпункта «а» п. 5 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям.

Согласно свидетельству серии 65 № 000978674 от 19.01.2011 г., муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Колокольчик» является юридическим лицом.

На основании лицензии № 65-01-000048 от 12.08.2008 г., выданной Департаментом здравоохранения Сахалинской области, МДОУ «Детский сад № 11 «Колокольчик» в <адрес> разрешено оказывать доврачебную медицинскую помощь по сестринскому делу в педиатрии.

Как следует из письма руководителя комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа № 10-4019 от 4.05.2011 г., Комитет обязуется в срок до 31.03.2012 г. провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на здание МДОУ «Детский сад № 11 «Колокольчик», расположенное по адресу: <адрес>.

В силу п. 1 ст. 216 ГК РФ, право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками (что относится и к муниципальным учреждениям).

В соответствии с п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ, право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением.

Вместе с тем, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (ч.1 ст.131 ГК РФ).

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 20.03.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Анализ данных норм в их совокупности свидетельствует, что право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Указание на данное обстоятельство изложено и в п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав»

При изложенных обстоятельствах, несмотря на заключение между Комитетом по управлению имуществом администрации МО <адрес> (собственником здания № 3 по ул.Федько в г.Корсакове) и МДОУ «Детский сад № 11 «Колокольчик» договора о передаче учреждению указанного здания в оперативное управление, право такого управления у последнего не возникло, и соответственно учреждение осуществляет медицинскую деятельность без соблюдения обязательного условия лицензирования данной деятельности- наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям, в связи с чем довод защитника учреждения об обратном является несостоятельным.

По обстоятельствам дела следует, что регистрация указанного права оперативного управления в настоящее время также невозможна до или без регистрации собственником имущества в свою очередь не зарегистрировано его права собственности на переданное в оперативное управление здание, что является обязательным условием согласно п.2 ст.6 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Вместе с тем доводы защитника о недействительности составленных контролирующим органом в отношении МДОУ «Детский сад № 11 «Колокольчик» материалов проверки в результате нарушения порядка ее проведения заслуживают внимания.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Согласно п. 12 ст.9 Закона о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Данное требование Закона Управлением Росздравнадзора по Сахалинской области не выполнено.

Из представленных в материалы дела документов следует, что приказ заместителя руководителя Управления Росздравнадзора по <адрес> о проведении в МДОУ «Детский сад № 11 «Колокольчик» выездной плановой проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности был издан 26 апреля 2011 года за № 134-п/11. (л.д.7-9)

Каких-либо сведений, что именно проверяемому юридическому лицу- МДОУ «Детский сад № 11 «Колокольчик» направлялись копии указанного приказа о начале проведения проверки 5 мая 2011 года заказным почтовым уведомлением или иным доступным способом в материалах дела не содержится.

На представленной копии приказа имеется собственноручная отметка законного представителя учреждения об ознакомлении с его копией 5.05.2011г. в 12:00, то есть непосредственно в день перед началом проверки.

Имеющаяся на обороте приказа копия результата факсимильной отправки Управлением Росздравнадзора по Сахалинской области документов в количестве 1 листа не свидетельствует о том, что учреждению был послан именно текст указанного приказа на 3 листах, поскольку согласно отметок документ на 1 листе был отправлен в отдел образования МО Корсаковский городской округ, при этом документ был отправлен 06 апреля 2011 года, то есть задолго до издания приказа о проведении плановой выездной проверки МДОУ «Детский сад № 11 «Колокольчик».

В силу ч.1 ст.20 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Под грубым нарушением в соответствии с пунктом 1 ч.2 указанной статьи относится, в частности нарушение требований, предусмотренных частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах нахожу Акт № 82/11, составленный 6 мая 2011 года по результатам проведенной выездной плановой проверки, недопустимым доказательством по данному делу выявленного в ходе проверки административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

Согласно ч.1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 указанной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается (ч.3 ст.26.2 КоАП РФ).

Из представленного протокола об административном правонарушении следует, что он составлен по результатам проведенной Управлением Росздравнадзора по Сахалинской области плановой выездной проверки, оформленной актом, являющимся недопустимым доказательством по делу, в связи с чем протокол об административном правонарушении в данном случае также не может являться доказательством совершения МДОУ «Детский сад № 11 «Колокольчик» вмененного ему правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, когда в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства совершения МДОУ «Детский сад № 11 «Колокольчик» вмененного административного правонарушения, что не может быть восполнено при рассмотрении дела по существу, производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ- отсутствие состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу о привлечении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 11 «Колокольчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей Корсаковского городского округа Сахалинской области к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и (или) опротестовано прокурором в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.В.Мешалкин