Дело № 5-137/11 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е о назначении административного наказания г. Корсаков 3 августа 2011 года Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Мешалкин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении: капитана судна «F.» Белоусова К.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина РФ, проживающего в <адрес>, У С Т А Н О В И Л: 6 мая 2011 года в 11:50 Сахалинского времени в координатах 46?38?5 северной широты и 142?40?9 восточной долготы территориального моря Российской Федерации (рейд п. Корсаков) ст. госинспектором РФ по госконтролю в сфере охраны МБР Долинской ГРИ ГМИ СПУБО ФСБ РФ В. было осмотрено судно F/C «F.» (флаг <...>, порт приписки <...>, судовладелец «<...>», юридический адрс <...>, фрахтователь «<...>», юридический адрес <...>), под управлением капитана Белоусова К.В., которое было остановлено патрульным вертолетом Ми-8 в 18:10 4 мая 2011 года в координатах 48?08? северной широты и 145?35? восточной долготы ИЭЗ РФ. В ходе осмотра судна было выявлено следующее: судно F/C «F.» находится в технически исправном состоянии, укомплектовано необходимым радиолокационным, навигационным, иным оборудованием для осуществления рыболовства в части хранения и транспортировки живых биологических ресурсов, на судне имеются емкости- заливные трюма с системой подачи забортной воды и воздуха («аэрации»), в которых находился согласно представленного капитаном Белоусовым К.В. коносамента краб стригун-опилио в количестве 22000 кг, краб синий 8500 кг, перегруженный 3.05.2011 г. с борта судна M\V «<...> №» в координатах 44?34?1 северной широты и 143?35?1 восточной долготы ИЭЗ Японии. Таким образом в ходе проверки судна и судовой документации было установлено, что в нарушение Правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства в ИЭЗ РФ и на континентальном шельфе РФ, в период с 23:00 3.05.2011 г. по 18:10 4.05.2011 г. капитан Белоусов К.В., управляя судном F/C «F.», не оснащенным техническими средствами контроля и не зарегистрированным в системе связи и мониторинга, в отсутствие на борту судна сертифицированного оборудования, для взвешивания принимаемого на борт груза биоресурсов, документации, отражающей ежедневную промысловую деятельность, промыслового журнала, журнала подачи судовых суточных донесений, не направляя в контролирующие рыбной промысел органы судовые суточные донесения, не уведомив контролирующие органы о прохождении контрольного пункта «Восток-5» осуществил хранение и транспортировку в ИЭЗ РФ краба стригуна-опилио в живом виде общим весом согласно представленному капитаном Белоусовым К.В. коносаменту в количестве 22000 кг, краба синего в количестве 8500 кг до момента высадки на борт досмотровой группы с патрульного вертолета береговой охраны Ми-8 в 18:10 Сахалинского времени 4.05.2011 г. в ИЭЗ РФ в координатах 48?08? северной широты и 145?35? восточной долготы. В связи с нарушением Правил рыболовства и иных норм природоохранного законодательства РФ в отношении капитана судна F/C «F.» Белоусова К.В. 6.05.2011 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, на судно F/C «F.» наложен арест. По результатам административного расследования в отношении указанного лица 6 июня 2011 г. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ. Согласно протоколу об административном правонарушении Белоусову К.В. вменяется нарушение ст. 19, 43.1 ФЗ № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; ст. 5, 6, 12.2, 12.4 ФЗ № 191 «Об исключительной экономической зоне РФ»; ст. 5, 14.2, 14.4 ФЗ № 187 «О континентальном шельфе РФ»; п. 7.1, 7.2, 7.4, 7.5, 7.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (приказ Росрыболовства № 272 от 27.10.2008 г.); п.п. 3.2, 4.1, 4.2, 4.7 Приказа Госкомрыболовства РФ от 22.11.1999 № 330 «О временном положении о спутниковом позиционном контроле иностранных промысловых судов». 28 июня 2011 года определением и.о. начальника ГМИ СахПУБО ФСБ России А. материалы дела переданы в суд. В судебное заседание Белоусов К.В. не явился, телефонограммой сообщил о полном признании своей вины в совершении вменяемого ему правонарушения, просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его защитника. Защитник Б. в судебном заседании поддержал позицию своего доверителя о признании вины во вмененном административном правонарушении, с учетом совокупности смягчающих ответственность обстоятельств просил назначить Белоусову К.В. наказание в виде штрафа в его минимальном размере, без конфискации судна. Представитель СахПУБО ФСБ РФ Г., действующий на основании доверенности, полагал вину Белоусова К.В. материалами дела доказанной, что позволяет назначить последнему наказание в пределах санкции ч.2 ст.8.17 КоАП РФ. Исследовав материалы дела, выслушав стороны, прихожу к следующему. В соответствии с ч.2 ст.8.17 КоАП РФ - нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой. Указанные в данной норме правонарушения относятся к правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Объектом являются отношения по государственному регулированию и контролю вылова (добычи) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Согласно п.9 ст.1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004г. № 166-ФЗ (ред. от 03.12.2008г.) под рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. В пункте 10 ст.1 того же Закона под промышленным рыболовством понимается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов. Под промыслом водных биоресурсов в п. 1.4 Приказа Госкомрыболовства РФ от 22.11.1999 № 330 "О Временном положении о спутниковом позиционном контроле иностранных промысловых судов" (далее - Приказ № 330) понимается комплексный процесс, включающий вылов, приемку, обработку, транспортирование, хранение продукции, ее перегрузку, а также снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами. В соответствии с данными определениями рыболовство является комплексным процессом, который не ограничивается одним лишь фактическим выловом (добычей) водных биоресурсов. В силу ч. 4. ст.43.1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность, то есть обязательны как для лиц, получивших право на вылов (добычу) водных биоресурсов, так и для лиц, осуществляющих вылов, прием, обработку, транспортировку, хранение продукции, перегрузку выловленных ресурсов. В соответствии с п. 7.1, 7.2 7.4, 7.5, 7.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Росрыболовства от 27 октября 2008 г. № 272, пользователи водными биоресурсами при осуществлении промышленного (в том числе прибрежного) рыболовства: обеспечивают на судах выполнение требований спутникового позиционного контроля российских и иностранных судов, утвержденных Приказом Госкомрыболовства РФ от 22.11.1999 № 330 и Приказом от 14.07.2008 года; располагают сертифицированным оборудованием для взвешивания уловов с наличием сертификата, ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал (промысловый и технологический журналы после окончания их ведения, приемо-сдаточные документы или их заверенные подписью и\или печатью должностного лица, ответственного за лов, копии должны храниться на борту судна или на рыбопромысловом участке в течение года); должны иметь на борту судов в исправном состоянии технические средства контроля (ТСК), обеспечивающие автоматическую передачу информации о местоположении судна. Капитан судна или лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов: ежедневно подает в установленном порядке ССД о рыболовной деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана копии ССД должны храниться на судне в течение одного года со времени подачи донесения); обеспечивает целостность и полноту базы ССД, передаваемых в региональные информационные центры («РИЦы»). Во исполнение требований п. 3.2. Приказа № 330 для регистрации судна F/C «F.» и тестирования ТСК его судовладелец (фрахтователь) должен был подать заявку, а капитан Белоусов К.В. обязан был с помощью любого средства связи (ТСК, радио, телефакс или телекс) не позднее чем за 72 часа до входа в морские воды Российской Федерации направить в РЦМ сообщение о входе в соответствии с форматом, рекомендованным РЦМ (п.4.1) и обеспечить постоянное нахождение ТСК во включенном состоянии, начиная с момента подачи сообщения о намерении войти в морские воды Российской Федерации (п. 4.1) и кончая 6-часовым периодом после выхода из морских вод Российской Федерации. При этом выполнение пункта 4.2 Приказа № 330 не освобождает капитана иностранного судна от передачи сообщений о результатах промысловой деятельности судна и от выполнения других обязанностей, установленных правилами рыболовства в морских водах Российской Федерации. С учетом изложенного, обязанность лиц осуществляющих рыболовство, соблюдать правила рыболовства, куда относятся хранение и транспортировка уловов водных биоресурсов в ИЭЗ РФ, подразумевает соблюдение всех требований, предъявляемых к порядку организации и проведения данного вида деятельности. Невыполнение пользователями, осуществляющими рыболовство во внутренних морских водах либо в территориальном море, на континентальном шельфе, либо в исключительной экономической зоне Российской Федерации своих обязанностей является нарушением правил рыболовства и влечет административную ответственность по ч. 2 ст.8.17 КоАП РФ. Как следует из протокола досмотра судна от 6.05.2011 года, судно F/C «F.» оснащено, укомплектовано необходимым грузовым, электрорадионавигационным, механическим и иным оборудованием и устройствами, позволяющими производить перегруз, хранение и транспортировку водных биологических ресурсов и объектов континентального шельфа в живом виде. В трюмах для перевозки живого краба (согласно коносаменту и судовых расписок от 3.05.2011 г.) находилось 20 000 кг живого краба-стригуна опилио, 8500 кг живого краба синего. На борту судна отсутствовали промысловый журнал, разрешение на промысловую деятельность, технические средства контроля, судовые суточные донесения в контролирующие органы на подавались. В обоснование происхождения груза на борту судна F/C «F.» имелись коносаменты и судовые расписки от 3 мая 2011 года, согласно которым судном «F/C «F.» получено от судна M\V «<...>» в координатах 44?34?1 северной широты и 143?35?1 восточной долготы ИЭЗ Японии груз живых биоресурсов: краб стригун-опилио в количестве 22000 кг; краб синий- 8500 кг. Согласно акту от 13.05.2011 года осмотра краба на видовой, половой состав и степень живучести на борту судна F/C «F.» находился краб стригун-опилио общим весом 22 567 кг, краб синий общим весом 8197 кг. Взвешивание производилось на весах марки № года выпуска, имеющих справку о поверке № от 7.12.2010 г. Из письменных объяснений капитана судна Белоусова К.В. и членов экипажа судна F/C «F.» Е., Д. судно F/C «F.» осуществляет деятельность по приемке, хранению и транспортировке водных биоресурсов. 28.04.2011 г. судно F/C «F.» под управлением капитана Белоусова К.В. вышло из <адрес> (Япония) 3.05.2011 г. в координатах 44?34?1 северной широты и 143?35?1 восточной долготы ИЭЗ Японии по указанию руководства компании «<...>» отшвартовалось с судном M\V «<...>» после чего на борт судна F/C «F.» с борта судна M\V «<...>» был принят груз живого краба стригуна-опилио. От фрахтователя капитан Белоусов К.В. узнал, что планируется бункеровка судна топливом в ИЭЗ РФ, в усредненных координатах 48?08? северной широты и 143?35? восточной долготы. Не дождавшись распоряжения руководства компании (фрахтователя), Белоусов К.В. принял самостоятельное решение, и направил судно F/C «F.» с находящимся на борту грузом биоресурсов: живого краба-стригуна опилио, краба синего общим весом 30 500 кг, полученного согласно коносамента в координатах ИЭЗ Японии, в российские воды в предположительные координаты бункеровки. 3 мая 2011 года в 23:00 Сахалинского времени в координатах 45?13? северной широты и 143?41?0 восточной долготы судно F/C «F.» под управлением капитана Белоусова К.В. пересекло линию внешней границы ИЭЗ РФ и 4.05.2011 г. в 3:45 прошло контрольный пункт (точку) «Восток-5». В 18:10 Сахалинского времени 4.05.2011 г. в ИЭЗ РФ в координатах 48?08? северной широты и 145?35? восточной долготы судно было остановлено патрульным вертолетом береговой охраны пограничного управления. Из донесения о служебном полете вертолета Ми-8 следует, что в 17:57 Сахалинского времени 4.05.2011 г. экипажем вертолета с помощью радиолокационной станции «Контур» (далее – РЛС) была обнаружена радиолокационная цель (далее – РЛЦ). За время полета до установления визуального контакта, РЛЦ непрерывно наблюдалась на экране РЛС. В 18:02 с целью был установлен визуальный контакт, судно следовало примерным курсом 120?. Старшим оперативным группы была установлена связь с капитаном РШ. Капитан РШ сообщил – название судна «F.», принадлежность – Камбоджа, порт приписки Пномпень, груза нет, в ожидании бункеровки. Старший группы дал команду капитану на остановку судна. Команда была выполнена. В 18:04 4.05.2011 г. экипаж вертолета произвел высадку досмотровой группы в количестве 4-х человек на РШ «F.» в координатах 48?08? северной широты и 145?35? восточной долготы ИЭЗ РФ. Визуальный контакт с РШ «F.» не прекращался с момента его установления до окончания высадки досмотровой группы. По сообщению заместителя начальника Службы в г. Корсакове точка с координатами 44?34?1 северной широты и 143?35?1 восточной долготы (координаты перегруза) относится к ИЭЗ Японии; точка с координатами 48?08? северной широты и 145?35? восточной долготы (координаты обнаружения) относится к Восточно-Сахалинской промзоне 6105.3 ИЭЗ РФ и находится на расстоянии 149 мили (276 км) от линии внешней границы ИЭЗ РФ. По сообщению Камчатского филиала ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» и информации Врио начальная Сахалинского филиала ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» судно F/C «F.» не зарегистрировано в информационной системе мониторинга рыболовства. Судовые суточные донесения отсутствуют. Как следует из судовых регистровых документов, судно F/C «F.» 1979 года постройки, место постройки Япония – является транспортным рефрижератором. Согласно договору фрахтования судна от 23.03.2011 г., заключенному между компаниями «<...>» и «<...>», судно осуществляет рыболовство в части транспортировки морепродуктов или судового снабжения в порты Японии, Южной Кореи, Китая. В обоснование происхождения груза на борту судна F/C «F.» капитан Белоусов К.В. представил коносамент и судовую расписку от 3.05.2011 г., согласно которым судном F/C «F.» был принят груз живого краба-стриугна опилио, живого краба синего. Из паспорта моряка МФ № следует, что Белоусов К.В. был принят на должность капитана судна F/C «F.» 30.03.2011 г. (л.д.21-22), а судовой ролью подтверждается, что на момент выявления правонарушения последний по-прежнему занимал должность капитана указанного судна. Совокупностью указанных доказательств, а также признанием вины, подтверждается, что капитан судна F/C «F.» Белоусов К.В. в нарушение установленного порядка направил данное судно с находящимися на борту водными биологическими ресурсами в ИЭЗ РФ и осуществлял при вышеуказанных обстоятельствах их хранение и транспортировку в данной зоне в нарушение законодательства, регулирующего ведение рыболовства в ИЭЗ РФ, до момента обнаружения судна патрульным вертолетом. Являясь капитаном судна, то есть лицом обязанным обеспечить соблюдение на судне правил рыболовства и режима рыболовства ИЭЗ РФ, Белоусов К.В., обладая необходимыми полномочиями и возможностями для их соблюдения, не предпринял к этому никаких мер. С учетом изложенного признаю Белоусова К.В. совершившим умышленно в ИЭЗ РФ хранение и транспортировку краба-стригуна опилио общим весом 22567 кг, краба синего в живом виде общим весом 8 197 кг, на судне, не оснащенном техническими средствами контроля и не зарегистрированным в системе связи и мониторинга, в отсутствие на борту документации, отражающей ежедневную промысловую деятельность, без подачи судовых суточных донесений, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ. Согласно экспертному заключению № от 23.05.2011 г., общая рыночная стоимость морепродукции составила 1546879, 48 рублей (л.д.72-90) При определении вида и размера наказания Белоусова К.В. суд учитывает совершение им административного правонарушения до истечения годичного срока его привлечения к административной ответственности по ч.2 ст. 18.17 КоАП РФ, полное признание вины в совершенном правонарушении, свидетельствующее о его раскаянии, принимая величину минимального размера подлежащего взысканию штрафа и его влияние на условия жизни его семьи и назначает ему наказание в виде штрафа в размере однократной стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, без конфискации судна, ему не принадлежащего. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ: Капитана судна F/C «F.» Белоусова К.В. подвергнуть по ч.2 ст.8.17 КоАП РФ административному наказанию в виде штрафа в размере 1546879,48 рублей, который подлежит перечислению по следующим реквизитам: Получатель – Управление Федерального казначейства по Сахалинской области (Сахалинское ПУБО ФСБ РФ) ИНН 6501165653, КПП 650101001, р\сч 40101810900000010000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области г. Южно-Сахалинск, БИК 046401001, ОКАТО 64401000000, назначение платежа КОД 18911613000010000140. По вступлении постановления в законную силу снять арест с судна F/C «F.». Постановление может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, а также должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и (или) опротестовано прокурором в Сахалинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии. Судья А.В. Мешалкин