Постановление по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ)



Дело № 5-155/11

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

г. Корсаков 10 августа 2011 года

Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области А.В. Мешалкин, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении

иностранного юридического лица - «<...> <...>», юридический адрес: <адрес> <адрес><адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

6 мая 2011 года в 11:50 Сахалинского времени в координатах 46?38?5 северной широты и 142?40?9 восточной долготы территориального моря Российской Федерации (рейд п. Корсаков) ст. госинспектором РФ по госконтролю в сфере охраны МБР Долинской ГРИ ГМИ СПУБО ФСБ РФ А. было осмотрено судно F/C «F.» (флаг <...>, порт приписки <...>, судовладелец «<...>», юридический адрс <адрес>, фрахтователь «<...>», юридический адрес <адрес>), под управлением капитана Г., которое было остановлено патрульным вертолетом Ми-8 в 18:10 4 мая 2011 года в координатах 48?08? северной широты и 145?35? восточной долготы ИЭЗ РФ.

В ходе осмотра судна было выявлено следующее: судно F/C «F.» находится в технически исправном состоянии, укомплектовано необходимым радиолокационным, навигационным, иным оборудованием для осуществления рыболовства в части хранения и транспортировки живых биологических ресурсов, на судне имеются емкости- заливные трюма с системой подачи забортной воды и воздуха («аэрации»), в которых находился согласно представленного капитаном Г. коносамента краб стригун-опилио в количестве 22000 кг, краб синий 8500 кг, перегруженный 3.05.2011 г. с борта судна M\V «<...>» в координатах 44?34?1 северной широты и 143?35?1 восточной долготы ИЭЗ Японии.

Таким образом в ходе проверки судна и судовой документации было установлено, что в нарушение Правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства в ИЭЗ РФ и на континентальном шельфе РФ, в период с 23:00 3.05.2011 г. по 18:10 4.05.2011 г. капитан Г., управляя судном F/C «F.», не оснащенным техническими средствами контроля и не зарегистрированным в системе связи и мониторинга, в отсутствие на борту судна сертифицированного оборудования, для взвешивания принимаемого на борт груза биоресурсов, документации, отражающей ежедневную промысловую деятельность, промыслового журнала, журнала подачи судовых суточных донесений, не направляя в контролирующие рыбной промысел органы судовые суточные донесения, не уведомив контролирующие органы о прохождении контрольного пункта «Восток-5» осуществил хранение и транспортировку в ИЭЗ РФ краба стригуна-опилио в живом виде общим весом согласно представленному капитаном Г. коносаменту в количестве 22000 кг, краба синего в количестве 8500 кг до момента высадки на борт досмотровой группы с патрульного вертолета береговой охраны Ми-8 в 18:10 Сахалинского времени 4.05.2011 г. в ИЭЗ РФ в координатах 48?08? северной широты и 145?35? восточной долготы.

В связи с нарушением Правил рыболовства и иных норм природоохранного законодательства РФ в отношении капитана судна F/C «F.» Г. 6.05.2011 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, на судно F\C «F.» наложен арест.

По результатам административного расследования в отношении указанного лица 6 июня 2011 г. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.

20 июня 2011 г. военный прокурор 318 военной прокуратуры гарнизона вынес постановление о возбуждении в отношении иностранной компании «<...>» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.8.17 КоАП РФ.

По результатам проведенного административного расследования Корсаковской ГЗИ ГМИ СахПУБО ФСБ РФ 20 июля 2011 г. составлен протокол в отношении иностранной компании «<...>» о совершении компанией административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которому иностранному юридическому лицу вменено нарушение п.п. 7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 7.8, 9.1, 9.4 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Госкомрыболовства РФ от 27.10.08г №272; ст.12.4 ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17.12.1998г №191-ФЗ; ст. 14.4 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1996г №187-ФЗ; ст.34-37 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 08.12.2004г № 166-ФЗ; п. 7 Временного положения о спутниковом позиционном контроле иностранных промысловых судов, утвержденного Приказом Госкомрыболовства РФ №330 от 22.11.1999г.

14 июля 2011 года на судно F/C «F.» наложен арест.

25 июля 2011 г. указанный протокол и иные материалы дела поступили в Корсаковский городской суд для рассмотрения по существу.

Законный представитель компании «<...>», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием защитника.

Защитник компании - адвокат Б. в судебном заседании вину предприятия во вмененном правонарушении признал. Просил суд при назначении наказания компании учесть неосторожную форму ее вины, уплату административного штрафа за капитанов судов компании, отсутствие по делу какого-либо экологического и материального ущерба, и назначить наказание в виде штрафа в его минимальном размере без конфискации судна.

В судебном заседании помощник военного прокурора 318 прокуратуры военного гарнизона В. и представитель СахПУБО ФСБ РФ Д. полагали вину компании «<...>» материалами дела доказанной, и необходимым с учетом обстоятельств совершения правонарушения назначить компании наказание в виде штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, без конфискации судна F/C «F.».

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.8.17 КоАП РФ - нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Указанные в данной норме правонарушения относятся к правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Объектом являются отношения по государственному регулированию и контролю вылова (добычи) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

В соответствии с п.9 ст.1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004г. № 166-ФЗ (ред. от 03.12.2008г.) под рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

В силу п.10 ст.1 того же Закона под промышленным рыболовством понимается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

Согласно требованиям Федеральных законов «О животном мире» (статьи 33-36), «Об исключительной экономической зоне Российской федерации» (ст.8, 11), «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов (статьи 34-37) любая деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, в том числе промыслом водных биоресурсов, осуществляется на основании соответствующих разрешений и в соответствии с их условиями, с соблюдением установленных правил, норм и сроков пользования животным миром.

На основании изложенного, соответствующие разрешения (ограничения пользования животным миром), являющиеся необходимым условием законного промысла водных биологических ресурсов, а также правила, нормы и сроки пользования водными биоресурсами, обязательны как для лиц, получивших право на вылов, так и для лиц, причастных к поставкам, транспортировке и переработке выловленных ресурсов.

В соответствии с п. 7.1, 7.2 7.4, 7.5, 7.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Росрыболовства от 27 октября 2008 г. № 272, пользователи водными биоресурсами при осуществлении промышленного (в том числе прибрежного) рыболовства: обеспечивают на судах выполнение требований спутникового позиционного контроля российских и иностранных судов, утвержденных Приказом Госкомрыболовства РФ от 22.11.1999 № 330 и Приказом от 14.07.2008 года; располагают сертифицированным оборудованием для взвешивания уловов с наличием сертификата, ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал (промысловый и технологический журналы после окончания их ведения, приемо-сдаточные документы или их заверенные подписью и\или печатью должностного лица, ответственного за лов, копии должны храниться на борту судна или на рыбопромысловом участке в течение года); должны иметь на борту судов в исправном состоянии технические средства контроля (ТСК), обеспечивающие автоматическую передачу информации о местоположении судна. Капитан судна или лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов: ежедневно подает в установленном порядке ССД о рыболовной деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана копии ССД должны храниться на судне в течение одного года со времени подачи донесения); обеспечивает целостность и полноту базы ССД, передаваемых в региональные информационные центры («РИЦы»).

Во исполнение требований п. 3.2. Приказа № 330 для регистрации судна F/C «F.» и тестирования ТСК его судовладелец (фрахтователь) должен был подать заявку, а капитан Г. обязан был с помощью любого средства связи (ТСК, радио, телефакс или телекс) не позднее чем за 72 часа до входа в морские воды Российской Федерации направить в РЦМ сообщение о входе в соответствии с форматом, рекомендованным РЦМ (п.4.1) и обеспечить постоянное нахождение ТСК во включенном состоянии, начиная с момента подачи сообщения о намерении войти в морские воды Российской Федерации (п. 4.1) и кончая 6-часовым периодом после выхода из морских вод Российской Федерации.

При этом выполнение пункта 4.2 Приказа № 330 не освобождает капитана иностранного судна от передачи сообщений о результатах промысловой деятельности судна и от выполнения других обязанностей, установленных правилами рыболовства в морских водах Российской Федерации.

В силу п.п.2.2 Приказа № 330 его требования распространяются на все иностранные промысловые суда, ведущие промысел водных биологических ресурсов и морские исследования в морских водах Российской Федерации, то есть безотносительно мощности главного двигателя и валовой вместимости иностранного судна (в отличие от российских самоходных судов рыбопромыслового флота, подлежащих оснащению ТСК при мощности главного двигателя более 55 КВт и валовой вместимости более 80 тн. (Приказ Росрыболовства от 14.07.2008 № 50)).

Согласно п. 6 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 994, при осуществлении наблюдений за рыболовством и сохранением водных биоресурсов производятся контроль за деятельностью судов, осуществляющих рыболовство, и получение материалов для анализа показателей рыболовства, при которых проводятся сбор, обработка и хранение информации о данных, касающихся осуществления рыболовства, определяемых Федеральным агентством по рыболовству, о местоположении судов, осуществляющих морские ресурсные исследования и добычу (вылов) водных биоресурсов, приемку, переработку, перегрузку, транспортировку и хранение уловов, выгрузку в портах, снабжение судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами, а также об объеме находящихся на этих судах водных биоресурсов, продуктов их переработки и данных об их транспортировке, перегрузке в море и выгрузке в портах в части, касающейся:

а) российских и иностранных судов - во внутренних морских водах Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском и Азовском морях;

б) российских судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и приписанных к портам Российской Федерации, - в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также в открытом водном пространстве.

Пунктом 7 указанного Положения предусмотрено, что в целях обеспечения контроля, предусмотренного пунктом 6 настоящего Положения, российские и иностранные суда, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 6 настоящего Положения, должны быть оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу указанной в пункте 6 настоящего Положения информации.

Соответственно иностранные суда, осуществляющие промышленное рыболовство в ИЭЗ РФ, в том числе и в виде хранения и транспортирования уловов, должны быть оборудованы техническими средствами контроля местоположения судна в указанной зоне.

С учетом изложенного, обязанность лиц осуществляющих рыболовство, соблюдать правила рыболовства подразумевает соблюдение всех требований, предъявляемых к порядку организации и проведения данного вида деятельности. Невыполнение пользователями, осуществляющими рыболовство во внутренних морских водах либо в территориальном море, на континентальном шельфе, либо в исключительной экономической зоне Российской Федерации своих обязанностей является нарушением правил рыболовства и влечет административную ответственность по ч. 2 ст.8.17 КоАП РФ.

В силу ст.2.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях - иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17-8.20, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что компания «<...>» зарегистрирована в Республике Белиз, является юридическим лицом и судовладельцем судна F/C «F.», его фрахтователем. (л.д. 55-65).

Факты и обстоятельства задержания указанного судна в ИЭЗ Российской Федерации с биоресурсами на борту: крабом стригуном-опилио общим весом 22567 кг, крабом синим общим весом 8197 кг, а также отсутствия разрешений на его вылов, технических средств контроля за местоположением судна, судовой и промысловой документации подтверждаются выпиской из донесения о служебном вертолете Ми-8 (л.д. 150-51), протоколом досмотра судна от 6.05.2011 г. (л.д. 35), актом контрольного взвешивания биоресурсов от 13.05.2011 г. (л.д. 86-92), письменными объяснениями капитана судна Г. и экипажа судна F/C «F.» (л.д. 165-171) и другими материалами дела об административном правонарушении.

Обстоятельства задержания судна в ИЭЗ РФ с крабом стригуном-опилио и крабом синим в трюмах судна, без приемо-сдаточных документов на краб, наличие на судне исправного промыслового оборудования, отсутствие на борту судна средств технического контроля за местоположением судна в ИЭЗ РФ, объяснения членов экипажа судна о том, что груз краба был принят в ИЭЗ Японии в качестве перегруза для его дальнейшей транспортировки, свидетельствуют, что компания «<...>» посредством принадлежащего ей судна F/C «F.» транспортировало в ИЭЗ РФ водные биологические ресурсы с нарушением действующего природоохранного законодательства РФ.

При том, что капитан судна и остальные члены его экипажа являлись в момент задержания судна работниками компании «<...>» компания признается виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, поскольку она имела возможность для соблюдения правил и норм, регламентирующих промысловую деятельность в ИЭЗ и на континентальном шельфе РФ: установить на судне ТСК и зарегистрировать судно в отраслевой системе мониторинга рыболовства (ОСМ); сообщить контролирующим органам РФ о заходе судна с грузом краба в ИЭЗ РФ; обеспечить соблюдение капитаном судна иных требований законодательства РФ в области рыболовства, но ничего для этого не предприняла без каких-либо достаточных оснований.

Согласно экспертному заключению об определении рыночной стоимости ВБР от 23/05.2011 г., стоимость краба стригуна-опилио общим весом 22567 кг составляет 772017,07 рублей, стоимость краба синего общим весом 8197 кг составляет 774862. 41 рублей, а суммарная стоимость ВБР – 1546879,48 рублей. (л.д. 123-145)

Определяя размер и вид применяемого к компании «<...>» административного наказания суд учитывает обстоятельства совершения ею административного правонарушения, степень и характер ее вины в совершении административного правонарушения, отсутствие по делу смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, личность виновного, цели административного наказания (предупреждение совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами), факт совершения административного правонарушения впервые и назначает ей наказание в виде двукратного размера стоимости предмета административного правонарушения, что составляет 3093758,96 рублей, без конфискации судна F/C «F.».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Иностранное юридическое лицо «FUJITA CORPORATION» подвергнуть по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ административному наказанию в виде штрафа в размере 3093758,96 рублей,

который подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Получатель – Управление Федерального казначейства по Сахалинской области (Сахалинское ПУБО ФСБ РФ) ИНН 6501165653, КПП 650101001, р\сч 40101810900000010000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области г. Южно-Сахалинск, БИК 046401001, ОКАТО 64401000000, код 18911613000010000140, назначение платежа: штраф по постановлению Корсаковского городского суда по делу .

По вступлении постановления в законную силу снять арест с судна F/C «FENIX».

Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу, лицом, составившим протокол по делу об административном правонарушении, и опротестовано прокурором в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Мешалкин